Методические рекомендации по использованию развивающего дидактического пособия «Сенсорный Короб».
методическая разработка

Титова Татьяна Владимировна

Актуальность.

В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

Задачи пособия:

- обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно – игровой деятельности,

- формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина),

- развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт,

- развивать умение группировать и сравнивать предметы по различным признакам.

Дидактическое игровое пособие «Сенсорный Короб» предназначено для детей раннего дошкольного возраста.

Наше игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику рук, обогащает сенсорный опыт детей, помогает формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. С его помощью дети могут обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Яркость и красочность Сенсорного Короба побуждает малышей включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и др.)

Данное дидактическое пособие позволяет в свободной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и др.) «Сенсорный Короб» подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Наше игровое пособие представляет собой большой короб на колёсиках, разделённый на 5 зон. Он подвижный и многофункциональный. Короб изготовлен из фанеры, цветной плёнки основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый) и цветного фетра. «Сенсорный Короб» включает в себя съёмные детали, которые ребёнок сам может перемещать в нужное поле. Также для обыгрывания данного пособия используются разноцветные молнии (радуга), цветные бусины, колокольчики, ленточки, цветные помпоны, цветные крышечки.

Наше пособие достаточно большое. Как было сказано выше, оно разделено на 5 зон. Фоном каждой зоны служит плёнка основного цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, белая). Каждая зона отражает понятийные для ребёнка природные и социальные объекты и имеет своё название: «Поляна», «Лес», «Дом», «Река».

Дидактические игры, размещённые на «Сенсорном Коробе» на развитие тактильных ощущений:

  1. «Помоги ёжикам собрать грибочки» (по цвету, по величине),
  2. «Мамы и их малыши» (по цвету, по величине),
  3. «Посади бабочку на цветочек»,
  4. «Большие и маленькие рыбки»,
  5. «Пошурши игрушкой» (на развитие моторики рук),
  6. «Кто пищит?» (на развитие слуха, внимательности),
  7. «Кто в домике живёт?» (на развитие воображения),
  8. «Спрячь мышку от кошки» (закрепление знания геометрических фигур),
  9. «Подбери крышечку по цвету» (на развитие моторики рук и знание цвета)
  10. «Послушай как звенят колокольчики» (на развитие слуха),
  11. «Подуй как ветерок»,
  12. «Угадай кто звенит»,
  13. «Расстегни замочки»,
  14. «Погладь кошечку (мышек, ёжиков, рыбок)»,
  15. «Собери бусы для кошечки»,
  16. «Помоги малышу добраться до мамы» (лабиринт),
  17. «Укрась цветочки» (по цвету),
  18. «Бабочка летает» (подуй на бабочку).

Мы соблюдаем принцип статичности – динамичности – различные элементы крепятся к пособию при помощи ленты – липучки, крючков, пуговиц и легко заменяются.

К «Сенсорному Коробу» прилагается разнообразный дидактический материал:

  1. сшитые из цветного фетра большие и маленькие рыбки красного, жёлтого, синего, зелёного цвета, оформленные мягкими помпонами,
  2. изготовленные из цветного фетра большие и маленькие ёжики красного, жёлтого, синего, зелёного цвета с грибочками на пуговичках,
  3. сшитая из белого и розового фетра кошка с пищалкой внутри, украшенная бусами из съёмных цветных помпончиков,
  4. изготовленные из цветного фетра геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),
  5. вырезанные из фетра и украшенные бусинами бабочки красного, синего, зелёного цвета на ленте – липучке.
  6. На верхней стороне «Сенсорного Короба» мы сделали Лабиринт «Помоги малышу добраться до мамы». Он изготовлен из цветного шнура красного цвета и фетровых картинок большая медведица – маленький медвежонок. Лабиринт оформлен как Поляна с цветами. Ребёнок проводит пальчиком по верёвочке, помогая медвежонку добраться до мамы. Это вызывает у детей большую радость. Лабиринт – одна из самых любимых настольных игр для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию развивающего дидактического пособия «Сенсорный Короб».

Актуальность.

В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

Задачи пособия:

- обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно – игровой деятельности,

- формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина),

- развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт,

- развивать умение группировать и сравнивать предметы по различным признакам.

Дидактическое игровое пособие «Сенсорный Короб» предназначено для детей раннего дошкольного возраста.

Наше игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику рук, обогащает сенсорный опыт детей, помогает формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. С его помощью дети могут обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Яркость и красочность Сенсорного Короба побуждает малышей включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и др.)

Данное дидактическое пособие позволяет в свободной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и др.) «Сенсорный Короб» подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Наше игровое пособие представляет собой большой короб на колёсиках, разделённый на 5 зон. Он подвижный и многофункциональный. Короб изготовлен из фанеры, цветной плёнки основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый) и цветного фетра. «Сенсорный Короб» включает в себя съёмные детали, которые ребёнок сам может перемещать в нужное поле. Также для обыгрывания данного пособия используются разноцветные молнии (радуга), цветные бусины, колокольчики, ленточки, цветные помпоны, цветные крышечки.

Наше пособие достаточно большое. Как было сказано выше, оно разделено на 5 зон. Фоном каждой зоны служит плёнка основного цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, белая). Каждая зона отражает понятийные для ребёнка природные и социальные объекты и имеет своё название: «Поляна», «Лес», «Дом», «Река».

Дидактические игры, размещённые на «Сенсорном Коробе» на развитие тактильных ощущений:

  1. «Помоги ёжикам собрать грибочки» (по цвету, по величине),
  2. «Мамы и их малыши» (по цвету, по величине),
  3. «Посади бабочку на цветочек»,
  4. «Большие и маленькие рыбки»,
  5. «Пошурши игрушкой» (на развитие моторики рук),
  6. «Кто пищит?» (на развитие слуха, внимательности),
  7. «Кто в домике живёт?» (на развитие воображения),
  8. «Спрячь мышку от кошки» (закрепление знания геометрических фигур),
  9. «Подбери крышечку по цвету» (на развитие моторики рук и знание цвета)
  10. «Послушай как звенят колокольчики» (на развитие слуха),
  11. «Подуй как ветерок»,
  12. «Угадай кто звенит»,
  13. «Расстегни замочки»,
  14. «Погладь кошечку (мышек, ёжиков, рыбок)»,
  15. «Собери бусы для кошечки»,
  16. «Помоги малышу добраться до мамы» (лабиринт),
  17. «Укрась цветочки» (по цвету),
  18. «Бабочка летает» (подуй на бабочку).

Мы соблюдаем принцип статичности – динамичности – различные элементы крепятся к пособию при помощи ленты – липучки, крючков, пуговиц и легко заменяются.

К «Сенсорному Коробу» прилагается разнообразный дидактический материал:

  1. сшитые из цветного фетра большие и маленькие рыбки красного, жёлтого, синего, зелёного цвета, оформленные мягкими помпонами,
  2. изготовленные из цветного фетра большие и маленькие ёжики красного, жёлтого, синего, зелёного цвета с грибочками на пуговичках,
  3. сшитая из белого и розового фетра кошка с пищалкой внутри, украшенная бусами из съёмных цветных помпончиков,
  4. изготовленные из цветного фетра геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),
  5. вырезанные из фетра и украшенные бусинами бабочки красного, синего, зелёного цвета на ленте – липучке.
  6. На верхней стороне «Сенсорного Короба» мы сделали Лабиринт «Помоги малышу добраться до мамы». Он изготовлен из цветного шнура красного цвета и фетровых картинок большая медведица – маленький медвежонок. Лабиринт оформлен как Поляна с цветами. Ребёнок проводит пальчиком по верёвочке, помогая медвежонку добраться до мамы. Это вызывает у детей большую радость. Лабиринт – одна из самых любимых настольных игр для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к использованию многофункционального дидактического пособия «Чудо-дерево»

Данное пособи можно использовать в совместной деятельности детей и воспитателей,  в непосредственно организованной деятельности как демонстрационный материал, а также для создания игровой матевац...

Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...

«Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей» Консультация для воспитателей.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы....

Методические рекомендации по использованию развивающих кубиков Б.П. Никитина в детском саду

В методических рекомендациях представлен опыт работы педагогического коллектива МБДОУ д/с № 18 г. Зеленогорска Красноярского края по использованию развивающих кубиков Б.П. Никитина с детьми дошкольног...

Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...

Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...