Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
статья

Крикунова Наталья Владимировна

НароНародные  подвижные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. По содержанию все народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития, т.е. все то, что так необходимо детям дошкольного возраста

          Подвижные игры выступают как эффективное средство развития двигательной активности, физических качеств дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование народных подвижных игр

в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

          Один из самых важных периодов в развитии ребенка - это дошкольное детство, когда закладывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Это возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

         В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

          Одним из видов подвижных игр являются фольклорные игры. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

        Фольклорные подвижные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения. Особенность русских фольклорных игр состоит в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

       По содержанию все фольклорные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития, т.е. все то, что так необходимо детям дошкольного возраста. Кроме того, в играх заключено много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

          В настоящее время в дошкольных учреждениях используется ряд фольклорных подвижных игр.

            Первая группа таких игр реализует цель воспитания доброго отношения к окружающему миру. Это такие русские игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки». «Кошки-мышки», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса» и их различные варианты.

            Вторая группа фольклорных подвижных игр - игры, отражающие быт русского народа» повседневные занятия предков. Сюда вошли игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Заря - заряница», «Встречный бой» «Каравай». «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Птицелов», «Продаем  горшки», «Рыбаки» и другие.

           Третья группа фольклорных подвижных игр - игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка». «Пятнашки», «Считалки», «Третий - лишний», «Чехарда», «Веревочка под ногами».

            Четвертая группа фольклорных подвижных игр – игры на ловкость и силу, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Сюда включаются игры: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетяни за черту», «Цепи кованые», «Перетяни канат», «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты.

           В целом, при отборе игр необходимо учитывать следующие факторы:

  • возраст дошкольников. Для младших дошкольников необходимо выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняю их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать можно с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие взрослого обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
  • место для проведения игр. Игры можно проводить в зале, групповой комнате, просторном коридоре, на воздухе.
  • количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
  • наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. Готовить его необходимо его заранее и в достаточном количестве (на каждого ребенка).

В целом, педагогический эффект фольклорной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения педагоги ДОУ стремятся развивать у детей в данный момент, важно выбирать игры, помогающие развитию именно этих навыков. Например, если ставится задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели важно использовать сюжетные игры, такие как «Гуси-лебеди», «Филин и пташки».

Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, только при наличности этого условия она увлечет детей и заставит их предаваться ей с охотой. Незанимательная игра вызовет в детях лишь скуку и вялые движения, совершаемые апатично, без участия внимания и памяти,  от таких игр нельзя ожидать пользы; так же как и от тех неинтересных физических упражнений, которые дети вынуждены производить во время занятий гимнастикой. При выборе игры необходимо принимать во внимание возраст детей; важную роль играет также большая или меньшая степень умственного развития детей. Дети, отличающиеся развитым умом, тяготятся простыми играми, не требующими сообразительности и внимания. Наоборот, более сложная игра, не требующая одних только механических движений, основанная на оценке того или другого положения, сообразительности и ловкости участников, доставляет детям много удовольствия, заставляя их с охотой и большим интересом следить за ходом игры и ожидать финала ее. Основным условием успешного внедрения фольклорных подвижных игр в жизнь дошкольников является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического сопровождения. Творчески используя игру как эмоционально - образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь дошкольника. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные дошкольниками в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде.

Список литературы:

  1. Большакова М.А. Народные подвижные детские игры: к проблеме национального // IFUSCO-XIX: Международная студенческая финно-угорская конференция: тез. докл. – Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2003. – С. 9-10.
  2. Дворкина, Н И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр : учебно-методическое пособие / Н. И. Дворкина. – М. : Советский спорт, 2005. – 184 с.
  3. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Академия, 2000. – 154 с.
  4. Левченко А.Н., Матысон В.Ф. Игры которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр.- М.: Педагогическое общество России, 2007.-128 с.
  5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М. Просвещение, 2010, 48 с.
  6. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]/ М.А. Рунова /Пособие для педагогов дошк. учрежд., преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика –Синтез. – 2002.  - 345с.
  7. Шишкина, В.А. Движение + движения. [Текст]/    В.А. Шишкина. – М.: Просвещение, 1992. – 154с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение подвижных народных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, ж...

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной ...

Презентация «Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»

        «Игра  –  путь детей  к познанию мира, в котором они живут  и                     ...

«Значение русских народных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»

Двигательная активность – необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность человека. Двигательный режим включает в себя всю динамическую деятельность детей ...

«Использование музыкальных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста»

Статья раскрывает понятия "двигательная активность", "музыкальные подвижные игры", знакомит с особенностями, условиями и формами применения игр в жизни ДОУ...