"Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой методики обучения"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Васюкова Ольга Анатольевна

Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    «Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста                

                        посредством игровой методики обучения»

Подготовила музыкальный руководитель Васюкова Ольга Анатольевна

МБДОУ г. Иркутска детский сад №159

   

    Эта тема очень значима для педагогов-музыкантов, так как пение успешно развивает весь комплекс музыкальных способностей, в частности, координирует слух и голос, формирует чувство ритма и темпа, развивает эмоциональную отзывчивость и др. Формируются эстетические, нравственные представления. Пение благотворно влияет на физическое и психическое развитие детей.

   Вся деятельность детей основана на игре, в том числе и образовательная. В игровом процессе каждый ребёнок успешен, и это очень повышает самооценку ребёнка. Обучение детей в игре развивает воображение, эмоциональную отзывчивость.

   Каждому педагогу необходимо помнить, что у детей преобладает эмоционально-образное мышление. И поэтому для детей нужно создавать яркие интересные образы, сочинять для них сказки. Тогда процесс обучения будет понятным и радостным. Дети будут получать удовольствие от музыкальных занятий, а это главное в работе с детьми.

   Чтобы дети научились петь, надо пение включать в разные виды музыкальной деятельности:  музыкально-дидактические игры, музыкальные логоритмические игры, подвижные игры, в музыкально-ритмические движения, в игру на детских музыкальных инструментах, в театрализованную деятельность.

                                                   «Игра в оперу»

С детьми 5-6 лет можно поиграть в оперу. Например, сцена Красной шапочки и Волка.

                                                   Сцена в лесу

Красная шапочка идёт по лесу и собирает цветы. Навстречу ей серый волк.

Волк: Куда ты идёшь, Красная шапочка?

Красная шапочка: Я иду к бабушке и несу ей пирожок да горшочек масла.

(Дети сначала чётко проговаривают свои слова, затем пропевают, сочиняя свою мелодию. Реплики заранее не выучиваются и поэтому не должны быть длинными. Персонажи могут быть различными. Дети сами сочиняют слова  и мелодию. Это прекрасно развивает творческие способности детей.

                                                Музыкально-дидактическая игра

                                  «Помоги бабочке найти свой цветок»

Ход игры:

Педагог: Посмотри, пожалуйста, (имя ребёнка), какая красивая бабочка. Она непростая, а музыкальная. (Педагог играет небольшую мелодию). Вокруг бабочки много ярких цветов, но она не может найти свой цветок. Давай ей поможем. (Педагог играет звук). Вот так звучит цветок, на который хочет сесть бабочка. Попробуй спеть: «А-а-а».  (Ребёнок пытается спеть звук). Если у него не получается, попробовать спеть с подъездом снизу или сверху (педагог постоянно нажимает клавишу). В любом случае, если даже ребёнок спел не чисто. Надо его похвалить.

Так же можно придумать другие игровые образы. Например, птичка ищет своё гнёздышко,  про звуки и их домик. Каждое занятие по пению необходимо начинать с вокальной разминки, которая может быть посвящена какой-нибудь теме.

                                                                                         

                                 Вокальная разминка «Семья»

Педагог: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Вот так. Поставьте зубки друг на друга. Поём: «И-и-и» (повторить 3 раза).

Сядьте ровно, представьте, что вы ёлочная игрушка, которую повесили на ёлочку. Возьмите за верёвочку, потяните себя вверх.   Плечики опущены. Зубки разомкнуты, челюсть расслаблена.

Примечание: Педагог показывает все упражнения эмоционально, выразительно.

Педагог: Послушайте, какую историю я вам расскажу. Вот наступило воскресенье. Ура! Вся семья в сборе. И у  всех  - выходной. Мама встала раньше всех.  Она открыла окно, чтобы проветрить комнату.

Дыхательное упражнение «Окошко»- открыть широко рот и на выдохе произнести звук «А_а-а». «Окошко» открывается и закрывается.

Примечание:  упражнение  снимает зажимы челюсти, раскрывает гортань (выполнять 3 раза).

Потом к нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Бабушка  захотела порадовать нас вкусными блинчиками.

Сначала она замесила тесто.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Месим тесто» - улыбнуться, пошлёпать языком между губами: «пя-пя-пя-пя». Потом мы все вместе пекли блинчики.

Упражнение «Блинчики» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

Как вкусно есть блинчики с вареньем.

Упражнение «Вкусное варенье» - улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Мы пили чай из красивых чашечек.

Упражнение «Чашечка» - улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

После завтрака мы с папой и дедушкой  стали надувать шарики.

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик» - взять дыхание носом, положить руку на живот  (воздух идёт в живот).  Медленно, спокойно и бесшумно выдыхать воздух (повторить 2 раза).

Педагог: Несколько шариков начали сдуваться.

(Развести руки в стороны. Медленно соединять прямые руки и произносить «с-с-с» в конце хлопнуть в ладоши.

Педагог: Потом мы вышли всей семьёй во двор, где дедушка покачал  меня на качели.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Качели» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка спрятать за верхние зубы, переместить за нижние зубы. Чередовать.

Педагог: Потом мы пошли гулять. На улице мы собрали красивый букет из осенних листьев.

 Музыкальная логоритмическая игра «Листочки»

 Жёлтые листочки   под ноги летят,

 П        П       I     I        П        П       I        C:\Users\User\Pictures\pauzy-v-muz-01.jpg

 Кружатся листочки – жёлтый листопад.

 П        П       I     I           П       П       I      C:\Users\User\Pictures\pauzy-v-muz-01.jpg

(Дети берут в руки  веточки с листочками, любуются ими и поют песенку. Затем кладут их на колени, поют и хлопают ритмический рисунок. Хлопки чередуют с другими звучащими жестами).

Педагог: Мы шли по улице и напевали: «Да-ди-ду, я по городу иду» (на любую несложную мелодию).

Возле  мясного магазина мы увидели рыжего кота.  Он сидел на крылечке и облизывался.  Кот был такой толстый!

Музыкальная  логоритмическая игра  «Рыжий кот»

 Толстый рыжий кот            всё подряд жуёт,

 П          П           I     C:\Users\User\Pictures\pauzy-v-muz-01.jpg       П          П           I       C:\Users\User\Pictures\pauzy-v-muz-01.jpg

 И со-сис-ку, и ре-дис-ку  ест прожора-кот.

 П          П       П          П       П       П             I     C:\Users\User\Pictures\pauzy-v-muz-01.jpg

(Хлопать ритм и проговаривать текст, затем к тексту добавить игру на ДМИ: ложках, бубнах, коробочке. Третий раз петь мелодию на 2-3 звуках и играть на ксилофоне, металлофоне или фортепиано).

Педагог: Мы угостили кота пирожком. Он съел его и заурчал  от  удовольствия: «Ф-р-р-р,  ф-р-р-р».

Педагог: Как хорошо мы погуляли! А ещё лучше, когда мы собираемся все вместе!

                                  Пальчиковая игра «Семья» с пением

Этот пальчик - бабушка, этот пальчик  - дедушка, этот пальчик -  мамочка, этот пальчик  - папочка, этот пальчик – я.  Вот и вся моя семья!

(Пальцы собраны в кулачок. По очереди выпрямлять пальцы, начиная с большого.)

Артикуляционные упражнения

Работа над артикуляцией позволяет добиться правильного звукопроизношения, развивает подвижность языка, челюстей, губ.

 «Собачка высовывается из будки» - улыбнуться, приоткрыть рот, энергично высовывать язык и прятать.

«Вертолёт»  - вибрировать губами, спокойным звуком, без утрирования.

Запуск  вертолёта – вибрировать на одном звуке. Взлёт и посадка – показываем интонацией вверх и вниз.

«Рисуем картину» - открыть рот. Язык спрятать за верхние зубки и двигать вперёд-назад. «Рисуем» картину по верхнему нёбу.

Очень эффективны скороговорки. Как правильно их разучивать. Вначале проговорить медленно, негромко. Затем шёпотом. Можно проговаривать с разными интонациями: обиженно, рассерженно, ласково и т.д.

Дыхательные упражнения

Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

«Ёжик»

Вдох спокойный. На выдохе произнести 3- 5 раз «пых», сгибая и разгибая пальцы.

 «Горячий суп» (или какое-нибудь другое блюдо)

Педагог: Представьте, что мама сварила суп и налила его в тарелку. Но суп очень горячий и его надо охладить. Давайте подуем на суп и произнесём звук «ф». Берём вдох, считая про себя до 3, задержали воздух (на два счёта) и на выдохе произносим «Ф-ф-ф» (мысленно считая до 5). При проведении этого упражнения попросить педагога, чтобы он считал вслух.

«Собачка дышит»  - делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего.

 «Буль-Буль» -  в стакан наливаем воду, поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.

«Музыкальная бутылочка» - нужно взять небольшую стеклянную бутылочку. Высота не более 10 см. Слегка касаясь нижней губой горлышка бутылочки, начинаем медленно дуть. Струя воздуха должна быть сильной. Получается интересный свистящий звук.

Упражнение «Шарик»

«Шарик сдувается» - развести руки в стороны, делая спокойный вдох. На выдохе руки медленно сводить к центру, произнося звук «С-с-с». В конце хлопнуть.

Упражнение «Греем котёнка»

Спокойный вдох и выдох. На выдохе тёплым воздухом греем воображаемого котёнка.

«Песенки» - петь на выдохе слово или строчку из песенки.

Упражнение «Ветерок»

Дуем на листики (можно положить настоящие листики на ладошку, привязать к зонтику), на бабочки (привязать к палочке или карандашу), на снежинки (можно сделать из синтепона или ваты). Дуем на бумажный кораблик, который плавает в тазике, на пёрышки, пушинки и др. Главное, чтобы это было наглядно и  ярко.

                                                       

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Разработка по развтитию интелектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера"

Опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюиз...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социа...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Содержание этой области направлено на: «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая…развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоя...