РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МДОУ Мостовского детского сада «Колосок»
рабочая программа (старшая группа)

Власова Татьяна Павловна

Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в  социальный мир и   налаживания     взаимоотношений с окружающими их людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-vospitaniya_ds_kolosok_111111.docx148.25 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

Протокол № 1

Педагогического совета

от   27.08.2021г

Утверждено

Приказом заведующего

д/с  «Колосок»

                                            от 30.08. 2021г № 21

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

               МДОУ Мостовского детского сада «Колосок»

на 2021-2022 учебный год

Содержание

1. Особенности воспитательного процесса в детском саду        с. 3

2. Цель и задачи воспитания ...…………………………………………..с. 4

  1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………...с. 8
  2. Основные направления самоанализа воспитательной работы ……..с. 12

  3. Нормативно-правовая документация ………………………………...с.13

6.Календарный план воспитательной работы …………………... 7.Литература………………….................................................................с.15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МДОУ Мостовского  детского сада  «Колосок» (ООП ДО ДОУ детский сад  «Колосок»). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в  социальный мир и   налаживания     взаимоотношений с окружающими их людьми.

В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6.б ФГОС ДО)

Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других…. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п.(4.6. ФГОС ДО).

В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:

раздел «Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса» (описание специфики деятельности ДОУ);

раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые ДОУ предстоит решать для достижения цели;

раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей.

Инвариантные модули

Воспитатель в возрастной группе

Образовательная деятельность

Работа        с родителями

Сетевое взаимодействие        с

другими ОО

Вариативные модули

Ключевые общесадиковые мероприятия

Создание развивающей среды

Модули         в         программе         воспитания         располагаются         в         соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы ДОУ. Воспитательные задачи реализуются в содержании образовательных областей, согласно ФГОС ДО, обеспечивая их интеграцию.

Раздел    «Основные    направления    самоанализа    воспитательной    работы», показывает, каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной работы. Раздел содержит перечень основных направлений, дополнен критериями и способами его осуществления.

К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы  с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков их проведения.

Программа позволяет педагогическим работникам и родителям скоординировать свои усилия, направленные на воспитание подрастающего поколения.

  1. ОСОБЕННОСТИ        ОРГАНИЗУЕМОГО        В        ДОУ        ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МДОУ Мостовский детский сад  «Колосок» расположен в сельской местности в типовом здании, по адресу Прибайкальский район, с. Мостовка ул. Молодежная дом 19.

ДОУ располагает базой: музыкальный зал,  имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям.

Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:

  • позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания;
  • партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
  • сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

  • стержнем воспитательной работы ДОУ являются ключевые общесадиковые мероприятия, мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
  • важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника);
  • в проведении общесадиковых мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;
  • педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
  • ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.

2.     ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности:

Патриотизм нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.

Социальная солидарность единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей.

Гражданственность-        качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей

прина длежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона; в более общем значении — забота об общественном благе, концентрация помыслов и чув ств на идее гражданского долга.

Семья- социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Труд и творчество- это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Среди людей, владеющих каким-либо ремеслом, есть такие, которые вызывают восторг от результатов его труда.

Наука- область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа

Традиционные религии- ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени.

Искусство и литература одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности…

Природа-материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук

Человечество совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).

Здоровье -состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Исходя  из        воспитательного идеала, а также    основываясь на базовых    для нашего общества ценностях общая цель воспитания  в ДОУ:

формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных,

самостоятельности и ответственности ребенка.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.

  1. В воспитании детей младшего дошкольного возраста
  • обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности.

Задачи:

  • развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
  • сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
  • развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
  • содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

–сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;

  • сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).

  1. В воспитании детей старшего дошкольного возраста цель:
  • обеспечение        развития        общей        культуры        личности        ребенка,        

интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств.

Задачи:

  • обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
  • поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
  • воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;
  • углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни;

-сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;

  • развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;
  • поощрять проявления морально-волевых качеств.

Организовать        работу        с        семьями        воспитанников,        их        родителями        или        законными представителями, направленную на совместное решение вопросов личностного развития детей.

Задачи:

  1. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
  2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:

-сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;

-взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.

  1. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды деятельности - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

-познавательно-исследовательская        (исследования        объектов окружающегомира        и экспериментирования с ними),

  • восприятие художественной литературы и фольклора,

-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

-двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Формы организации деятельности

  • игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;

-тематический модуль, коллекционирование,

-чтение, беседа/разговор, ситуации,

-конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,

-проекты, эксперименты,        длительные        наблюдения,        экологические акции,  экскурсии, пешеходные прогулки.

-мастерская, клубный час,

  • праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,

-театрализованные игры, инсценировки.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.

Описание содержания модулей выполнено в порядке их значимости для реализации воспитательных задач в дошкольном учреждении.

Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»

Конкурсные и праздничные мероприятия, физкультурно-спортивные соревнования - главные традиционные события в ДОУ, которые организуются для всех детей. Мероприятия, предусмотренные Календарем образовательных событий и знаменательных дат РФ, также частично ревизуются через общесадиковые мероприятия. К таким мероприятиям готовятся и дети, и взрослые (педагоги, родители) На мероприятия могут приглашаться представители других организаций – инспектор ГИБДД, учитель и ученики начальных классов школы, представители краеведческого музея, спортивного центра и другие. Характер проводимых мероприятий всегда является эмоционально насыщенным, активным, познавательным, с разнообразной детской деятельностью.

 Экологическая акция – также являются традиционными мероприятиями, максимально участвуют все дети, родители, сотрудники. Проводится большая предварительная работа среди детей и родителей по подготовке к мероприятию.

Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным – всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте.

Ключевые общесадиковые мероприятия могут быть связаны с уровнем муниципального , республиканского и всероссийского. Дети и педагоги, родители становятся активными участниками конкурсов, соревнований, организуемых Турунтаевским домом детского творчества,  ГИБДД и т.д.

Модуль «Воспитатель в возрастной группе»

Воспитатель осуществляет работу с конкретной группой детей, родителями, а также другими педагогами ДОУ. Работа педагогом проводится как фронтально, так и индивидуально с каждым ребенком. Воспитатель реализует воспитательные задачи посредством использования следующих форм организации детской деятельности: игра, игровое упражнение, игра-путешествие, тематический модуль, чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, краткосрочные проекты, занятия, коллекционирование, творческая мастерская, эксперименты, длительные наблюдения, коллективное творческое дело, экскурсии, пешеходные прогулки. Кроме этого воспитатель планирует и проводит ежедневную работу по формированию у детей культурно- гигиенических навыков, правил поведения и взаимоотношения, речевого этикета. Ежедневная работа по воспитанию отражается в календарном плане педагога.

Воспитатель также обеспечивает взаимодействие между детьми и другими педагогами ДОУ, между родителями и детьми, между детьми своей группы и другой возрастной группы. Мероприятия носят систематический характер, максимальное внимание уделяется детской игре в различных ее видах, организации элементарной трудовой деятельности, индивидуальной работе. Ведущая технология, используемая для решения задач воспитательной программы: авторы Римашевская Л.С. «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников», Н.Гришаева «Клубный час» как средство развития детской саморегуляции.

Характер проводимых мероприятий в первую очередь призван обеспечивать доверительные отношения между воспитателем и ребенком, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой в режиме дня деятельности, активизации их социально-коммуникативной деятельности. Побуждение детей соблюдать в течение дня пребывания в ДОУ общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками.

Модуль «Образовательная деятельность»

Образовательная деятельность с детьми предполагает организацию и проведение воспитателем таких форм, как занимательное занятие, дидактическая игра, игровое упражнение, игра-путешествие, чтение, беседа/разговор, ситуация, театрализованные игры и инсценировки, длительные наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии, пешеходные прогулки.

Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания детей своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом.

Основное назначение данного модуля состоит в использование воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе.

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в         данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.

На уровне группы и ДОУ.

Совет родителей группы, члены совета родителей группы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся.

Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов.

Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадиковые мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.

Общесадиковые родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей.

Родительские форумы при интернет-сайте ДОУ, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогических работников, руководителя ДОУ.  

Участие родителей в общесадиковых мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в конкурсах на уровне муниципалитета, ДОУ, подготовка проектов по оформлению помещений ДОУ к праздникам, оформлению территории ДОУ к летне-оздоровительному сезону и зимним играм.

На индивидуальном уровне.

Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка, а также конфликтными ситуациями между  семьями.

Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности общесадиковых и групповых.

Ииндивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.    Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению творческих дел группы. Организация внутри группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОУ.

Модуль «Сетевое взаимодействие с другими ОО»

Сетевое взаимодействие осуществляется с образовательными организациями, среди них: Мостовский культурно-информационный центр, Мостовская общеобразовательная школа, сельская   библиотека. Организация мероприятий проводится на основе договора о сотрудничестве и плана работы. Мероприятия проводятся, как на базе ДОУ, так и на базе образовательного или культурного центра (организации). Договор и план мероприятий заключается. план работы по преемственности заключается ежегодно с общеобразовательной школой (МОУ Мостовская ООШ), с остальными организациями мероприятия имеют разовый характер, проводятся по предварительной договоренности.

Модуль «Создание развивающей среды»

Оформление интерьера помещений дошкольного учреждения (холла, коридоров, групповых помещений, залов, лестничных пролетов и т.п.) периодически обновляется;

-размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ детей и родителей, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга; фотоотчеты об интересных событиях, происходящих в ДОУ (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) размещаются на общесадиковых и групповых стендах;

-озеленение территории, разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для детей разных возрастных групп, позволяет разделить свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;

  • создание и поддержание в рабочем состоянии в приемной каждой группы стеллажей свободного книгообмена, родители и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать их для чтения;
  • благоустройство групповых помещений осуществляется по творческим проектам воспитателя и родителей воспитанников, при этом педагоги имеют возможность проявить свою творческую инициативу, привлечь родителей к активному участию в оформлении развивающей среды для своих детей;
  • событийный дизайн – к каждому празднику и знаменательному мероприятию в ДОУ оформляется пространство музыкального зала, групповых помещений, центрального холла;

-совместная с родителями разработка, создание и популяризация особой символики ДОУ

 (логотип, стихи, символы групп по возрастам и т.п.);

-регулярная      организация      и      проведение       конкурсов       творческих       проектов по благоустройству различных участков территории ДОУ (высадка культурных растений, разбивка газонов, сооружение альпийских горок, декоративное оформление отведенных для детских проектов мест);

  1. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в МДОУ Мостовский  детский сад  «Колосок» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МДОУ Мостовском  детском саду  «Колосок», являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в МДОУ Мостовском  детском  саду  «Колосок»  воспитательного процесса являются:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МДОУ Мостовский  детский сад  «Колосок»  .

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

  1. Состояние организуемой в МДОУ Мостовском  детском саду  «Колосок»  совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МДОУ Мостовский  детский сад  «Колосок».  Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
  • качеством проводимых общесадовских мероприятий;
  • качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
  • качеством проводимых экскурсий;
  • качеством        организации        творческих        соревнований, праздников        и фольклорных        мероприятий.

       Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МДОУ Мостовский  детский сад          

         «Колосок» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу

5.     Нормативно-правовая документация

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).

Основные локальные акты:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ Мостовского  детского сада  «Колосок».
  2. План работы на учебный год
  3. Календарный учебный график

Литература

Автор, составитель

Наименование издания

Издательство

Год

издания

1

Князева О.Л.

Я - ты – мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников

Москва:«Мозайка- Синтез»

2005г.

2

Арушанова А.Г.

«Развитие        коммуникативных способностей дошкольника».

Москва:        «Т.Ц Сфера»

2012г.

3

Гришаева Н.П.

«Педагогическая        технология

«Клубный час», как средство реализации        поведения

Москва:«Вентана- Граф»

2015г.

5

Артёмова Л.В.

Окружающий        мир        в

дидактических        играх дошкольников

Москва: Просвещение:

1991.

6

Л.А.Парамонова

Базисная программа «Истоки»

Москва «Карапуз»

2010г

7

Р.С.Буре, Воробьёва        М.В., Давидович В.Н. и др.

Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.: Пособие для воспитателей        дошкольных образовательных учреждений и родителей

Москва: Просвещение:

2004г.

8

Иванова А.И.

Методика        организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду:

Москва:        «Т.Ц Сфера»

2004г.

9

Курочкина И.Н.

Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников

Москва: «Владос»

2001г.

10

Николаева С.О.

Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: литературный и музыкально - игровой материал

Москва: «Владос»

2005г.

11

Юдина        Е.Г., Степанова Г.П., Денисова Е.Д.

Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Москва: Просвещение:

2003г.

12

Римашевская Л.С.

Технология развития навыков сотрудничества у старших  

дошкольников.

Учебно- методическое

пособие,центр педагогического образования,

2007

Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.

Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»

ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРАДИЦИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДОУ

Календарный период

Возрастные группы

Старшая подгруппа

Подгот. подгруппа

Сентябрь

Развлечение «День                 знаний»  ;«Весело у  нас в саду!»

Экскурсия в школу на торжественную     линейку.

Утренник «День дошкольного работника»

                  «День пожилого человека»

Квест «Внимание на дорогу». «Дом без опасности»

Октябрь

Общесадиковое развлечение «Здравствуй, Осень»

 Акция «Всемирный день защиты животных»

                 

Ноябрь

Концерт «Самой близкой и родной!» в честь Дня матери.

Концертная программа «Поздравляем с Днем матери!»

Праздник «День народного единства»

Акция «День встречи зимующих птиц. Синичкин  день»

Декабрь

Утренник «Здравствуй, Новый год!»

Январь

«День здоровья » Зимние (Рождественские ) забавы.

Тематическое занятие  «Это страшное слово «война!»

День     освобождения Ленинграда        от            блокады «Блокадный            хлеб» - акция

Февраль

«День родного языка» - досуг театрализация сказки.

Праздник «День  защитников Отечества»

Развлечение «Сагаалган» Праздник белого месяца

Март

общесадиковое мероприятие - Утренник, посвященный ко дню 8 марта «Самая милая , самая любимая!»

Развлечение « Ух ты, Масленница!»

Праздник книги  «Мой друг – книжка»

Апрель

Развлечение «Весна - красна, капель звонка!» по народным мотивам.

Тематическое занятие «Если очень захотеть, можно        в космос   полететь!»

Экологическая акция «День Земли» проводится с детьми, родителями.

Май

 общесадиковое праздничное мероприятие- Концертная программа «День Победы!»,

 экскурсия к памятнику ВОВ, возложение цветов к памятнику героям Великой Отечественной войны  .

Праздник «До свиданья, детский сад!»

Июнь

 праздничное общесадиковое мероприятие «Пусть всегда будет солнце» «День защиты детей!»

Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветные ладошки»

 Акция « День русского языка!» Пушкинский день России

Праздник « Мыльных пузырей»

«Свеча памяти» - акция. «День памяти и скорби»

Июль

Акция- День русской березки. Троица»

Развлечение «Путешествие в страну Воздушных шаров»

 «День семьи ,любви и верности»-8 июля

Август

День Российского флага – тематическое развлечение

Развлечение «Международный день светофора»

Физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования в ДОУ

Календарный период

Возрастная группа

Старшая группа

Подгот. подгруппа

Сентябрь

«Мой веселый, звонкий мяч»

«День здоровья»

Октябрь

Развлечение «Загадки        с овощной грядки».

Ноябрь

Развлечение «Мы едины ! Мы сила!»

Декабрь

«Хорошо зимой в  саду!

Спортивный праздник «Зимняя олимпиада»

Январь

«Встреча со  Снеговиком» «День здоровья»

Февраль

Физкультурный досуг «Летчики, танкисты»

Март

Соревнования «Веселые старты» - совместно с родителями

Апрель

«Добрым смехом  смеются дети!» Играем вместе с малышами

Первоапрельское развлечение «Шутки-прибаутки»

Май

Досуг «Быстрые, ловкие, умелые!»

Июнь

«Мыльные пузыри!» - развлечение   с                                      элементами основных движений

Эстафета «Дружная  семья»

Июль

Игры со скакалкой

Август

Игры-забавы «русские народные игры»

КОНКУРСЫ, АКЦИИ, МЕРОПРИЯТИЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТА

Календарный период

Наименование мероприятия

Возрастной диапазон участников

Сентябрь

Конкурс рисунков «Дорога глазами детей»

Октябрь

Конкурс осенних поделок

От 4 до 7

Ноябрь

Конкурс чтецов «Добрая дорога   детства!»

Конкурс рисунков «Мамочке Любимой»

Конкурс Фото-челлендж «Селфи счастья»

От5 до 7лет

Семьи воспитанников, педагоги

Декабрь

Праздничное шествие дедов Морозов!

  Конкурс «Письмо деду Морозу»»

Все возрастные группы, семьи воспитанников, педагоги, сотрудники

Январь

Акция «Покормите птиц зимой»

Все возрастные группы, семьи воспитанников, педагоги, сотрудники

Февраль

Конкурс Чтецов «Будущим солдатам»

Конкурс рисунков и поделок к 23 февраля

Конкурс поделок на Сагаалган

От 4 до 7 лет

Март

Конкурс чтецов «Мамочке любимой !»

«21 марта Всемирный день поэзии»

От 4до 7 лет

Апрель

Акция «Встречаем птиц!»

Выставка-конкурс декоративно- прикладного творчества «Город                    мастеров»

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – дружная семья»

Все возрастные группы, семьи воспитанников, педагоги, сотрудники

Семьи с детьми 5-7 лет.

Май

Спартакиада среди старших  дошкольников

Конкурс на лучшую стенгазету «Помним,гордимся!»

Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим!»

Конкурс рисунков «Победа глазами детей»

4-7 лет

КОНКУРСЫ В ДОУ

Календарный период

Наименование мероприятия

Возрастной диапазон участников

Ноябрь

Конкурс чтецов «Маме посвящается!»

С 4 до 7 лет

Декабрь

Конкурс рисунков и плакатов

«Берегите, елки!»

Конкурс творческих работ «Мастерская Деда Мороза»

Все возрастные группы, семьи воспитанников, педагоги, сотрудники

Январь

Конкурс рисунков «Пешеход, будь внимателен!»

С 5 до 7 лет

Февраль

Конкурс рисунков и поделок «Защитникам Родины посвящается!»

5-7 лет

Март

Конкурс творческих работ «Мамочке, любимой, мой подарок!»

Все возрастные группы, семьи воспитанников, педагоги, сотрудники

Март

Конкурс рисунков «За безопасность     детства!»

Все возрастные группы, семьи воспитанников, педагоги, сотрудники

Май

Конкурс рисунков и поделок «Помним победителей!»

Все возрастные группы, семьи воспитанников,

педагоги, сотрудники

КОНКУРСЫ НА ВСЕРОССИЙКОМ УРОВНЕ

Конкурс

Дата проведения

Всероссийская викторина «Моя родина – Россия»

Сентябрь

Всероссийский конкурс детского рисунка «Красота родного края» в рамках Всероссийской педагогической конференции

«Нравственно-патриотическое воспитание: основные проблемы и перспективы формирования»

Октябрь

Всероссийский конкурс «Времена года»

Ноябрь

Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Творческий поиск»

Ноябрь

Всероссийский детский конкурс рисунка и прикладного творчества «Эти забавные животные»

Декабрь

Всероссийский детский конкурс «Твори, участвуй, побеждай» - номинация

Февраль

Всероссийский детский конкурс «У ПДД каникул нет»

Февраль

Международный конкурс «День Победы», «Салют Победы»

Май

Международный конкурс «Мой успех»,

Март

Всероссийский творческий конкурс «День Российской Армии» номинация «Подарок папе»

Февраль

Всероссийский творческий конкурс «Весенний праздник наших мам» номинация «Мой подарок маме»

Март

Международный творческий конкурс «День Победы»

Май

Модуль «Воспитатель в возрастной группе»

В данном модуле работа планируется на основе тематических блоков, связана по содержанию с Рабочей программой группы,

образовательными областями ФГОС ДО.

1 блок «Моя семья. Моя Родина»        дети 4-5 лет

Период , тема

Форма проведения мероприятия, содержание

октябрь , 1 неделя Тема« Домашнее хозяйство».

Разговор        о        ведении        домашнего        хозяйства        (стирка        белья,        приготовление        пищи        и        пр.). Дидактические игры. Беседа по картине «Мамины помощники»

декабрь        ,        2        неделя

Тема        «Вместе отдыхаем».

Введение понятия «совместный досуг».        Сюжетно-ролевая игра

«Семья».        Семейный праздник «Новый год».

февраль ,        2неделя Тема

«Я и папа»

День пап – 23 февраля.

Спортивные мероприятия (утренняя разминка, подвижные игры). Ремонтные работы в группе (игрушки, мебель), посильная помощь детей.

март,        1        неделя Тема «Я – помощник».

Домашние обязанности членов семьи.        Беседа на тему

«Как я помогаю дома».        Посильное участие в домашних делах.

март , 2 неделя        Тема

«Мама милая моя»

Беседа о мамах. « Мамина улыбка». Совместное мероприятие «Я и мама» (песни, стихи, конкурсы, викторины).

март 3 неделя

Тема « Мои родители».

Первичная   диагностика   внутрисемейных   отношений   (рисуночный   тест   «Моя    семья»). Беседа о родителях (как зовут, где работают, что делают на работе и дома, какая польза от их труда). Сюжетно- ролевые игры

март,        4        неделя        Тема

«Мама,        папа,        я        - дружная семья».

Семейный праздник «Моя семья».        Совместные развлечения, викторины, конкурсы, песни, игры, спортивные соревнования.

Оформление газет «Моя семья».

апрель,    2     неделя Тема «Братья и сестры».

Беседа о братьях и сестра        Совместные игры.

Сюжетно-ролевые игры.        Изготовление подарков братьям и сестрам (аппликация).

апрель,        3        неделя Тема «Моя Бабушка».

Совместные дела с бабушками (поделки, одежда для кукол).        Музыкальные игры вместе с бабушками.        Встреча «Бабушкины сказки».

2 блок «Мои друзья»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь,2неделя Тема « Мы играем».

Сюжетно-ролевые игры (на объединение в малые группы).        Разучивание правил поведения во время игр.        Самостоятельная игровая деятельность детей. Д/и «Изобрази себя другим»

сентябрь,4неделя Тема « Мы трудимся».

Труд       детей       в       уголке       природы..       Разучивание       пословиц       о       труде. Кукольный театр (сценки о труде, о спорах во время работы). Способы справедливого разрешения конфликтов.

октябрь,2неделя Тема        « Мы рисуем»

Интегрированное занятие на тему «Осень» (стихи, песни, подвижные игры, коллективная аппликация

«Листопад»).

Д/и «Вот я какой (ая)!»

ноябрь,     2     неделя Тема « Как мы играем и занимаемся в группе»

Беседа на тему «Как мы играем и занимаемся в группе».        Составление

рассказов из личного опыта.        Инсценировка

о хороших и плохих поступках друзей. Участие в мероприятиях «Клубного часа»

январь,3неделя        Тема

« Мы – спортсмены»

Игры в физкультурном уголке.        Беседа о взаимопомощи в спорте. Совместное соревнование

«Дружные, смелые, ловкие умелые»

февраль , 1неделя Тема

«Люди вокруг нас»

Педагогические ситуации о нормах отношений: доброжелательность, честность, отзывчивость. «Все мы разные»        Спектакль

кукольного театра. По сказке «Репка»        Подвижные игры.

февраль ,2 неделя        Тема

« В        гостях        у        тети Ласки».

Упражнения        на        подбор        ласковых        имен        и        названий        предметов.        Игры-загадки. Фольклорное занятие.

Педагогические ситуации о нормах отношений: доброжелательность, честность, отзывчивость.

«Обычный – странный»

3 блок «Я в мире людей»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь        .1неделя Тема «Как вести себя в группе».

Знакомство с правилами поведения в группе.        Экскурсия по групповой комнате (на выделение различных зон: игровая, для занятий и пр. и правила поведения в них). Д/и «Встреча эмоций».

октябрь,   1   неделя Тема        « Правила поведения в ДОУ»

Беседа о правилах поведения в ДОУ(в музыкальном зале, в коридоре, в спортивном зале, экоцентра). Сюжетно-ролевая игра.

октябрь,   2   неделя Тема        « Правила поведения на улице».

Разыгрывание ситуаций с куклами на правила поведения на улице.        Просмотр фильма «Домовенок Непослуха».

Прогулка по улице (отработка правил).        Сюжетно-ролевая игра

«Поездка на автобусе».

октябрь, апрель 2неделя Тема «Экскурсии».

Беседа о прогулках и экскурсиях.        Правила поведения в природе        (бережное        отношение        к        природе,         опасности         в         природе). Целевая прогулка.

ноябрь,        3неделя

Тема        « Правила поведения за столом»

Игра-занятие «Мы в гостях».                Дидактические игры (на правила поведения за столом).        Сюжетно-ролевые игры с куклами.

декабрь,        1неделя

Тема        « Вместе занимаемся, вместе трудимся».

Планирование работы в уголке природы (на умение договариваться, планировать совместную работу).        Чтение сказки «Заяц-Хваста».

Беседа по содержанию (введение понятия «скромный человек», правила поведения ).

В     течении     года Тема        «Вместе отдыхаем».

Посещение концерта (отработка правил поведения в зале).                Совместные игры (диагностика межличностных отношений).        Посещение детей в старших группах.

январь,        февраль1        -3 недели

Тема        «Хорошие поступки.

Педагогическая ситуация о нарушениях правил поведения.        Спектакль

«Хорошие и плохие поступки». Введение понятий: «честность», «правдивость».

март,4        неделя

«Вежливый человек».

Участие в мероприятиях «Клубного часа»                Инсценировка о «вежливых словах».        Беседа о вежливости.

Спектакль в картинках по произведению В. Осеевой «Вежливое слово».

4 блок «Природа и я»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь,3неделя Тема « Наш парк».

Совместная с родителями целевая прогулка в парк.        Наблюдение за трудом людей в парке (подведение к мысли о том, что человек должен заботиться о культурной природе).

Рисование на тему «В парке осенью».

октябрь,3неделя Тема «Птицы».

Наблюдение за птицами (отмечают повадки, внешний вид).        Знакомство с зимующими птицами.        Изготовление кормушек.

ноябрь.        2неделя

Тема        «Дикие животные».

Интегрированное занятие «Путешествие в лес» (загадки о лесе, его обитателях, составление описательных рассказов, разминка, имитирующая походку животного).

Декабрь,4неделя

Тема        «        Растения зимой».

Рассматривание иллюстраций растений в зимнем уборе.                        Занятие по изобразительной деятельности «Зима».                Прогулка. Наблюдение за растениями в зимнем уборе.        Рассказ о жизни растений в холодный период. Мероприятия по заботливому отношению к растениям (сгребают снег вокруг деревьев).

март-апрель,1-4 недели Тема «Насекомые»

Введение понятия «насекомые».        Наблюдение за насекомыми в природе.        Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые».                Рисование «Бабочка».

апрель, май. 2-3недели Тема « Растения»

Целевая прогулка в парк.        Наблюдение за растениями.        Различение деревьев и кустарников по листьям, коре.                Изготовление гербария.

май,4неделя Тема «Весна»

Наблюдение за трудом людей в саду        Труд на участке.        Наблюдение за цветущим садом. Аппликация «Цветущая яблоня».

май , 2неделя

Тема        «Домашние животные».

Наблюдение за котенком.        Загадки о домашних животных.        Рассматривание картин о домашних животных, беседа по содержанию.

Июнь,2неделя

Тема        «        Мы        любим природу».

Поход на природу.        Дидактическая игра «Правила поведения в природе».        Подвижные игры.

Дети 5-6 лет 1 блок «Моя семья. Моя Родина»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь,3неделя Тема

«Моя семья. Моя Родина»

Рассматривание семейных фотографий.        Беседа о бабушках и дедушках, о родословной семьи. Составление рассказов из личного опыта.

Музыкальное занятие: колыбельные, песни о бабушках. Праздник-развлечение «Я бабушку свою очень люблю». Проекты «Родной край – Приморский»

октябрь,2неделя        Тема

«Семейные

Рассматривание семейных фотографий, беседа по содержанию. Знакомство с понятием «пикник». Совместный пикник с родителями (подвижные игры, хороводы, обед, сбор грибов, ягод).

традиции».

Видео презентации: «Семья вместе и душа на месте».

декабрь,4неделя        Тема

«Вместе отдыхаем».

Подготовка к Новому году. Беседа о том, как готовятся к этому празднику дома.        Совместное занятие «Здравствуй, Новый год!». Оформление участка и группы к празднику.        

Выставка детских поделок «Моя новогодняя игрушка».

Проблемно педагогическая ситуация «Карлсон»

февраль,3неделя        Тема

«Мы с папой».

23 февраля - День пап        Рассказ о своих профессиях.        Игры соревнования в спортивном зале. Совместный труд с папами (починка игрушек, мебели).

март,1неделя        Тема

«Уют в доме».

Беседа   о    культуре    поведения    в    гостях:    чтение    книги    «для    воспитанных    детей». Рассказ о досуге в семьях детей: видео презентации по теме.        

Сюжетно- ролевая игра «Семья». Д/и «Календарь эмоций»

март,1неделя        Теме

«Праздник        мам        и бабушек».

«Клубный час»

Торжественный утренник, посвященный 8 Марта (песни, стихи, конкурсы, вручение подарков).

март,3неделя        Тема

«Мама милая моя».

Чтение книг о мамах, беседа по содержанию. Беседа о маме «За что я люблю свою маму?». Наблюдение за трудом женщин (дома, на улице).        Ручной труд с подгруппами (подарок для мамы).

Апрель, 1неделя Тема

«Семейные дела».

Составление рассказов на тему «Самое интересное событие в нашей семье». «Трудовой десант» на участке. «День земли» Д/и «Забавный гном»

2 блок «Мои друзья»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь,2неделя Тема «Дружба».

Этическая беседа о дружбе. Введение понятия «друзья».        

Литературно-музыкальная викторина «О дружбе».        

Д/и «Что нравится мне и другим»

октябрь, 2неделя Тема «Мы – друзья».

Педагогические ситуации (тест «Закончи историю).

Физкультурный досуг с играми и эстафетами.        Коллективная лепка: «Вместе веселей»        

Работа       над новыми пословицами «Человек без друзей, что дерево без корней».

ноябрь, 3неделя Тема

«Вместе        учимся, играем, трудимся».

Ручной труд (индивидуальное и подгрупповое обучение). Театрализованные игры по сказкам:

«Необычное путешествие» Д/и «Сумочка», «Сердечко», «Моя копилка».

ноябрь, 4неделя

 Тема «Доброта».

Беседа о заболевших детях.        Работа в мастерской (изготовление подарков для них).

Сюжетно-ролевая игра «Больница».        Слушание музыки П.Чайковского «Болезнь куклы», беседа о характере музыки.

декабрь, 1неделя

Тема «Товарищ».

Беседа с подгруппами на тему «О товариществе». Введение понятия «товарищ».        Разъяснение педагогических ситуаций, в которых проявляются товарищеские качества. Д/и « Вот, мы какие!»

февраль, 1неделя Тема «Люди разных национальностей».

Рассматривание карты России.        Рассказ о людях разных национальностей,

живущих в России. Знакомство с этнографическими особенностями (обычаи, костюмы). Аппликация или декоративное рисование народных орнаментов. Подвижные игры народов России.

март, 4неделя

Тема «Наши поступки».

Рассматривание книг нравственного содержания, беседы по содержанию. «Книга для воспитанных детей» Просмотр в/ф. «Вовка добрая душа»

Педагогические ситуации о разном поведении детей: Игровая обучающая ситуация «Лесное происшествие»

апрель,3неделя

Тема «Аморальные качества».

Просмотр видеофильма «Путешествия незнайки» беседа по содержанию.        

Разыгрывание сценок и педагогических ситуаций, в которых проявляются отрицательные черты характера: хитрость, лживость. Примеры детей из личного опыта.

май, 4        неделя

Тема «Забота»

«Добрые и злые поступки». Д/и. «Ссоры», Д/и «Банк идей»

Беседа «Как помочь пожилым людям» Трудовые поручения на участке. Уборка территории.

3 блок «Я в мире людей»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь,1неделя Тема «Мы в ДОУ»

Беседа о правилах поведения в ДОУ.        Составление описательных рассказов. К/и. «Кого нет , и во что он был одет?»                

Педагогические ситуации и инсценировки: К/и «Ссора»

сентябрь, 2неделя

Тема «Правила

Сюжетно-ролевая игра «Праздничный ужин».        Рассматривание книг по сервировке стола.

 С/р. «К нам гости пришли.        

Лепка посуды (в подарок).

поведения за столом»

Октябрь,1неделя

Тема «Идем в гости».

Беседа на тему «Как мы играли в гости».        Разговор о правилах поведения в гостях. Поход в гости в одну из групп.        

Д/и. «Ворчун и весельчак» К/и. «Добрый день. Спасибо, здравствуйте»

ноябрь, 2 неделя Тема

«Кинотеатр».

Беседа о правилах поведения в театре. Постановка кукольного театра, по сказке «Теремок» для малышей (отработка навыков правильного поведения).

Д/и «Календарь эмоций».

 Д/и. «Чьё окошко?».

ноябрь, март 3-4 недели        

Тема     Магазин».

Дидактическая игра «В магазине».                

Изготовление атрибутов к игре.                

Экскурсия в магазин (закрепление правил поведения в магазине).        

Аппликация на тему «Магазин игрушек».                

Проблемно педагогическая ситуация «Бабушка».

Декабрь, 1неделя Тема

«Какие мы»?

Методика вербальных выборов: «С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?» Спортивные   соревнования   между   мальчиками   и    девочками.    «Мы,  весёлые    ребята».

Изучение правил речевого этикета. Д/у «Маски разными эмоциональными состояниями»

Клубный час

май, 1неделя        Тема

«Правила поведения на улице».

Беседа о правилах поведения на улице: «Красный. Желтый, зелёный».

Целевая прогулка по улице (отработка правил поведения).        

Сюжетно-ролевая игра «На улице».

Инсценировка: «Происшествие в лесу».

май, 3неделя        Тема

«Мы – пассажиры».

Беседа о поведении в транспорте6 моделирование педагогических ситуаций.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».        

Просмотр видеофильма

«Про барана, который не знал правил дорожного движения», беседа по содержанию.

июнь, 2неделя        Тема

«Правила поведения в кафе».

Рассматривание иллюстраций о нарушениях правил поведения в общественных местах, беседа по содержанию.

С\Р игра «Гости пришли»        

Посещение кафе (празднование дня рождения одного из детей).

Проблемно педагогическая ситуация «Дед мороз»

4 блок  «Природа и я»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь, октябрь 1-3 неделя

Тема «Осень наступила».

Беседа об осенних изменениях в природе.        

Экскурсия в парк.

Наблюдение за деревьями, кустарниками, травами.        

Правила бережного отношения к деревьям, кустарникам.

Д/и «Хорошо, плохо».        

Составление гербария.

октябрь,4 неделя Тема «Городской парк».

Экскурсия в городской парк.        

Рассказ о растениях.        

Наблюдение за трудом людей в саду. Д/и «Куст, дерево, цветок».

ноябрь. 2 неделя Тема «Зимовье зверей».

Загадки о домашних животных.        

Работа с природным материалом. Рассказ о зимовке домашних животных и беседа по теме.                

Сюжетно- ролевые игры «На скотном дворе», «На ферме».

декабрь, 1неделя Тема        «Красная  книга».

Рассказ о «Красной книге».        

Рассматривание иллюстраций с животными и растениями, занесенными в Красную книгу.

декабрь, 2неделя

Тема «Дикая природа зимой».

Рассматривание книги «Следы на снегу», беседа о диких животных, о том, как они зимуют.

Кормление птиц (кормушки).        

Зарисовки в уголке природы.

К\и. «Как помириться»: по сказке «Крылатый, Мохнатый и Масленый»

апрель,1неделя

Тема        Перелетные птицы».

Рассказ о книге Г. Снегирева «Про птиц», рассматривание иллюстраций.

Введение понятия «перелетные птицы».        

Беседа о птицах, о подготовке их к зиме. Викторина «Что? Где? Когда?».

апрель,2неделя Тема «Река».

Рассматривание иллюстраций рек в разные времена года.        

Составление рассказов из личного опыта (на выявление правил поведения на реке).

«Истории Стобеда»

Целевая прогулка к реке. Наблюдение ледохода.        

Сюжетно-ролевая игра  «Пароход».

май,1 неделя  

Тема « Домашние

Наблюдение за собакой (внешний вид, чем питается, повадки, польза для человека). Дидактические игры природоведческого содержания: «Кто, где живёт?»

животные».

Рассматривание книг о животных: «Животные разных широт». Рассказы детей о домашних питомцах: «Наши верные друзья».

май-июнь,1-4неделя. Тема «Мы        – туристы».

Рассматривание туристического снаряжения (показывают и рассказывают родители, занимающиеся туризмом), фотографий, книг о туризме. «Папа, мама, я – спортивная семья».

Мини-поход (закрепление правил поведения в природе).

Просмотр видео презентаций из семейных архивов: «Мы на отдыхе».

дети 6-7 лет 1 блок «Моя семья. Моя Родина»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь,2неделя Тема

«Малая родина».

За что мы любим свой город.        

Экскурсия по родному селу.

Дидактическая игра «Это мое село».                

Рассматривание фотографий    достопримечательностей села.        

Работа над проектом «Родной свой край люби и знай». Проект «Семейная реликвия»

октябрь, 1 неделя Тема

«Домашнее хозяйство».

Сюжетно-ролевая игра «За покупками в магазин».        

Беседа о семейном бюджете, введение понятия «семейный бюджет».

октябрь,2неделя        Тема

« Семейный досуг».

Подготовка к семейному досугу «Вместе играем, поём, веселимся».                

Каждая семья готовит выступление: стихотворение, песню, игру.        

Диагностика эмоциональной сферы ребёнка – тест «Маски».

Д/и «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

октябрь,3неделя        Тема

«Помогаю дома».

Беседа о бюджете   в семье.                

Е. Пермяка «Как Маша стала большой», беседа по содержанию.        

Рисование на тему: «Помогаю дома».

октябрь, 3-4неделя

Тема «Вместе трудимся,                вместе отдыхаем»

Проведение совместного досуга на природе: «Разноцветная осень»        

Подвижные игры, игры с мячом, туристические состязания.

Д/и. «Банк идей».

Д/и. «дорисуй портрет»

Ноябрь, 2неделя

Тема

«Братья и сёстры».

Совместная подготовка с братьями и сёстрами праздничного концерта ко   дню   матери. Разучивание песен, стихов, танцевальных этюдов.        

Чтение произведения Э. Шима «Брат и младшая сестра», беседа по содержанию.

Декабрь,1неделя

Тема        Семейные традиции».

Клубный час        

Беседа о семейных обычаях, народных обрядах.        

Подготовка и проведение семейного конкурса «Когда все вместе». Каждая семья готовит презентацию своих семейных традиций (видеофильмы, выставки поделок, генеалогическое дерево, герб семьи, презентация семейных коллекций, творческие выступления).

Февраль

Празднуем 23 февраля – День защитника Отечества. Проекты «Родная Армия». «Моя семья на службе Отечеству»

Март,1неделя        Тема

«Праздник        мам        и бабушек».

Клубный час.        

Изготовление подарков для мам и

бабушек (совместно с папами), разучивание стихов и песен.

Утренник «Для Вас любимые». Клубный час «Знаменитые и прекрасные!»

Май

9 мая – День Победы. Участие в семейных проектах «Защитники Родины в моей семье»

2 блок «Мои друзья»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь, 2неделя Тема

«Дружба».

Чтение произведений о дружбе, беседа по содержанию (В. Авдеенко «Друг», «Волшебная дудочка» и др.) Изготовление коллективной аппликации «Подарок другу».

октябрь,1неделя

Тема «Вместе играем, учимся».

Организация    совместных    сюжетно-ролевых    игр:  

 «Детский    сад»,     «Встречаем     гостей». Научить справедливо разрешать споры и конфликты.        

Д/у. «Ссоры». Физкультурный досуг «Радуга здоровья».

ноябрь.        2неделя Тема «Хорошие и плохие поступки».

Чтение произведения В.Авдеенко «Рыцарь», беседа по содержанию. Закреплять знания о хороших и плохих поступках, учить различать их.

Д/и. «Хорошо, плохо»

Диагностика: методика «Два домика», «Сюжетные картинки» (изучение эмоционального отношения к нравственным нормам).

декабрь, 2неделя

Тема «Доброта».

Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце», беседа по содержанию.

 Формировать понятие «добрый человек».        

Разучивание песни Б. Савельева «Если добрый ты».

 Викторина по сказкам, в которых говорится о добрых людях.

Д/и «Магазин вежливых слов»

январь,3неделя

Тема «Отрицательные качества человека».

Чтение   сказки   А.   Пушкина  «Сказка   о   рыбаке   и    рыбке»,    беседа    по    содержанию. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам (хитрость, лживость, себялюбие). Чтение народной сказки «Хаврошечка» (обр. А. Толстого).                        

Беседа по содержанию,   воспитывать отрицательное отношение к аморальным  качествам.

Обсуждение педагогических ситуаций на различение аморальных качеств (трусость, жестокость, леность).

«Просто старушка»

Февраль,   3   неделя Тема «Дружба и спорт».

В гости приходит родитель-спортсмен, рассказывает о проявлении дружбы в спорте. Разминка в парах «Гимнастика дружных».        

Спортивная эстафета.

Клубный час «Увлечения родителей»

март,        2 неделя

Тема «Забота о    других».

Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик », беседа по содержанию.

Заучивание пословиц и поговорок о доброте.        

Беседа о значении слов:

«сочувствие», «сострадание», «доброта», «милосердие». Ручной труд на свободную тему.

май, 3-4 недели

Тема «Дружба крепкая не сломается…»

Итоговое занятие по разделу. Диагностика взаимоотношений в группе. Возможно развлечение, по сказке. Расколдовать. Выручить, спасти.

Д/и «Мы», Д/и «Магазин вежливых слов»

3 блок «Я в мире людей»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь, 2        неделя Тема «Библиотека».

Экскурсия в библиотеку.        

Совместное мероприятие «Мир добрых книг» (литературная викторина).                

Закрепление правил поведения в библиотеке.        

Ремонт книг: «Наши руки. Не знают скуки».

октябрь, 3неделя Тема

«Мы идём в гости».

Просмотр отрывка видеофильма «Домовёнок Непослуха» (уроки безопасности).

Беседа по содержанию. Закрепление правил поведения за столом, правил речевого этикета. Аппликация  «Салфетка». Изучение навыков культуры общения.        

Д/и. «Магазин вежливых сл ов».

ноябрь, 2 неделя

 Тема «Экскурсия в парк».

Отработка правил поведения во время экскурсий.        

Рассматривание сюжетных картинок о правилах поведения, беседа по содержанию (диагностика уровня усвоения правил поведения на улице).

Д/и. «Хорошо и Плохо».

ноябрь, 3 неделя Тема «Транспорт».

Сюжетно-ролевая игра «Автобус».        

Отработка навыков поведения в общественном    транспорте.                

Аппликация «Автобус». Просмотр отрывка видеофильма «Домовёнок Непослуха», беседа по содержанию.

Тренинг «Дразнить, обижать».

декабрь,4 неделя

Тема «Новогодний праздник».

Подготовка        к        проведению        новогоднего        утренника        (разучивание стихов, песен, игр). Закрепление навыков вежливого, деликатного поведения.

Д/у. «портрет друга».        

Поделка оригами «Дед Мороз», (для малышей)

январь, 3        неделя  

Тема «Театр».

Поход в кинотеатре (в фойе, в зале, в буфете).        ИЗО – рисование по памяти «Поход в театр». Д/и «Угадай настроение». Д /у «Одиночество».

февраль, 2        неделя

Тема «Мы        на прогулке».

Прогулка в городской парк.        Сюжетно-ролевая игра «На природе» (правила поведения в природе).

Д/и «Хорошо, плохо»- по смоделированной        ситуации.

Подвижные игры: «Ловишки парами», «Дорожка, тропинка, сугроб».

март, 4 неделя

Тема «Мы играем».

Игровая программа «Остров развлечений».        

Закрепление правил поведения во время совместных игр.        

Тест «Маски» (изучение общения детей, изучение устойчивости в подчинении игровому правилу).

Д/у. «Портрет друга».

май,   4       неделя

Тема «Что такое хорошо и что такое плохо».

Чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа по содержанию. Совместный проект с родителями «Хотим быть добрыми» (на отработку навыков общения с людьми: взрослыми, сверстниками, малышами).

Д/у. «как можно всё объяснить взрослым».

4 блок «Природа и я»

Тема работы

Форма проведения мероприятия, содержание

сентябрь, 3неделя

 Тема «Растения».

Прогулка в парк.                        

Труд в экоцентре: Уход за растениями в цветнике.                

Закрепление знаний о растительном мире Прибайкалья.        

Природоведческая викторина «Мир похож на цветной луг».

Аппликация «Полевые цветы».

октябрь, 2 неделя

Тема «Мир

животных».

Чтение произведений природоведческого содержания Е. Чарушин, В. Бианки, М. Пришвина и др. Беседа по содержанию.        

Викторина «Братья наши меньшие».        

Коллективная аппликация «Мир животных». Клубный час «В гостях у природы»

октябрь, 4 неделя Тема

Беседа о «богатствах леса».        

Коллективное рисование «Что нам лес дает».

«Лесные богатства».

Обобщение понятия «лесные богатства».

ноябрь.        2        неделя Тема «Мир птиц»

Декабрь

Викторины, игры, песни, стихи, театрализованные сценки.        

Изготовление кормушек для птиц (с папами).                

Конкурс на лучшую кормушку.

Экоакция «Сохраним елку – красавицу наших лесов.

Д/у «Вместе с друзьями».        

«Клубный час»

январь, 3        неделя

Тема «Природа и мы».

Музыкально-литературный праздник «Люблю природу я…» (все материалы показывают, как человек воспевает природу в литературе, музыке, изобразительном искусстве, как выражает своё отношение к ним).

январь, 4    неделя

Тема «Красная    Книга».

Совместный        проект        с        родителями        «Прогулка        в        лес»        (решение        проблемных        ситуаций). Подготовка к презентации Красной книги.                                

Театрализованное представление

«Старичок–Лесовичок» (рассматривание Красной Книги, сделанной совместно с педагогами и родителями).

апрель,3 неделя

     Тема «Наш парк.

Прогулка в парк: «Весна пришла»        

Трудовой десант в парке:

«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».        

Подвижные игры на природе. День птиц (совместное мероприятие с родителями).

Д/и. «Что нравится мне и другим?»

апрель,4 неделя

Тема «Сделаем мир вокруг нас красивым».

Участие в экоакции «День Земли»

Участие в акции «Чистое село» (трудовой        десант по уборке участка).

Совместная акция: родители и дети.

Май,     3      неделя Тема «Обитатели водоёма».

Игровая программа «В гости к деду Водяному» (закрепление знаний детей о рыбах и животных водоёмов). Коллективная аппликация «Рыбки»- в гости к малышам.

Модуль «Образовательная деятельность» (смотреть содержание в Рабочей программе возрастной группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Театр в детском саду"

рабочая программа для воспитанников 2 младшей группы по кружку "Театр в детском саду"...

Рабочая программа средней группы детского сада часть 1

Рабочая программа средней группы детского сада...

Рабочая программа средней группы детского сада часть 2

Рабочая программа средней группы детского сада часть 2...

Рабочая программа средней группы детского сада часть 3

Рабочая программа средней группы детского сада часть 3...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...