Доклад на тему "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации к условиям ДОУ"
презентация к уроку (младшая группа)

Оксана Владимировна Зырянова

Сформировать у педагогов представление о "рефлексивном круге" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refliksivnyy_krug.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

        

 Доклад с презентацией

  Тема: «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников в период адаптации к условиям ДОУ»

Цель: Сформировать у педагогов представление о «рефлексивном круге» как средство социализации младших дошкольников в период адаптации.

Задачи:

  1. Познакомить с образовательной технологией организации и проведения утреннего и вечернего круга.
  2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течении дня.
  3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

 (2 слайд)

  Цель: Развивать у ребенка саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность для успешной адаптации в детском саду.

  Задачи:

  1. Развитие коммуникативных способностей и навыков детей.
  2. Обучение детей установлению контакта между собой.
  3. Воспитывать взаимовыручку и доброжелательное отношение      друг к другу.
  4. Формировать общие позиции относительно различных аспектов жизни в группе
  5. Сделать процесс адаптации к условиям ДОУ более успешным.

(3 слайд)

 Социально-коммуникативное развитие является главной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Наблюдения за повседневной игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детской популяции присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, у них все чаще отмечается высокая эгоцентричность, нарушения эмоционального характера, трудности коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми.

Особое место в жизни ребенка занимает адаптация к ДОУ, как первый социальный опыт взаимодействия с миром без сопровождения родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для младших дошкольников. Создание комфортных психолого-педагогический условий с использованием современных технологий социализации позволит детям не только успешно адаптироваться к условиям ДОУ, но развивать социально-коммуникативные навыки.

Мой опыт наблюдения за адаптационным периодом младших дошкольников показал, что в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду использование образовательной технологии Н.Гришаевой «Рефлексивного круга» способствует снижению напряженности и тревожности, установлению социальных контактов.

(4 слайд)

В своей деятельности я опираюсь на работы таких авторов как: Шоакбарова С.И Крюкова С.В
Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным.

(5 слайд)

«Рефлексия» от лат. — «Обращение назад, на себя» — это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира.

Круг – возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними.

(6 слайд)

              Поставленные задачи я решаю комплексно. Для реализации цели  оформила  уголок эмоциональной разгрузки «Уголок настроения «Колобок»», который использую как средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка.

(7-8 слайд)

Приобрели «Радужный круг» позволяющий организовать детей для проведения рефлексивного круга, так же подготовлена папка на тему «Правила поведения в детском саду», оформлена картотека игр направленных на сплочение детского коллектива.

(9 слайд)

Каждый новый день у нас начинается с того что ребенок выбирает себе «колобка настроения», соответствующего его эмоциональному состоянию и помещает на вешалку. Это способствует обогащению эмоциональной сферы, дает понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учит распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогает детям адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. Затем, когда большая часть группы собралась, мы можем приступить к нашему ритуалу, «Ежедневный рефлексивный круг». Это плановый тип рефлексивного круга. Мы собираемся в группе, вокруг «Радужного круга». Это дает возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке. Мы обязательно приветствуем новый день и друг друга, обсуждаем планы на день. Мы обсуждаем эмоциональное состояния детей, с каким настроением они пришли в детский сад, если есть дети, которые выбрали «грустного колобка» обращаю внимание остальных детей, пытаясь совместно с детьми понять причину грустного настроения, вызвать чувство эмпатии, сопереживания и желания позаботиться о товарище.

(10 слайд)

Так же мы можем обсудить следующие темы: «С кем бы ты хотел играть», «Мои любимые игрушки», «Я люблю есть…», «Правила поведения в группе», «Правила поведения на площадке», «Правила поведения за столом», «Как помириться», «Как делиться игрушками» и др.

Поскольку основной задачей в моей работе ставлю успешную адаптацию детей младшего возраста к условиям ДОУ, большое внимание при проведении «Рефлексивного круга» уделяется обсуждению правил поведения в детском саду. В кругу знакомлю детей с основными правилами поведения такими как: «Приветствие и прощание», «Не отбирай, не ломай, не дерись», «Поиграл - убери игрушки» и т.д., в доверительной и доброжелательной атмосфере обсуждаем, зачем нужны те или иные правила и как их соблюдать.

В течении дня мы можем собираться в «экстренный круг», иногда это происходит в групповой комнате на стульчиках. Такая форма работы позволяет мне своевременно отреагировать на возможные коммуникативные трудности детей.

В вечерние часы «Рефлексивный круг» позволяет актуализировать опыт проживания дня и обсудит планы на следующий день. Дети дают оценку своей деятельности с помощью «языка чувств». Так же в течении дня в «кругу» мы играем в игры способствующие сплочению детского коллектива.

(11,12,13 слайд)

Такие игры как: «Угадай, кто позвал», «Мячик озорной», «Эхо», «Похлопаем в ладоши, те кто…», «Мы капусту рубим», «Весёлый паровоз», «Если нравится тебе, то делай так». Эти игры особенно актуальны в период формирования детского коллектива, они помогают установить положительный контакт между взрослым и детьми, а самих детей мотивируют по-доброму взглянуть друг на друга, проявить интерес и внимание к сверстнику, учат понимать индивидуальные особенности друг друга. Заканчивается рефлексивный круг прощанием, добрыми пожеланиями.

(14 слайд)

По результатам моих наблюдений за поведение детей во время проведения «Ежедневного рефлексивного круга» можно сделать вывод о положительной динамике. Процесс адаптации детей к условиям ДОУ проходит значительно легче, имеет положительную направленность. Дети чувствуют себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере «круга», рефлексивный круг поддерживает и развивает стремление ребенка к общению, обогащает его личный практический опыт.

С помощью педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в группе создается доверительная обстановка, позволяющая детям проявить свои чувства и  говорить о них, воспитывает навыки эмпатического  общения, умение принять и выслушать другого человека; развивает способность  понимать себя самого, формирует сплочённость группы. (15 слайд)

Детям очень нравится общаться и играть вместе, в том числе и в круге. Они с нетерпение ждут следующего дня и приходят с радостью в детский сад. Таким образом, адаптационный период проходит незаметно для детей.    

Литература 

Н.П Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации»  Москва Издательский центр    «Вентана – Граф» 2015  

С.В Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва Генезис 2010

С.И Шоакбарова «Конспекты психолого – педагогических развивающих занятий для дошкольников» Санкт – Петербург ДЕТСТВО- ПРЕСС 2013.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад

«Золотой петушок»

Доклад на тему

«Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников в период адаптации к условиям ДОУ»

Подготовила воспитатель Зырянова Оксана Владимировна

с. Каскара, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников

«…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...

«Развивающая среда как средство социализации младших дошкольников».

Доклад на педсовет из опыта работы.«Развивающая среда как средство социализации младших дошкольников».ПодготовилаВоспитатель 1 категорииБычкова Ольга ВалерьевнаМДОУ ЦРР №24 Развивающая среда-это ...

Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"

Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

Цель:Целью моей работы является: социализация детей младшего дошкольного возраста, сократить период адаптации к условиям ДОУ, при этом максимально сохранить и укрепить здоровье ребенка, чтобы оно обес...

Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального ...

Буклет "Охрана здоровья дошкольников в период адаптации к условиям детского сада"

Трудности адаптации, признаки дезадаптации, режим пребывания детей в группе....

Игровая деятельность как средство социализации младшего дошкольника

Социализация – процесс, результат усвоения иактивного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей...