Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
учебно-методический материал

Батыргова Анфиса Сафарбиевна

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического  процесса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

  • Деловая игра «Слабое звено»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».

Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение, история России, народно-прикладное искусство, ФГОС ДО.

Правила игры:

Игра состоит из 3 раундов. Длительность первого раунда составляет 6 минут, а каждые последующие раунды уменьшаются ровно на 1 минуту. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать как можно больше правильных ответов, а также следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников команды, соблюдая педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок пройдет все 3 раунда и покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне.

Наша игра будет проходить с 4 командами (распределение участников игры по командам). Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.

Выберите командира, и в течение 3 минут придумайте название и девиз своей команды.

Представление команд.

Представление жюри в лице заместителя заведующего по УВР.

Раунд 1

- Земля, где ты родился? (Родина.)

- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)

- Древнее название России? (Русь.)

- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

- Определение толкового словаря Ожогова  «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Что это? (Патриотизм.)

- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)

- Официальная эмблема государства? (Герб.)

- Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)

- Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)

 -  В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр)

-  Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл назывались первые гвардейские полки Петра I?
(Семёновский и Преображенский)

- Сын конюха, друг Петра I, ставший впоследствии генералиссимусом. (А. Меншиков)

- Что изображено на гербе Санкт-Петербурга? Что это обозначает? (два якоря: морской и речной, скипетр)

- Что украшает шпиль Петербургского Адмиралтейства? (кораблик)

- О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?
(Ленинграда: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», обе 1942 год.)

- Что во время Великой Отечественной Войны называли «Катюшами»?
(Ракетные установки)

- Что открыли союзники во время Второй мировой войны?
(Второй тыл, второй фронт, границы, военную тайну)

- По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? (Ладожское)

- В какое море впадает река Нева? (впадает в Финский залив Балтийского  моря) 

- Из какого озера берёт начало река Нева? (из Ладожского озера)

- Назовите остров, на котором началось строительство нашего города? (на Заячьем острове)

- Назовите дату рождения нашего города? (27 мая 1703 г.)

- Начало закладки какого сооружения считается рождением нашего города? (Петропавловской крепости)

- Как назывался наш город со времён его создания? (Санкт-Петербург, Петроград – 1914, Ленинград – 1924, Санкт-Петербург – 1991)

- Как называется самый известный сад нашего города? (Летний сад)

- Какому великому русскому литератору установлен памятник в Летнем саду? (И. А. Крылов)

- Что пережили ленинградцы в течение 900 дней во время Великой Отечественной войны? (блокаду)

- Как называется первый музей России? (Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого)

- Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

- Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)

- Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)

- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

- Как по-другому можно назвать мелкое ручное производство? (Ремесло.)

- Как называется сырьё, которое используется для выделки коробов, корзин, посуды, для изоляции строений от сырости, для обшивки речных лодок? (Береста.)

- Назовите виды народной росписи? (Городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская.)

- Как называется широко распространенная техника декоративно-прикладного искусства, разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, меха, соломки нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки? (Аппликация.)

- Как называется инструмент, используемый для вышивания? (пяльцы)

- Как называется самобытный вид русского народного искусства — декоративная роспись деревянных изделий? (Хохлома.)

- Что такое орнамент? (узор, построенный на ритмическом чередовании элементов)

- Перечислите разновидности русской глиняной игрушки? (Абашевская, дымковская, каргопольская, филимоновская, тульская, скопинская.)

- Как называлась слобода, где изготовляли глиняные лепные игрушки? После обжига готовые фигурки людей, зверей, птиц расписывались по белому грунту яркими красками. (Дымково.)

- Город Загорск  Московской области считается родиной русской расписной матрешки. Перечислите разновидности русской матрешки. (Загорская,  Семеновская, Полхмайданская,  Кировская.)

- Кто самый популярный герой богородской игрушки? (Медведь.)

- Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

– Итак, 1 раунд подошел к концу. Которая команда сдала свои позиции? Кто не силен в данной области? Пришло время выбрать самое слабое звено.

(Участники делают свой выбор, объясняя, почему они выбрали именно эту команду, затем сами участники анализируют свою игру).

Раунд 2

- Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г.)

- Назовите программы, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание? (Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).

- Укажите соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений? (не менее 60 и не более 40)

- Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитании и обучения детей в ДОУ, а ток же комплекс требований к педагогическим работникам? (ФГОС ДО)

- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

- Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)

- Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)

- Что первично? Умения или навыки? (Умения.)

- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

- Чем являются следующие определения:

-формирование любви к родному краю,

-воспитание чувства гордости  за своих земляков,

-умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)

- Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)

- Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

- Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага России, начиная сверху? (белый, синий, красный)

- Какой документ определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ? (ООП ДО).

- Сколько образовательных областей содержит в себе ООП ДО? Назовите их. (5 образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие).

- Основной документ, провозглашающий права ребенка(Декларация прав ребёнка – ООН, 1959)

- В каком направлении развития и образования детей ставится задача: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы? (речевом)

- В каком направлении развития и образования детей ставится задача: формирование начальных представлений  о некоторых видах спорта? (физическом)

- В какие образовательные области по ФГОС ДО вошли бывшие ранее образовательные области «Здоровье» (физическое развитие), «Безопасность» (социально-коммуникативное развитие), «Труд» (социально-коммуникативное развитие), «Музыка» (художественно-эстетическое развитие).

- В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы? (целевых ориентиров).

- Участие ребёнка в психолого – педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия кого? (родителей).

- Сопровождается ли освоение ООП проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников? (нет).

- Имеет ли право педагогический работник проводить оценку индивидуального развития детей? (да)

– Второй раунд закончен, ответьте себе на вопрос: кто так и не адаптировался в игре из вас? Кому пора открывать литературу по дошкольному воспитанию? Пора выбрать самое слабое звено. (Анализ.)

Раунд 3

– Вас осталось всего две команды, сейчас самое время выяснить, кто из вас силен в патриотическом воспитании, краеведении, методике. Я объясню правила 3-го раунда; я задам по четыре вопроса каждой команде, той команде, которая не ответит на вопрос, будет поставлен пробел в ответе, а команда, набравшая наибольшее количество правильных ответов, станет победителем нашей сегодняшней игры.

- Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)

- На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)

- Какие разделы должна иметь ООПДО? (Целевой, содержательный, организационный.)

- Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.)

- Назовите возможные ситуации применения результатов педагогической диагностики. (Для индивидуализации образования: в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; для оптимизации работы с группой детей).

- Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

- Какой документ включает в себя три группы требований: к структуре, к условиям реализации ООП ДО и к результатам освоения ООП ДО? (ФГОС ДО)

- Этот документ обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса. (Конвенция ООН о правах ребёнка).

– Ну, вот, наша игра завершилась. Я надеюсь, что все участники семинара уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания.

Презентация творческих проектов по гражданско-патриотическому воспитанию

 «С чего начинается Родина?» в разных возрастных группах

 

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.  Подготовила и выступила воспитатель подготовительной группы Черепанова Е. Ю.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5. Нормативные  (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

* учет интересов каждого ребенка;

* деятельность детей без принуждения;

* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

* совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

* тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Презентация проектов «С чего начинается Родина?» педагогами:

Михайлова Е. Н. - 1 младшая группа

Колесова Н. А. - 2 младшая группа

Розанова Е. В. - Средняя группа

Смелова Л. Ф. - Старшая группа

Станиславова М. В. - Подготовительная группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....

Консультация «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

Консультация "Развитие нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города"...

Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства  в рамках реализации вариативной части...

Семинар-практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео...

Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины»

тематический контроль «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины&ra...