Познавательно-творческий проект в средней группе "Знакомство детей с русскими народными промыслами,традициями и культурой"
проект (средняя группа)

Карпова Ольга Александровна

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Знакомство детей с русскими народными промыслами,

традициями и культурой »

Тип проекта: Познавательно-творческий

Продолжительность: 4 недели

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели

Возраст детей: 4-5 лет.

Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта:

- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

- познакомить детей с особенностями народного быта;

- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;

- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;

- познакомить детей с разными видами народного творчества;  

- развивать художественно — творческие способности детей;              

- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

- заучивание потешек, прибауток, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение художественной литературы;

- использование русских народных песен и танцев;

- проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- рассказ о народных обычаях и традициях;

- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

- беседы, вопросы, разъяснения.

Значение проекта:
1.Для детей:
- Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
-Познакомить детей с русской народной игрушкой;
-Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
-Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
-Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
-Воспитывать патриотические чувства у детей.
2.Для педагогов:
- углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры;

-формировать желание у детей и их родителей расширять знания о народных промыслах.

3.Для родителей:
-Консультация на тему «Русские народные традиции»

-Проведение русских народных праздников (Масленица, Пасха )

-Оганизация выставки детского творчества.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка,филимоновская игрушка,матрешка),освоение техники рисования узоров;

- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Для педагогов:

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей:

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами;

-pаинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Этапы проекта:

I этап - подготовительный

Разработка проекта.

1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

II этап - основной

Интеграция образовательных областей по проекту:

Социально-коммуникативное развитие:

- сюжетно-ролевые игры;

- ситуации;

- беседы.

«Познавательное развитие»:

- беседы;

- НОД;

 «Развитие речи»:

- составление описательных рассказов;

- сочинение сказок, стихов и рассказов;

- речевые упражнения.

«Игровая деятельность»:

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- игровые упражнения;

- развивающие игры.

- «Художественно-эстетическое развитие»:

- рисование;  

- аппликация;

- чтение художественной литературы;

- слушание музыкальных произведений.

«Физическая культура»:

- физминутки;

- народные игры;

- подвижные игры.

III этап - заключительный

-Обработка результатов по реализации проекта;

-Выставка рисунков, аппликаций;

-Проведение развлечения(Масленница).

План работы над проектом

Познавательное развитие:

1.Беседы:

- Беседа: «Народные традиции»;

-Тематическая беседа «Дымковские мастера» (знакомство с дымковской игрушкой,рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи);

-Беседа «Филимоновские игрушки»;

- Беседа «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой».

2. Просмотр презентаций:

-Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.»;

-Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.»;

 -Просмотр презентации «Народные промыслы»: дымковская, городецкая и филимоновская роспись»;

3.НОД.Познание: «Масленница».

Социально-коммуникативное развитие:

1.Сюжетно-ролевые игры:

- Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

- Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»;

2.Беседы:

-Беседа «Чудо-мастера Руси»;

- Беседа-обсуждение жизни наших предков.

Игровая деятельность:

1.Тетрализованные игры:

 -театрализованная игра «теремок»;

- настольный театр «Волк и семеро козлят»;

-театрализованная игра «Колобок».

2.Дидактические игры:

-дидактическая игра «Собери матрешку»;

-дидактическая игра «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

-дидактическая игра «Составь сказку». Учить составлять сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.

Речевое развитие:

-Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек,небылиц;

-Загадки о народных промыслах;

-Рассказывание по картинке «Дымковский конь»;

заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»;

Заучивание небылицы «Богат Ермошка»;

Физическое развитие:

1.Русские народные игры:«Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

2.Пальчиковая гимнастика:«На ладошки мы подуем», «Сороконожки»,«Оладушки».

3.Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Дудочка».

4.Гимнастика для глаз : «Чудеса».

5.Физминутки:«Заводные игрушки»,«Матрешки».

Художественно-эстетическое развитие:

1.НОД

-Рисование «Городецкая роспись-основные элементы росписи»,

-Рисование «Роспись дымковской лошадки»,

-Аппликация «Русская матрешка»,

-Рисование «Филимоновская игрушка». Н.Н. Леонова «Художественное творчество», с156  

2. Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»).

3.Чтение художественной литературы:

Стихотворения(А. Барто «Игрушки»,Некрасова «Веселые матрешки»,И. Чернидская «Матрешки»)

Русские народные сказки«Хаврошечка»,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Лисичка сестричка и волк»,С. Маршак «О матрешках», «Лиса и заяц»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий кратковременный проект: «Маленькие богатыри» для детей старшей группы .

Познавательно-творческий  кратковременный проект:      «Маленькие богатыри»...

Доклад на педагогической конференции. Тема: «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»

 «Сказка – это колыбель мысли сумейте поставить воспитание      ребенка     так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой ...

Презентация "Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам"

Использование технологии проектирования помогает нам в работе с русскими народными сказками, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослог...

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Проект "Развитие творчество у детей через русскую народную сказку"

Проект "Развитие творчество у детей через русскую народную сказку"...

Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»

Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»...