Развитие вокально - хоровых навыков у детей дошкольного возраста
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 45 «Космос»
Обобщенный опыт работы
на тему:
«Развитие вокально – хоровых навыков
У детей дошкольного возраста»
Музыкальные руководители:
Опачанская А. М.
Нуртдинова Л. М.
Альметьевск 2010
Обоснование темы.
Современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями, и навыками в области музыкального искусства.
Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность в частности пение. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредствам голоса. «Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры». (Золтан Кодаи)
Теоретическая основа проблемы
Проблема формирования вокально – хоровых навыков неоднократно поднималась в работах Л.Б. Безбородовой, Л.Г. Дмитриевой, В.М, Никитиной, Г.А. Стуловой, Н.М. Черноиваненко и других.
Авторы отмечают необходимость глубокого изучения процессов звукообразвания в различных регистрах голоса и звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.
Как условия развития специальных певческих навыков и умений у дошкольников определяются:
-- музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии;
-- учет возрастных физиологических особенностей и певческих возможностей дошкольника;
-- целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.
В звучании детских голосов, как в зеркале, отражается методика вокальной работы педагога.
Цели:
1. Эмоциональное развитие ребенка через песню.
2. Расширение представления об окружающем мире.
3. Развитие способности к самовыражению, самореализации.
Задачи:
1. Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
2. Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:
- учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
- исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
- обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
- правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;
- отмечать правильное и неправильное пение;
- расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
- развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
- учить импровизировать.
Пути реализации:
В работе с детьми:
1. Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
2. Широкое включение песни в повседневную жизнь детей в детском саду и дома.
3. Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий.
В работе с взрослыми:
1. Осуществление совместной работы с администрацией, воспитателями и родителями по внедрению методического пособия.
2. Создание предметно-развивающей сферы.
3. Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.
4. Привлечение родителей к участию в праздниках в детском саду.
В работе музыкального руководителя:
1. Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
2 Участие в концертной деятельности .
3. Обзор новой методической литературы.
4. Накопление материала, аудио CD, DVD - записей для использования на занятиях.
Желаемый результат:
Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы положительным итогом своей работы считать:
1. Дети дошкольного возраста должны иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской; уметь эмоционально исполнить ее; расширить певческий диапазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно; использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах.
2. Воспитатели должны знать все песни, которые поются с детьми, сами петь и выступать на утренниках; создавать условия в группах для песенной деятельности детей; вести работу с родителями по охране голоса ребенка.
3. Родители должны знать необходимость и пользу пения; быть знакомыми с детским песенным репертуаром; поддерживать интерес детей к песне в семье.
Процесс внедрения:
1. Формирование репертуара и основные требования к подбору песенного материала.
2. Основные требования к детскому репертуару - это идейная направленность, доступность для восприятия и исполнения.
3. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.
4. Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Песня должна быть написана в удобной тесситуре с учетом голосовых возможностей дошкольника.
Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен:
внимательно проанализировать ее примерно по следующей схеме:
Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
Литературный текст : общая оценка художественных качеств, особенности текста.
Мелодия : характер мелодии, интонационная выразительность, интервал, лад, размер и т.д.
Особенности для детского восприятия: фортепианное сопровождение, художественные достоинства, выразительность (фактура), доступность.
Структура (форма) песни : одночастная, двухчастная, куплетная (запев, припев).
Вопросы организации музыкальных занятий.
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятий варьируется.
Я пользуюсь тремя видами занятий:
- Вокально - хоровое,
- слушание музыки,
- музыкально - ритмическое.
Обобщив опыт своей работы детском саду, я пришла к выводу, что глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность, полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на индивидуальных и групповых музыкальных занятиях с детьми в детском саду.
Методические приемы и содержание работы на вокально – хоровых занятиях.
Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них вокально - хоровых навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) старалась использовать в работе самые разнообразные приемы.
Как форму углубленной работы над вокальными данными детей провожу занятия по подгруппам (наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности и т.д.).
В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую - лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе я даю материал попроще, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что не маловажно для слабо слышащих детей. Помимо того, что я уделяла им больше внимания на музыкальных занятиях в индивидуальной работе, я стала с ними заниматься после занятия. Я добилась в этой группе определенных результатов. У детей закрепились ранее сформированные представления о регистрах (высоком и низком), знания о высоких и низких звуках. В результате проведенной работы дети первой группы стали чище петь высокие звуки, дотягиваться своим голоском до звучания ноты. Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляли детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - не маловажный фактор овладения вокальными данными. Чтобы вызвать интерес к новой песне, использую следующие методические приемы: показ иллюстраций, картин, стихи, пословицы, загадки, игрушки, наглядные пособия, атрибуты.
В период разучивания песни использую следующие методические приемы: проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогаю детям осваивать текст и мелодию. На первых этапах разучивания песни я не пользуюсь аккомпанементом, играю только мелодию или предлагаю ее запомнить с голоса взрослого. А в дальнейшем чередую игру мелодии без фортепианного сопровождения с сопровождением.
Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, ( тихое пение), пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), по строчкам, по фразам, по рядам, "мальчики - девочки", по сигналу. Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.
Часто прибегаю к приему, закрепляющему навыки чистого интонирования:
предлагаю спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть хорошо поющим. Даются разные задания, в которых слабо слышащий ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо поющего ("помоги другу").
Нечисто поющим детям уделяю особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю. Но в практике я заметила, что не все слабо слышащие дети чувствуют себя удобно при таком размещении. Я обратила внимание, что при такой посадке детей должный эффект возникает тогда, когда в группе больше в процентном отношении детей хорошо поющих. Поэтому, чтобы слабо поющие дети быстрее научились чище воспроизводить мелодию, я стала хорошо поющих детей садить рядом со слабо поющими. Тогда дети слышат чистое пение не только сзади, но и рядом с собой. Но я не остановилась на таком варианте размещения. Считаю, что удобнее размещать детей не в принятом 3-рядном расположении стульев (т.к. дети, сидящие в третьем ряду, сильно отдалены от музыкального руководителя), а в 2-рядном и не прямолинейно располагать, а полукругом. Звук концентрируется в центре полукруга и дети лучше слышат друг друга. А для более эффективных результатов стараюсь детей размещать различными способами, чередуя выше описанные и добавляя новые ("шахматный порядок»).
Одна из сложных задач в пении - это уметь петь без сопровождения (а капелла). Как правило, я разучиваю с детьми песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя). Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие - они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.
Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально ("сценическая площадка"). При таком пении дети стали лучше слышать.
С удовольствием использую прием "тактирования", в котором в непринужденной форме работаю над ритмическими особенностями песни. Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы ("часики-ходики").
В работе над ансамблевым пением применяю иногда дирижерские жесты: сильный взмах - громкое звучание, слабый - тихое; показываю рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначаю задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни.
Работая над песней, я возвращаюсь к ранее разученным, включая их в то или иное занятие, развлечение, праздник. В знакомых песнях ярче проявляются усвоенные певческие навыки.
Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни, а заполняя его досуг, оно помогает организовать творческие и сюжетные игры, трудовую деятельность и отдых.
Диагностические задания для определения уровня музыкального развития детей.
Тест на звуковысотный слух (определить высокие, низкие звуки).
Тест на ладо-тональный слух (грустная - веселая музыка).
Беседа (вопрос - ответ).
Предлагала карточки с тремя рисунками, указывающие на высокие, средние и низкие звуки. Использовала игровые приемы.
Для индивидуальной характеристики развития детей определила три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень - 7 отгаданных отрывков музыкальных произведений.
Средний уровень - 5 - 6 отгаданных отрывков музыкальных произведений.
Низкий уровень - 3 и ниже отгаданных отрывков музыкальных произведений.
Исходя из этих результатов, делала выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем-то затрудняется - помочь ему преодолеть трудности, заниматься индивидуально. Диагностика развития каждого ребенка дает возможность, увидеть какие вокальные возможности имеются у него, какие способности развиваются и на основе диагностики планировать работу, варьировать и искать новые приемы и формы работы с детьми. Диагностика развития детей по параметрам расширения певческого диапазона представлена в виде линейных графиков, отражающих индивидуальное развитие певческих навыков ребенка. Анализ проведенной диагностики наглядно показал, что работа по программе дает положительный результат в индивидуальном и общем развитии ребенка средствами пения.
Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что певческие способности проявляются рано. Считаю, что своими методами и приемами могу добиться того, что мои воспитанники смогут понимать прекрасное, совершенствовать свои певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывать тягу к вокально-хоровому искусству.
Вокально-хоровые навыки детей улучшились: стали чище интонировать мелодию, прислушиваясь к своему исполнению и исполнению других детей; изменилось качество дикции, артикуляции, выразительного исполнения пения; навыков хорового пения; детского песенного творчества.
Итогом работы являются концертные выступления, театрализованные выступления; выступления на праздниках перед детьми, родителями; участие в конкурсах.
Список используемой литературы:
1. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
2. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
3. Емельянов В.В. Развитие голоса. СПб, 1997.
4. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.
5. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: Тетра Системс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.Д. Шостакович...
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы музыкального руководителя)...
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста(Методическая разработка педагога дополнительного образования дошкольного учреждения Фоменко Аллы Сергеевны). Каждый ребенок с самого...
проект "Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста по средствам музыкальных игр и распевок"
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет наиболее успешному развитию певческих навыков детей. Благодаря ознаком...
"Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой методики обучения"
Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям ДОУ....
«Развитие вокально – хоровых навыков у детей дошкольного возраста»
Отчет о реализации адресной программы «Развитие вокально – хоровых навыков у детей дошкольного возраста»...