Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО и ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 91» воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны
материал

Справка

о соответствии развивающей предметно-пространственной среды

ФГОС ДО и ООП ДО  МБДОУ «Детский сад № 91»

воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_o_sootvet_poakazatelya_razviv_predm.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

о соответствии развивающей предметно-пространственной среды

ФГОС ДО и ООП ДО  МБДОУ «Детский сад № 91»

воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны

Наш детский сад работает  на основании Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ( Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой .

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала группового пространства образовательной организации, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность:

- возможности для уединения

- общения и совместной деятельности детей  и взрослых. Мебель и оборудование в нашей группе установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая. Стратегия и тактика построения предметно-пространственной среды  определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания.  Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».

- двигательной активности детей

Пространство группы должно стимулировать детей к двигательной активности и позволять хорошо просматривать пути передвижения. У детей недостаточно развита координация движения, поэтому расположение столов, стульев и другого оборудования в нашей группе  позволяет им свободно передвигаться в группе, подходить к желаемым игрушкам беспрепятственно.

Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы спроектирована в соответствии с требованиями к построению развивающей предметно-пространственной среды и принципами ФГОС ДО: содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

     Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей младшей группы и содержанию Программы. 

Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей группы. Обстановка в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.

Образовательное пространство оснащено: средствами обучения и воспитания и материалами, оборудованием  и инвентарём

  • игровыми  
  • спортивными  

-оздоровительными

  • техническими
  • Активный игровой центр.

Здесь мы создали «Жилую комнату для кукол», чтобы она напоминала детям домашнюю обстановку. Дети обыгрывают несложные семейные игровые сюжеты (постирать и погладить куклам белье, уложить их спать, посидеть на диванчике и спеть куколке песенку). Рядом расположили кухню, где дети готовят обеды куклам, моют посуду. Главную роль, конечно, воспитатель берет на себя, но некоторые детки сами придумывают игру и выбирают сверстников, с кем им хочется играть. В этом центре дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, а затем переносят полученные навыки и знания в повседневную жизнь. Начинаем знакомство с сюжетно-ролевыми играми «Парикмахерская», «Больница».( Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф. Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.

Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и крупный), 2 набора кухонной посуды(средний), 2 набора столовой посуды(средний).Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).Коляски для кукол (3 шт.)Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол. Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.), наборы: «Больничка», «Парикмахерская», «Магазин»,предметы-заместители).

        Уголок«Безопасное движение».

  • Как хочется мальчикам поскорее вырасти и сесть за руль! Поэтому наш уголок «Безопасное движение» интересует в первую очередь мальчиков. В этом уголке знакомим детей с дорогой, улицей, автомобилем. Знакомим с цветами светофора и их значением. В этом центре мы учитывали принцип полового различия детей (девочки катают коляски с куклами, а мальчики используют для перевозки различный вид транспорта. (разные машины, набор инструментов : гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг, макет проезжей части,

макет светофора, дорожных знаков. Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД ( иллюстрации, игры),иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий, палас «Дорожное движение», коврик «Наша улица»).

Здесь можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. Так же имеются другие нарядные вещи. Большое красивое зеркало тоже привлекает внимание детей. В этом зеркале малыши видят себя, наблюдают свои достижения, мимику, внешний вид. Все это создает радостное настроение и желание.

 примерить на себя интересный образ.

Рядом расположен:

Музыкально-театрализованный уголок.

Дети у нас в восторге от нашего музыкально-театрализованного уголка. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям очень много радостных минут, а кроме того развивают фонетический слух, чувство ритма малыша, учат узнавать характер музыки, эмоционально на нее реагировать. Мы также стараемся знакомить детей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь есть настольный, коробковый, бибабо ,конусный, пальчиковый театры. Театр из фетра. После просматривания иллюстраций, чтения книги по программе, у нас начинается драматизация некоторых отрывков из  сказок («Теремок», « Репка». «Три медведя» и другие). Выкладываем сказку на фланелеграфе. Встреча с куклой помогает ребятам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Здесь размещены маски, музыкальные инструменты,  аудио и видео записи, сюжетные картинки по данной теме, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей.

  • познавательно- исследовательскую:

 Знакомим детей  с миром природы и формируем  экологическое  сознание. Развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Знакомство детей с цветом, формой, величиной, обогащать чувствительный опыт детей и умение фиксировать его в речи (чудесный мешочек). Формирование элементарных математических представлений – где мы развиваем знания об общем признаке предметов группы (все мячи круглые, большие, маленькие). Учим различать понятия (много, мало, ни одного). Знакомим с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Проводим обследование этих форм, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве (вверх-вниз справа – слева). Продолжаем развивать звуковую культуру речи, грамматический строй, связную речь за счет развивающих игр – для этого есть кубики с предметными картинками, игры для развития цвета, величины (большой-маленький).

В уголке «Грамотности» 

находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Уголок «Математики» 

(игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление картинок и количества, наборы кубиков , геометрических фигур, счетные палочки, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Представлены развивающие игры «Цвет», «Форма» , «Большой, средний, маленький» и другие, приобретенные и изготовленные самостоятельно.

Патриотический уголок «РОССИЯ-РОДИНА МОЯ»

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Суть патриотического воспитания маленьких детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребенка. В этом уголке мы поместили «семейное дерево» в виде яблони, а на ней фотографии семьи ребенка, так же здесь находятся  альбомы «Моя семья». Также помещена  государственная символика родного города, области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей  губернии. В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой город», «Моя семья», «Русская матрешка» и др.

Книжный уголок «Мир сказок»

В книжном центре у нас много яркой, красочной и интересной детской литературы, художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. Книга является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

В книжном центре у нас есть «Аптечка для книг», где дети могут вместе с воспитателем лечить свою любимую книжку, если та заболела (ножницы, клей, бумага, скотч).

Экологический уголок.

 В нем находятся растения: мы проводим наблюдения и показываем как правильно ухаживать за растениями. Для этого у нас приобретены  инструменты по уходу за этими растениями (фартуки и нарукавники, ведерки, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки тряпочки, лейки, пульверизатор  ). Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Здесь мы также знакомим детей с доступными явлениями природы, они узнают на картинках и игрушках домашних животных и их детенышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты, здесь мы также наблюдаем сезонные явления. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

  • экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой)

 Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов .    Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, мы создали маленькую лабораторию для проведения опытнической работы с водой, песком.

Уголок «Азбука цвета».

Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение потому, что изобразительная деятельность-это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Во время работы формируется художественный вкус, развивается мелкая моторика рук, появляется желание творить В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, раскраски, дидактические игры, портреты художников, картины  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

- двигательную активность:

Уголок двигательной активности ««Если хочешь быть здоров!»

 Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей организации предметно-развивающей среды. В центре есть массажные коврики, мячи большие и маленькие, обручи, подушечки для метания, скакалки, ребристая доска, гладкая доска, лавочка, ростомер, атрибуты для подвижных игр, а так же пособия, необходимые для утренней гимнастики, различные картотеки, спортивно-развивающие игры, настольные спортивные игры .Для занятия в этом центре детей привлекают веселые человечки, красивые и яркие полки. Уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей (гантели, гири, закаливающие дорожки).

  • участие в подвижных играх и соревнованиях:

В своей практике использую подвижные игры с ряжением, которые развиваются креативные способности детей.  Для игр с ряжением подходят подвижные игры с сюжетом. До разучивания игры провожу предварительную работу. Слушая рассказы, потешки, стихи, сказки рассматривая иллюстрации, воспитанники узнают, что зайчики хорошо прыгают. Они маленькие и боятся лисы, волка. Птички быстро летают, размахивая крыльями. Лошадка быстро бегает и скачет. Беря на себя определенную роль в игре, дети копируют ходьбу животных, звукоподражают им ( Игра « Лиса и зайцы», «Курочка и цыплята»).  При этом движения усовершенствуются, и ребенок подходит к импровизации образных движений. А так же в других подвижных играх дети подражают движениям, звукам разнообразных машин ( « Машина», « Поезд»). Игры с текстом и пением способствуют активизации речевого общения детей. Дети подпевают и подговаривают текст.(  Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, аудиозаписи, костюмы животных, маски, атрибуты для игр).

  • в том числе направлены на развитие крупной и мелкой моторики :

уголок  сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Все дети предпочитают яркое, крупное и внешне привлекательное оборудование. Оно должно способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования действий. Поэтому мы для мелкой моторики используем специальные игрушки (пирамидки, вкладыши, шнуровки, ребристые мячи ,мозаика и другие игры). Основной целью этого центра является психическое и умственное расслабление.

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением: 

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.  В группе  также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, около  пальмы.  Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

- возможность самовыражения детей: 

Образовательная среда в группе обеспечивает наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем,  поделками  из глины и из пластилина, соленого теста ,тем самым дает детям возможность  самовыражения в различных уголках. Уголок «Наряжайка».  Уголок «Азбука цвета».  Музыкально-театрализованный уголок. « Строительный «(конструктивный) «уголок.

Трансформируемость пространства группового пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от:

- образовательных ситуаций; от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов группового пространства  обеспечивается

  • возможностью разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)
  • наличием полифункциональных предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) из них: не обладающих жестко закрепленным способом употребления: природных материалов

Вариативность среды  группового пространства  достигается за счет:

  • различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.):
  • разнообразия материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
  • периодической сменяемости игрового материала
  • внесения новых предметов  для стимулирования  разных видов  детской активности:
  • игровую
  • двигательную
  • познавательно-исследовательскую 

Вариативность Предметно-развивающей пространственной среды заключается в том, чтобы создать детям ситуацию выбора и эффект новизны. Игровое оборудование как в нашей группе, так и на прогулочной площадке яркое и привлекательное, имеется в достаточном количестве и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Например, внесение в РППС атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» вызвало у детей желание стать продавцами различных товаров. В результате появились сюжетно-ролевые игры «Супермаркет». Внесение в «Парикмахерскую» бус, заколок, шарфов, платков способствовало возникновению сюжетно-ролевой игры «Салон красоты», после чего игра переросла в «Центр красоты и здоровья». Уголки  достаточно мобильны, могут менять свое расположение в зависимости от ситуации (например, театральный уголок на выкатывающихся ножках для показа кукольного спектакля).

-Организация предметно-пространственной среды младшей  группы обеспечивает доступность для всех воспитанников.

 Планировка нашей группы такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования мы  используем специальную маркировку, которая должна быть понятна детям и помогает детям размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места.

Создали  условия в группе и в раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.

Все элементы среды в младшей группе соответствуют  требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования ввиду выполнения .

Вывод: развивающая предметно-пространственной среды в группе организована таким образом,  что разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Заведующий

С. В. Камбулатова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды произвольной возрастной группы ФГОС ДО и ООП ДОО»

Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды произвольной возрастной группы ФГОС ДО и ООП ДОО»...

Отзыв Об открытом занятии с применением здоровьесберегающих технологий «Где прячется здоровье?» воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны

ОтзывОб открытом занятии с применением здоровьесберегающих технологий «Где прячется здоровье?» воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС ДО. Воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны

Отчетоб использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС ДО. Воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны...

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ДО В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЯ АБДУЛХАЛИКОВОЙ ИНДИРЫ РАМАЗАНОВНЫ

ОТЧЕТОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕВОСПИТАТЕЛЯ АБДУЛХАЛИКОВОЙ  ИНДИРЫ РАМАЗАНОВНЫ...

Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды группы ФГОСДО и ООП ДОО Гамзатовой П. Г.

Справкао соответствии развивающей предметно-пространственной среды группы ФГОСДО и ООП ДОО Гамзатовой П. Г....

«Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды старшей группы ФГОС ДО и ООП ДОО»

Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) Государственного бюджетного об...

«Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды старшей группы ФГОС ДО и ООП ДОО»

Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) Государственного бюджетного об...