Семинар-практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».
методическая разработка (подготовительная группа)

Андреева Татьяна Владимировна

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx808.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 102»

https://oren.ru/wp-content/uploads/2019/08/27394876538460937489304534534535.jpg

Семинар-практикум

Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

подготовили воспитатели:

Андреева Т.В.

 г.Оренбург, 2022г.

Сценарий семинара в ДОО

Тема семинара: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Форма проведения: практико-ориентированный

Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.; формирование у педагогов навыков использования эффективных форм, методов и приемов работы в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

        повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;

        обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы в совместной деятельности с детьми

        вызвать интерес педагогов к  теме нравственно патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Повестка семинара:

1. Вступительное слово.

2. Актуальность патриотического воспитания детей в ДОО.

3. Система, последовательность, направления, формы и методы работы по приобщению дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины в рамках реализации вариативной части ООП ДОО - парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

4. Деловая игра.

5. Обмен опытом по созданию условий по теме: «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления дошкольников с культурой и традициями своей малой Родины».

6. Рефлексия «Всё в наших руках»

Ход семинара:

 1. Вступительное слово:

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

 2. Актуальность патриотического воспитания детей в ДОУ - «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

    Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории своего города, края, традиции. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества: (слайд №2)

основы гражданственности,

уважение к культуре и традициям других народов,

бережное отношение к её природе,

историческому и культурному наследию,

уважение к старшим и сверстникам,

любовь к Родине,

        Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: (Слайд №3)

Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.

Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому воспитанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме: патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. (слайд №4)

 И наша с вами задача показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируется любовь к малой и большой Родине.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

 3. Система, последовательность, направления, формы и методы работы по приобщению дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины в ДОО - «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

Работу по проблеме приобщения детей к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно строить по следующим направлениям: (слайд №5)

1. Взаимодействие педагогического коллектива по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

2. Взаимодействие коллектива педагогов с детьми по привитию нравственно-патриотических знаний, умений и чувств.

3. Сотрудничество педагогов ДОО, родителей и детей в поддержании и развитии традиций семейного и общественного воспитания на основе нравственности.

4. Взаимодействие ДОО с общественными патриотическими организациями социума.

Условно работу в ДОО по патриотическому воспитанию можно представить по трем направлениям: с родителями, с педагогами, с детьми.

  Работа с детьми строится по следующим направлениям: (слайд №6)

 1. Формирование знаний о семье, о своих близких.

Цель: Расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.

Задачи:

 Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.

 Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.

 Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.

 2. Изучение микросоциума в системе нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Цель: Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

 Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.

 Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.

 Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду.

 3. Изучение родной природы.

Цель: Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

Задачи:

 Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

 Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.

 Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

 4. Знакомство с историей и культурой своей малой Родины (города, края).

Цель: Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.

Задачи:

 Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.

 Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

 Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.

Достопримечательности г. Оренбурга  – это сокровища, в которых сохраняются наши традиции и обычаи. Взглянув на них, мы можем представить то время, когда они создавались.

1.Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы

В 1853 году город Оренбург украсило здание одного из красивейших храмов во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь находится в районе города, который назывался Старой или голубиной Слободкой. Жители Слободки ходили в крепость на церковные службы, преодолевая большие расстояния, в любую погоду, весной и осенью в грязь и в слякоть, летом в зной и пыльные бури, в бураны зимой. Впервые о строительстве в слободке каменной церкви заговорили в 1848 году, после эпидемии холеры, которая в короткий период достигла ужасающих размеров. (В городе с 18 тысячным населением погибло за 6 недель 2800 человек.)

Божиим Промыслом, семью почетного гражданина, купца первой гильдии, Михаила Стефановича Деева, этот страшный мор обошел стороной. В благодарность Богу, он обращается к военному губернатору В.А. Обручеву с просьбой, разрешить построить в слободке каменную церковь. Для строительства храма была освобождена небольшая площадь. Эту землю городская дума безвозмездно передала М.С.Дееву под Церковь.

Храм был заложен 30 апреля 1852 года благочинным Василием Ольшанским, а 30 октября 1853 года строительство было завершено. Освящена церковь 22 ноября 1853 года преосвященнейшим Антонием, епископом Оренбургским и Уфимским.

В клировой ведомости за 1853 год дается следующее описание: «Здание каменное с таковою же колокольнею, новая, покрытая железом и кресты медные, золоченые через огонь. Престол в ней один в именование Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью снабжена достаточно. Причта положено: один священник, диакон, дьячок и пономарь. Земля церкви, отведенная в узаконенной пропорции, с погостом – вечное владение. Священники и церковнослужители никакою землею не пользуются. Домов собственных священнослужители не имеют. На содержание священно- церковнослужители ни откуда ничего не получают, а пользуются только братскими доходами. Зданий при церкви никаких нет. Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 353 верст. Духовное правление и местный благочинный в самом городе. Опись церковному имуществу составлена по вновь изданной форме. Приходно-расходные книги о суммах свечной и кошельковой за шнуром и печатью Оренбургского духовного управления и скреплены подписью оренбургского протоирея Розанова, выданные в 1853 году. Копия метрических книг начата с ноября 1853 года. Исповедных росписей нет. Обыскной книги тоже пока нет».

Первым священником по прошению М.С. Деева назначен Николай Каллистратович Шильнов, 1824 года рождения, сын священника. Остальные члены причта также были назначены по прошению Деева: Николай Григорьевич Назаретов, 1833 года рождения, диаконский сын; диаконом – Мефодий Николаевич Насонов, сын дьячка.

В 1855 году заболел Михаил Стефанович Деев. С большой надеждой на Господа и Пресвятую Богородицу о продлении жизни отцу сыновья Стефан и Николай решают построить два придела к Покровской церкви во имя Архангела Михаила и Сергия Радонежского. 13 июня 1857 года иждивением сыновей покойного М.С. Деева достроены и освящены два придела. Церковь огородили оградно – черной решеткой. И стояла она, величественная, белая, как корабль, плывущий в вечность.

При настоятеле Андрее Андреевиче Невзорове в 1891г. при Покровском храме открывается одноклассная школа для детей. Открывается и содержится 6-е городское начальное женское училище им. А.С. Пушкина. Также открывается 3-е городское смешанное училище. Все они располагались на частных квартирах. Церковь отпускала 200 рублей на содержание, Епархиальный совет – 60 рублей. Училось всего 50 человек.

10 января 1984 года открылась еще одна школа при церкви. Много денежных средств выдавалось на лечение бедным слоям населения. Церковь содержала также семьи умерших священнослужителей.

В 1904 году в церкви было уже прихожан 3019 человек. Вокруг церкви по углам были построены 4 башни, одна из которых являлась сторожевой.

В 1908 году указом Консистории к Покровской Церкви приписана каменная часовня на хлебном базаре во имя святителя Николая Чудотворца.

С 20 июня 1917 года начался капитальный ремонт храма, который продолжался в течение трех лет. Были расписаны потолки и стены храма дорогой масляной краской. Подправлены иконы и посеребрены иконостасы и подсвечники. Вновь расписан алтарь.

2. Вечный Огонь и мемориал Победы (Оренбург)

В 1967 году в Оренбурге прошло открытие обелиска в память воинов, которые погибли на фронте. У основания обелиска находится пятиконечная звезда, в центре которой зажжен огонь. В обе стороны от Вечного огня установлены мемориальные памятные доски, на которых увековечены имена героев, погибших на войне и в тылу. Во время ВОВ на фронт из Оренбургской области ушло более 411 тысяч человек. За героическую борьбу с фашизмом 25 воинов-оренбуржцев удостоены звания Героя Советского Союза. Зона мемориального комплекса облагорожена, в 1985 году здесь был разбит сквер. В состав комплекса входят братские могилы воинов, умерших в госпиталях Оренбурга, так как в годы войны в городе располагалось 20 военных госпиталей, где на лечении находилось большое число воинов Советской Армии. Кроме того, мемориальный комплекс включает в себя мраморные плиты с изображением медалей, которыми были награждены наши земляки.

Памятник «Оренбург-Фронту» появился в 1995 году и приурочен к 50-летию со дня победы. Он был установлен для того, чтобы описать подвиг жителей области и города в тылу, ведь с первых дней войны в Оренбург эвакуировали многие предприятия, производивших военную технику и оборудование, и дававших все необходимое фронту. Слева от монумента находится план города во время войны, а справа – схема боевого пути дивизий, которые были сформированы в Оренбурге. Также на плитах указаны сведения о продукции, выпущенной в годы войны.

3. Краеведческий музей

Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей – один из старейших музеев России. У музея большая и трудная история. Первый музей края – «музеум» был основан 24 ноября 1830 года по указу оренбургского военного губернатора графа П.П. Сухтелена. Первым зданием, где располагался музей, было Неплюевское военное училище.

Новый оренбургский губернатор В.А. Перовский перевел музей в собственность края, часть его коллекций была переведена в здание Оренбургского Благородного собрания. В апреле 1839 года здесь открылся музей, который стал называться «Главный музей местных произведений природы». Устроителем музея стал В.И. Даль (1801–1872) – писатель, лингвист, врач, автор известного «Толкового словаря живого великорусского языка». В 1833–1841 годах он служил в Оренбурге чиновником особых поручений в канцелярии военного губернатора В.А. Перовского.

4.  Дворец спорта «ОРЕНБУРЖЬЕ»

ГАУ «С-КК «Оренбуржье» – главный спортивно-культурный комплекс Оренбургской области, открытие которого состоялось 3 ноября 2007 года.

 5. Знакомство с людьми, которые прославили наш город и край.

Цель: Донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с выдающимися оренбуржцами: поэтами, композиторами, художниками, писателями.

Задачи:

 Создать условия для восприятия целостной картины войны.

 Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории.

• Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

• Способствовать распространению знаний о творчестве талантливых земляков среди детей.

  Что должен знать педагог:

Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. Следует отметить, что тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала и длительность изучения Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, имеет свои обычаи и традиции.

   Что же мы знаем о выдающихся наших земляках?

 Знаменитые уроженцы Оренбургская область

Абдрашитов Шамиль Мунасыпович (19 мая 1921 - 4 мая 1944) - лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, лейтенант. Родился в городе Оренбурге.

Авдеев Михаил Васильевич (28 сентября 1821 - 1 февраля 1876) - русский беллетрист и критик. Родился в городе Оренбурге.

Аксаков Сергей Тимофеевич (20 сентября 1791 - 30 апреля 1859) - русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте. Немалую часть своей жизни прожил в селе Ново-Аксакове Бугурусланского уезда (ныне с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области).

Берг Аксель Иванович (29 октября 1893 -  9 июля 1979) - советский учёный-радиотехник и кибернетик, основоположник отечественной школы биологической кибернетики и биотехнических систем и технологий, адмирал-инженер, заместитель министра обороны СССР. Академик АН СССР. Член КПСС с 1944 года. Герой Социалистического Труда. Родился в городе Оренбурге.

Бондарев Юрий Васильевич (род. 15 марта 1924) - русский советский писатель и сценарист. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР. Автор повести «Батальоны просят огня», романа «Горячий снег» и др., соавтор сценария фильма «Освобождение». Родился в городе Орске.

Гагарин Юрий Алексеевич (9 марта 1934 - 27 марта 1968) - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. В 1957 году окончил с отличием 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова в городе Чкалов (ныне Оренбург).

Гнатынов Николай Степанович (26 октября 1924 - 5 сентября 2006) - полный кавалер ордена Славы, артиллерист, командир расчёта, полковник в отставке. Родился в городе Оренбурге.

Доброскок Александр Михайлович (12 июня 1982) - российский прыгун в воду, вице-чемпион Олимпийских игр 2000 года, двукратный чемпион мира. Родился в городе Бузулуке. Заслуженный мастер спорта по прыжкам в воду, серебряный призер XXVII летних Олимпийских игр в Сиднее, участник XXVIII летних Олимпийских игр в Афинах.

Доброскок Дмитрий Михайлович (1 марта 1984) - российский прыгун в воду, заслуженный мастер спорта России. Бронзовый призёр олимпийских игр 2008 года, чемпион мира (2005 год) и Европы (2006 год), многократный чемпион России. Родился в городе Бузулуке.

Мартынюк Георгий Яковлевич (3 марта 1940 - 13 февраля 2014) - советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации (2003). Родился в городе Чкалов (ныне Оренбург).

Муса Джалиль (2 февраля 1906 - 25 августа 1944) - татарский советский поэт, Герой Советского Союза, Лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957). Член ВКП(б) с 1929 года. Родился в деревне Мустафино, Оренбургская губерния (ныне Мустафино, Шарлыкский район, Оренбургская область). Учился в Оренбургском медресе Хусаиния и в Татарском институте народного образования.

Остроумова Ольга Михайловна (21 сентября 1947) - советская и российская актриса театра и кино (к/фильмы «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Любовь земная», «Гараж» и др). Народная артистка РФ (1993). Лауреат Государственной премии СССР (1979).

Перовский Василий Алексеевич (9 февраля 1795 – 8 декабря 1857) - генерал от кавалерии, генерал-адъютант, оренбургский губернатор, затем генерал-губернатор. Оренбургский военный губернатор и командир Отдельного оренбургского корпуса в 1833-1842 и 1851-1856 гг.

Поляничко Виктор Петрович (9 марта 1937 - 1 августа 1993) - политический и государственный деятель СССР и Российской Федерации, кандидат исторических наук (1971), член союза журналистов РСФСР. В 1972-1978 гг. - секретарь Оренбургского обкома КПСС.

Попов Лукиан Васильевич (8 октября 1873 - 7 мая 1914) - российский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. Попов Лукиан Васильевич родился в селе Архангеловка, Оренбургского уезда, Оренбургской губернии. Основой экспозиции Оренбургского областного музея изобразительных искусств стало собрание картин Лукиана Васильевича Попова.

Родимцев Александр Ильич (8 марта 1905 - 13 апреля 1977) - советский военачальник, генерал-полковник (9 мая 1961). Дважды Герой Советского Союза (1937, 1945). Командир 13-й гвардейской стрелковой дивизии, особо отличившейся в Сталинградской битве. Родился 8 марта 1905 года в селе Шарлык (ныне Шарлыкского района Оренбургской области).

Романенко Юрий Викторович (род. 1 августа 1944) - лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Родился в поселке Колтубановский Бузулукского района Оренбургской области.

Ростропович Мстислав Леопольдович (27 марта 1927 - 27 апреля 2007) - советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии второй степени и двух Государственных премий России. Учился в музыкальном училище города Чкалов (ныне Оренбург), которому в 1977 году было присвоено имя Леопольда и Мстислава Ростроповичей.

Рычков Пётр Иванович (1 октября 1712 - 15 октября 1777) - российский чиновник, географ, историк и краевед, первый член-корреспондент Российской Академии наук, историк Оренбургского края. Известен главным образом как первый историк Южного Урала. Также собрал и опубликовал большой массив сведений по истории Казахстана, Среднего и Нижнего Поволжья.

Фёдоров Евграф Степанович (10 декабря 1853 - 21 мая 1919) - русский академик РАН, кристаллограф, минералог и математик. Родился в городе Оренбурге.

Филатова Людмила Павловна (род. 6 октября 1935) - советская и российская оперная певица, народная артистка СССР (1983), педагог. Родилась в городе Оренбурге.

Флейшер Владимир Натанович (род. 16 марта 1948) - российский театральный деятель, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Родился в городе Чкалов (ныне Оренбург). С1981 года был директором, а затем с 1991 года художественным руководителем Оренбургского государственного областного театра кукол.

Черномырдин Виктор Степанович (9 апреля 1938 - 3 ноября 2010) - советский и российский государственный деятель, председатель Совета министров Российской Федерации (1992-1993), исполняющий обязанности президента Российской Федерации (5–6 ноября 1996), председатель Правительства Российской Федерации (1993-1998), посол России на Украине (2001-2009). С 11 июня 2009 года до конца жизни — советник президента Российской Федерации, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ. Родился в селе Чёрный Отрог Гавриловского района Оренбургской области.

Чернышев Алексей Андреевич (род. 1939) - российский политический деятель, депутат Государственной Думы ФС РФ (1993 - 1999 гг.), губернатор Оренбургской области (1999 - 2010 гг.), член Совета Федерации ФС РФ (2010 - 2014 гг.). Родился в селе Рыбкино Новосергиевского района Оренбургской области.

Чибилёв Александр Александрович (род. 26 марта 1949) - российский географ, академик РАН (2016), доктор географических наук, профессор, специалист в области ландшафтной экологии и заповедного дела. Родился в поселке Яшкино Красногвардейского района Оренбургской области.

Шевченко Тарас Григорьевич (25 февраля 1814 - 26 февраля 1861) - украинский поэт. Известен также как художник, прозаик, этнограф и революционер-демократ. В 1847 г. за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе был арестован и определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус. По прибытии в Оренбург был зачислен в 5-й линейный батальон, расположенный в Орской крепости.

Яблонский Всеволод Сергеевич (7 ноября 1901 - 2 мая 1963) - специалист в области гидромеханики и гидравлики, создатель научных основ трубопроводного способа транспортировки нефтепродуктов. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился в городе Оренбурге.

 4. Деловая игра

  1.  «Мозговая разминка».
  1. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).
  2. Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта? (Принцип дифференциации).
  3. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).
  4. Земля, где ты родился? (Родина).
  5. Древнее название России? (Русь).
  6. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
  7. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
  8. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).
  9. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
  10. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
  11. Что означает «эмпирические знания»? (Знания, основанные на опыте).
  12. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).
  13. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
  14. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
  15. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
  16. Что означают цвета Российского флага? Кем и почему они расположены именно в таком порядке?(Красный – отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту.Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей.Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся символом свободы и величия.)
  17. Кто определил именно такое расположение цветных полос?(Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу-физический, плотский (красный), выше-небесный (синий), еще выше- божественный(белый)).
  18. Официальная эмблема государства? (Герб).
  19. Перечислите основные элементы герба. Что они означают?(Двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости.Всадник олицетворяет святого воина и предстает в образе Георгия – змееборца ( святого Георгия Победоносца). Это символ - борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.Сейчас двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации, а три короны можно трактовать как символы трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.Скипетр в наше время он символизирует защиту суверенитета, как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, республик. Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, является символом единства, целостности государства.)
  20. Что символизируют цвета и на гербе?(Красный (пурпурный) цвет считался царским. Он символизировал энергию, силу. Слово «красный» означало и «красивый», и «торжественный». Золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства.)
  21. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства (Гимн)
  22. Кто автор слов и музыки гимна России?(слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова)
  23. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
  1. Блиц опрос. «Кто на фото?»

1 .«Кому поставили этот памятник? Где он стоит?» (слайд №7)

Ответ: «Памяти павших в годы войны», стоит пр. Победы

2. Родимцев Александр Ильич- Советский военачальник, командовавший дивизиями и корпусами в Великой Отечественной войне, Дважды Герой Советского Союза. Генерал-полковник. Командир 13-й гвардейской стрелковой дивизии, особо отличившийся в Сталинградской битве. (слайд № 8)

3. Петр Иванович Рычков-писатель, этнограф,ученый .(слайд №9)

4 .Мстисла́в Леопо́льдович Ростропо́вич (27 марта 1927, Баку — 27 апреля 2007, Москва) — советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель; народный артист СССР (слайд №10)

5 . Владимир Ерышев- Художник. (слайд №11)

6. Ви́ктор Степа́нович Черномы́рдин (9 апреля 1938, село Чёрный Отрог, Гавриловский район, Оренбургская область, РСФСР, СССР — 3 ноября 2010, Москва, Россия) — советский и российский государственный деятель. ( слайд №12)

 3) «Мозговая атака-ребусы».

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_1.png

Герб

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_2.png

Гимн

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_3.png

Россия

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_4.png

Честь

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_5.png

Родина

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_6.png

Москва

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_7.png

Война

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_8.png

Победа

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_9.png

Ордена

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/30/s_5e09b5fe39c82/1302234_10.png

Память

4)«Бой пословиц».

1 команда.

Восстановите пословицы

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.

2 команда.

Восстановите пословицы

Человек без Родины,

дороже всякого богатства.

В своем доме и

счастье дорогу не забывает.

Народное братство

что соловей без песни.

В семью, где лад,

а в ленивом доме пусто.

В прилежном доме – густо

стены помогают.

      5)  «Мозголомы».

Кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание»

1.Присущий, свойственный гражданину.

2.Населенный пункт.

3.Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

4.Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

5.Страна, в которой мы живем.

6.Качество человека, выраженное в принятии другого, в желании понять и услышать его.

7.Ячейка общества.

8.Место рождения, происхождения кого –нибудь или чего –нибудь.

9.Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

6

9

3

7

2

5

4

1

8

Ответы на кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание»

6

9

н

р

а

в

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

о

3

л

7

2

г

5

е

с

г

р

4

п

р

а

в

о

р

е

о

а

о

а

м

1

г

р

а

ж

д

а

н

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

о

д

с

т

я

д

а

и

н

н

я

8

р

о

д

и

н

а

и

с

н

т

ь

Вопросы для всех педагогов:

Какие на ваш взгляд являются более эффективными формы и методы работы с детьми по приобщению воспитанников к культуре и традициям своей малой Родины?

Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении,  чтение художественной литературы. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни. Праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – совместная образовательная деятельность.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу или краю, способствующие проявлению активной деятельности позиции: устное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность.

Чтобы дети повышали детскую мыслительную активность, помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др. Составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний. Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т. п.

  5. Обмен опытом по созданию условий по теме: «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления дошкольников с культурой и традициями своей малой Родины».

Воспитатели каждой группы делятся интересным материалом, который имеется у них в группе, для дальнейшего использования педагогами других групп.

   6.Рефлексия «Всё в наших руках»

Представьте, что в ваших руках куб на гранях которого, Вы написали то, что считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Возьмите его в руки. Вы видите, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.» А.С. Макаренко

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в Ваших руках!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории и традициям родного края».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной...

Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам и традициям малой Родины».

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»

laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию...

Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства  в рамках реализации вариативной части...

Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины»

тематический контроль «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины&ra...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...