«Использование музыкальных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста»
консультация

Чертыковцева Марина Анатольевна

Статья раскрывает понятия "двигательная активность", "музыкальные подвижные игры", знакомит с особенностями, условиями и формами применения игр в жизни ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chertykovtsevoy_ma.docx21.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Чертыковцевой М. А., музыкального руководителя на тему:

«Использование музыкальных подвижных игр как средства развития

двигательной активности детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма дошкольника является двигательная активность.

Что означает двигательная активность?

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Растущий организм дошкольника особо нуждается в движении. Двигательная активность, как основа жизнеобеспечения детского организма, оказывает воздействие на рост и вес ребенка, развитие нервно-психического состояния и органов чувств, а также на работоспособность всей системы организма ребенка. Движение – залог здоровья. Движение – это жизнь. Поэтому физическому развитию и формированию двигательной активности детей в период раннего и дошкольного детства в настоящее время уделяется особое внимание. Не случайно, одним из приоритетных направлений работы ДОУ согласно ФГОС ДО является: «Формирование, сохранение и укрепление физического здоровья детей». Наиболее действенными и распространенными средствами развития двигательной активности у детей в ДОУ являются:

  • Утренняя гимнастика
  • Занятия физической культурой
  • Подвижные игры, физкультминутки, музыкально-ритмические упражнения, используемые как в организованной, так и в самостоятельной деятельности детей.

Среди выше перечисленных средств развития двигательной активности у дошкольников, игры занимают особое место, т.к. это вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра – это:

  • отдых от серьезной работы для восстановления сил (Н. Филитис, профессор Московского института физкультуры)
  • упражнения, при помощи которого ребенок готовится к жизни (П. Лесгафт, биолог, анатом, врач, педагог, создатель научной системы физического образования в нашей стране)
  • средство пополнения дошкольником знаний и представлений об окружающем мире (В. Страковская, врач, физиолог)
  • действительность ребенка с его действиями и переживаниями (К. Ушинский, русский педагог)
  • средство физического и морального воспитания (В. Марц, педагог-внешкольник, основоположник теории подвижных игр)
  • переходная ступень к трудовой деятельности (А. Макаренко, воспитатель, педагог, писатель)

Роль игры в жизни ребенка трудно переоценить.   Так А. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет». Поэтому очень важно еще в раннем дошкольном возрасте начать развивать в ребенке познавательные способности, внимание, память мышление, умственную и деятельную активность. И самым оптимальным психолого-педагогическим средством всестороннего развития детей является игра. В дошкольной педагогике существует бесчисленное множество игр для дошкольников, которые направлены на развитие тех или иных психических и физиологических процессов и способностей. Цель моего выступления – акцентировать ваше внимание на музыкальных подвижных играх, раскрыть их значение в развитии ребенка, ознакомить с их характерными особенностями, условиями и формами применения в жизни ДОУ.

Что же называется музыкальной подвижной игрой?

Это некая игровая деятельность, связанная с активными двигательными процессами детей, выполняемая под музыкальное сопровождение. Синтез музыки и движения в музыкальных подвижных играх оказывает незаменимое воздействие на развитие дошкольников. В процессе игры у них формируется эмоциональная сфера и эстетический вкус, совершенствуется мышление, повышается мотивация к обучению, развивается двигательная активность и координация движений. Кроме того, музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, создает соответствующую эмоциональную окраску, направляет слуховое внимание детей, помогая им выполнять условия и правила игры. Правильно организованные музыкальные подвижные игры – это всегда беспроигрышная форма организации детской деятельности – запоминающееся, яркая, интересная и веселая. Поэтому подвижные игры широко используются не только в регламентированных формах образовательной деятельности, таких как музыкальные и физкультурные занятия, физминутки, а также в различных развлекательных мероприятиях, праздниках, прогулках и самостоятельной деятельности дошкольников.

Четкой классификации музыкальных подвижных игр в педагогической и методической литературе я не обнаружила. Но можно выделить несколько групп музыкальных подвижных игр по их характерным особенностям, формам проведения и организации самой игры.

  • подвижные игры с правилами (сюжетные и несюжетные)
  • игры с речью и пением
  • игры-забавы, игры-шутки
  • хороводы
  • ритмические игры

При этом, одна и та же игра может носить признаки нескольких групп и не иметь четко определенной принадлежности к той или иной группе музыкальных подвижных игр.

Любая игра должна носить развивающий и воспитывающий характер, приносить удовольствие и радость детям и всем участникам игры. Для достижения этих целей существует ряд правил организации и проведения музыкальных подвижных игр:

  • Педагог должен знать наизусть ход и правила игры
  • Игры должны быть доступны и интересны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями, тематикой мероприятия и возрастными особенностями детей
  • Вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами, яркой эмоционально-окрашенной музыкой
  • Переходить от простых игр к сложным постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм
  • Следить за дозировкой физической нагрузки и временными ограничениями
  • Правильно подбирать оптимальный темп музыкального сопровождения
  • Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему.

Обучение и развитие в игре происходит постепенно. Условно можно выделить 3 этапа:

На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.

На втором идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.

На третьем – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

К некоторым играм предшествуют подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнение – подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели, участвующие в возникновении движения.

Таким образом, музыкальная подвижная игра является основной и наиболее интересной и привлекательной для детей формой работы с дошкольниками. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания и развития двигательной активности. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества, обогащается двигательный опыт, совершенствуются функциональные возможности детского организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной ...

Презентация «Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»

        «Игра  –  путь детей  к познанию мира, в котором они живут  и                     ...

Семинар практикум "Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста"

Рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольникамиИгра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создать условие для возникновения интереса.При проведении подвижных игр исп...

Роль подвижной игры для развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жиз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей....