Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Задачи: рекомендовать родителям развивать логическое мышление детей через дидактические игры, которые имеют важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logich.myshleniya.docx306.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Развитие логического мышления

 у детей дошкольного возраста»

F:\Логич.игры\image002(1223).jpg

Логическое мышление – база для дальнейшей учебы детей. Поэтому важно его развивать. Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка, и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

ПРИЧИНЫ, по которым играть в математические игры с детьми дома стоит:

1. Игры превращают математику в развлечение

Для многих детей математика - скука и безрадостный труд. А играть весело.

У детей меняется отношение к математике, поскольку они начинают ассоциировать ее с чем-то интересным. Математика - это весело!

2. Игры помогают ребенку видеть связь математики с жизнью

Очень многие дети думают, что математика нужна только в школе.

Помочь детям увидеть связь математики с жизнью - значит дать им мотивацию к изучению математики.

3. Игры помогают детям понять, что математику творят люди для своей пользы и удовольствия

Часто дети думают, что все задания, которые они решают по математике, придуманы компьютером. Но в играх они сами могут даже менять правила, если хотят. Все это дает им понимание, что математика - человеческих рук дело, и они могут в нем участвовать.

4. Игры помогают детям понять, что математика - дело коллективное

Очень часто на занятиях ребенок остается один на один с математикой.

В реальной жизни математики нередко работают вместе. Игры с другими детьми - большая помощь в обучении.

Детям нравится играть вместе. Часто за компанию они делаю то, что никогда бы не захотели или не смогли делать сами.

Плюс они учатся друг у друга - одни объясняют гораздо проще, чем взрослые, и от этого растут в своих глазах, другие слушают объяснения и (может быть, впервые) понимают непонятную тему.

5. Математические игры помогают автоматизировать навыки

 В игре часто приходится делать что-то несколько раз, что легко ведет к автоматизации навыка.

6. Игры помогают сделать математику понятной

В играх есть возможность, повторяя одно и то же помногу раз и общаясь со сверстниками, понять, что математика - не волшебство, ее можно и нужно понимать.

7. Игры помогают детям изучать математику разными способами

В играх можно все потрогать, посмотреть, подвигаться, пообщаться с другими. Такой способ несомненно помогает лучшему усвоению.

                 

https://www.soyuz.ru/public/uploads/files/36/5169521/950x950_20160729141627312f5ece03.jpg

Вот несколько упражнений, которыми можно развивать данный вид мышления.

1. Исключить лишнее. Положите перед ребёнком ряд каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т.д. И среди этих предметов положите один, который не относится к этой группе. Попросите найти «лишний» предмет или изображение предмета.

2. Найти общее. Здесь надо работать над разными свойствами и качествами предметов. Можно подбирать предметы общие по:

• цвету (яблоко и игрушка — желтые);

• форме (часы и тарелка — круглые);

• предназначению (лампа и свечка – светят);

• размеру (пуговица и бусинка – маленькие);

 • смысловой группе (пылесос и веник – предназначены для уборки). Задача ребенка — понять, по какому признаку вы их объединили, то есть найти общее.

3. Обобщение. Кладете перед крохой предметы одной смысловой группы и просите его назвать, что это такое все вместе. К примеру, яблоко, лимон, груша — фрукты.

4. Классификация. Кладете перед ребенком предметы из разных смысловых групп или объединенные разными признаками.

К примеру:

— зеленые, круглые и разные часы;

 — мелкие предметы, продукты, квадратные предметы и т.д.

Задание: разложить предметы по группам.

5. Продолжи ряд. Предложите ребёнку логическую цепочку предметов. К примеру, пуговица- бусинка-пуговица-бусинка… И попросите продолжить ряд в той же последовательности, предложив необходимые предметы. Можно ряд выкладывать по принципу увеличения: малюсенькая пуговица-маленькая пуговица - средняя пуговица… Можно чередовать цвета: зеленый-зеленый – желтый – желтый – зеленый - зеленый…

6. Найди отличия. Для этого упражнения хорошо использовать готовые картинки, которые сейчас можно легко найти и в интернете и в журналах для детей.

7. Чего не хватает? Начинайте рисовать какой-то рисунок и в процессе сознательно пропускайте какую-то деталь. Спрашивайте у ребенка: «Все? Рисунок готов? А чего не хватает?»

Развитие логического мышления у детей должно проводиться систематически. Не переживайте, если сначала что-то не получается. Наши ребятишки постепенно все поймут. Подсказывайте, как надо помочь поймать суть. Но зато, если он овладеет этими операциями мышления, то он будет гораздо быстрее понимать смысл прочитанного, легче обучаться и разбираться в науках.

СЛОЖИ КВАДРАТ

Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм.

Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга.

Затем квадраты разрезать.

Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

1. Разложить кусочки квадратов по цвету

2. По номерам

3. Сложить из кусочков целый квадрат

4. Придумать новые квадратики.

МАТЕМАТИКА И ПЛАСТИЛИН.

Для запоминания цифр и геометрических фигур ребенок вместе со взрослым лепит их из пластилина.

Взрослый вырезает цифры из бархатной бумаги, а ребенок водит по ним пальчиком.

НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ.

Кухня - это отличный плацдарм для математики.

Нужно накрыть на стол – поручите это дело ребенку, пусть достанет необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан.

Задания рождаются сами собой, только стоит начать!

СЛОЖИ КВАДРАТ.

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10х10 см.

Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей.

Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три.

Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей.

Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

ТОЛЬКО ОДНО СВОЙСТВО

Ход игры:

1. У двоих играющих по полному набору геометрических фигур.

2. Один кладёт на стол любую фигуру.

3. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник.

4. Второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник.

5. Игра строится по типу домино.

НАЙДИ И НАЗОВИ

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры:

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера.

Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например:  

 ▪ маленький синий квадрат

  • большой круг и т.д.

НАЗОВИ ЧИСЛО

Играющие становятся друг против друга.

Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например число 7.

Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

ЦЕПОЧКА ПРИМЕРОВ

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия 

Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2.

Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

СОСТАВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (из палочек)

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

3. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

4. Составить 3 равных квадрата из10 палочек

5. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

6. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

7. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

СОСТАВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР С УСЛОЖНЕНИЕМ

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

1. Составить квадрат и треугольник маленького размера

2. Составить маленький и большой квадраты

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

Играйте с ребенком с удовольствием!

F:\Логич.игры\images (5).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по дисциплине психологии Тема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста»

Контрольная работапо дисциплине психологииТема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста» ПланВведение………………………………………………………………………...31. Понятие о мышлении……………………………...

Консультация на тему "Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."

"Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."...

Консультация для родителей. Игры для развития математического мышления у детей дошкольного возраста

Игры для развития математического мышления у детей дошкольного возраста...

Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)

Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Развитие наглядно – образного мышления у детей дошкольного возраста посредством сказок»

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми среднего и старшего дошкольного возраста...