Сообщение: "Роль подвижной игры в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
консультация

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

Одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский.

 

mail https://youtu.be/YWtQN7LWlow

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnyeigry.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

142530, тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сообщение:

«Роль подвижных игр в развитии

социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

                                                                           Воспитатели: 

Орехова Екатерина Сергеевна

высшая квалификационная категория;

г.о. Электрогорск

26.08.2020 год

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

Одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский.

Подвижные игры, как средство физического воспитания, являются в дошкольном возрасте наиболее эффективным условием разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они с одной стороны, помогают детям развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления и социально – коммуникативных навыков. При этом правила, заложенные в подвижных играх, закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех.

Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми. Во время игр дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий.

Отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Подвижные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей и качеств детей, формируют у них:

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

- умение слушать и слышать друг друга.

- умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

- позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”.

- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

- формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.

Отбор и систематизация подвижных игр, содержащих в себе условия для физического и социально-коммуникативного развития, позволили нам выделить три группы игр.

1. Индивидуальные подвижные игры.

Игры, имеющие индивидуальный характер деятельности в них детей, то есть каждый ребенок отвечает сам за совершенные им неточности в игре.

Развитие коммуникативных способностей: формирование у детей умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств общения, соблюдение элементарных правил общения в игре.

В этих играх:

-действия участников игры имеют индивидуальный характер;

-между играющими детьми отсутствует зависимость;

-результаты игровых действий детей не объединяются.

-противоборства сторон нет.

Например: «Сбей кегли», «Найди и промолчи», «Быстрый мяч», «Быстро возьми кубик», «Попади мешочком в круг», «Пожалуйста» и т.п.

2. Парные подвижные игры.

Игры, характер игровых действий в которых ставил детей в условия, в которых им необходимо было не только самостоятельно выбирать вариант своего поведения, но и уметь договариваться о согласованном выполнении игрового задания и совместно решать простейшие тактические задачи с выбранным соведущим. Подобные игры способствуют формированию чувства «открытости» по отношению к партнеру, то есть дают возможность чувствовать и понимать его.

Развитие коммуникативных способностей: развитие умения сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игр информацией.

В процессе игр дети овладевают следующими умениями:

- договариваться о выборе игры, заинтересовывать и приглашать необходимое число участников;

- распределять роли, разбиваться на игровые подгруппы;

- согласованно действовать с партнерами при выполнении игрового задания.

Например: «Поймай мяч», «Кошка и мышка», «Лошадки» и т.п.

3. Командные подвижные игры.

Подвижные игры, в которых игровые задания, выполняются небольшой группой - командой. Основное влияние на характер проявления контактов детей в таких играх оказывают игровые правила. Они определяют последовательность выполнения действий, способы их выполнения, необходимость проявления определенных физических качеств.

Развитие коммуникативных способностей: закрепление навыков нравственно-ценностных способов взаимоотношений со сверстниками, закрепление интереса к играм-соревнованиям.

Групповые игровые задания предполагают:

- взаимную ответственность участников;

- необходимость совместных усилий, взаимовыручку;

- достижение общей цели и успеха.

Например: «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Пузырь», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Поменяйтесь местами» и т.п.

Таким образом, включение подвижных игр в процесс воспитания, по моему мнению, способствует повышению уровня компетентности воспитанников в области решения проблем коммуникации. Участие детей в игровой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня физического и нравственного развития, повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, дети приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, учатся распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Практическая часть:

«Поменяйтесь местами»

Дети стоят в кругу. Педагог предлагает поменяться местами тем, кто (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто делает по утрам зарядку», «Кто любит гулять на свежем воздухе», «… кого дома есть кошка», «…у кого светлые волосы» и так далее).

«Держи мяч»

В этой игре дети учатся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки приседают стараясь не выронить мяч из рук, пройти с ним по спортивному залу или спортивной площадке, попрыгать вместе. Главная задача- действовать согласованно и не выронить мяч. Когда игроки более уверенно будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

«Пожалуйста»

Дети стоят в кругу, или в произвольном порядке. Педагог предлагает детям выполнить задания – это различные виды основных движений: марш на месте, пряжки, бег на месте и различные знакомые ОРУ. Главное условие заключается в том, что, если перед заданием не прозвучало «волшебное слово – пожалуйста», дети его не выполняют. Взрослый говорит и показывает задание, а затем старается запутать детей. Это индивидуальная подвижная игра, т. к. далее педагог предлагает занять свое место одному из детей, (более робких) затем он выбирается следующего ведущего игры.

«Идем в гости»

Дети стоят в кругу парами лицом в центр круга. Соединив по одной руке, вверху образуют «домики». По сигналу выбранная пара начинает движение и взявшись за руки проходит под руками выбранной ими пары детей, в понравившийся им «домик» и развернувшись занимает это место. Пара детей, к которой «пришли в гости» так же выбирает понравившийся домик и «идет в гости». Педагог в процессе игры дает рекомендации – следует идти в «домик», где еще не принимали гостей. В дальнейшем, когда дети хорошо освоят игру,можно усложнять задания: на улице дождь, поэтому нужно двигаться быстрее к «домикам», или в гости пошли зайцы – прыжки, черепахи – идут в гости медленно и т. д.В конце игры педагог говорит: «В гости все сейчас пойдем, всех ребят мы соберем!». С этого момента, один ребенок из пары, проходящей под руками у другой пары игроков берет одного за руку и ведет всех к следующему «домику», замыкающий берет за руку одного из следующей пары и все змейкой идут дальше пока все дети соберутся в круг держась за руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Приобщение к музыке  - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.Д. Шостакович...

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры...

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...