Нервно-психические особенности как причина агрессии ребенка в младшем дошкольном возрасте
статья

Ольга Голуб

Маленькие дети очень эмоциональны, они подвержены перепадам настроения, а процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому детям, особенно темпераментным,  довольно трудно справляться с переполняющими их чувствами. И когда эмоции начинают выплескиваться, зачастую это происходит  не  в очень красивой форме. Так, обида, раздражение, тревожность, гнев, ярость, чувство одиночества –могут вылиться в приступы агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vserossiy.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Голуб Ольга Борисовна

СПб ГКУЗ "Психоневрологический дом ребенка № 6"

Нервно-психические особенности как причина агрессии ребенка в младшем дошкольном возрасте

Маленькие дети очень эмоциональны, они подвержены перепадам настроения, а процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому детям, особенно темпераментным,  довольно трудно справляться с переполняющими их чувствами. И когда эмоции начинают выплескиваться, зачастую это происходит  не  в очень красивой форме. Так, обида, раздражение, тревожность, гнев, ярость, чувство одиночества –могут вылиться в приступы агрессии.

Со временем, когда малыш научится выражать свои чувства, при этом, не причиняя другим неприятных ощущений, и научится общаться с людьми, - проявления агрессивности  уменьшатся. Однако, влияние некоторых факторов, может привести к усилению агрессивности и даже переходу её в  устойчивую форму поведения.

Итак, агре́ссия (лат. aggressio - нападение) — это поведение, противоречащее социально-установленным нормам и несущее физический вред или психологический дискомфорт. Безусловно, агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Проявления агрессии

 

Агрессия может классифицироваться по-разному


 
 1. Агрессия может быть направлена:


- на окружающие объекты  - близких родственников, детей, животных, предметы и т.д.
- на самого себя – проявляется как битье головой об стену, покусывание губ, обгрызание ногтей и т.д.

 

2. Агрессия проявляется в виде


- словесной агрессии – жалобы взрослым «А он не помыл руки»,  демонстративный крик «Уйди отсюда!», угрозы «Сейчас как врежу!», агрессивные фантазии «Баба Яга придет и украдет тебя!»; дразнилки «Толстая корова!», оскорбления «Дурак!», ругательства «Ничего ты не умеешь делать» и т.д.
- невербальной агрессии - жестами (машет кулаком, показывает «фиг», грозит пальцем), мимикой (передразнивает – делает «плачущее» выражение лица, сердитое, грозное и т.д.)
- физической агрессии – укусы, царапания, щипания, нападения, драки, подножки.

 

3. Агрессия бывает:


- Прямая – это непосредственное нападение на сам объект (хватание противника за волосы, битье его палкой, таскание кошки за хвост и т.д.)
- Косвенная агрессия – направлена на нужный объект окольными путями (ломание его игрушек, жалобы, шутки, срывание злости  на тех, кто не виноват и случайно «подвернулся под руку»).

 

Выделяют две формы агрессии:


- Ответная реакция на какой-то определенный повод или  внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.), может проявляться как защита себя, месть и даже радость при неудаче другого человека.
- Спонтанная реакция проявляется без видимой причины и связана с особенностями развития личности (психические заболевания) или  происходящая под влиянием каких-то внутренних импульсов  (накопление отрицательных эмоций).

Причины агрессии.


1. Личностные особенности – дети, отличающиеся повышенной вспыльчивостью, раздражительность, дерзостью, упрямством, самоуверенностью, обидчивостью, неуверенностью в себе. Они не умеют проявлять сострадание к другим людям и испытывают  трудности в общении. В результате такой эмоциональной неудовлетворенности, они используют агрессию,  как средство защиты от чувства  подавленности, напряженности, тревожности, стресса.


2. Характерные нервно-психические особенности –   эмоциональная неуравновешенность, психическое истощение, незрелость волевой сферы, частая смена эмоций и настроений, импульсивность неуправляемость, конфликтность, повышенная агрессивность. Все это может быть следствием осложненной беременности и родов, нарушениями перинатального развития, черепно-мозговой травмой, наследственностью. И в данном случае требуются лекарственные препараты, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы.


3. Воспитательные особенности:


-  Подавляющий стиль воспитания,  при котором родители слишком требовательны и любыми путями добиваются  безоговорочного послушания. Дети в таких семьях бывают замкнутыми, раздражительными и становятся либо пассивными, либо наоборот бурно протестующими против каждого ограничения.


- Свободный стиль воспитания, при котором отсутствуют запреты и единые требования, что приводит к непослушанию, импульсивности и агрессии. Но при хороших доверительных взаимоотношениях с родителями, дети могут стать активными, решительными и творческими личностями.


- Отвергающий стиль воспитания, при котором ребенок ощущает неприятие, безразличие и даже враждебность со стороны родителей. Желая завоевать их внимание и любовь, дети порой действуют очень агрессивно. Дети в таких семьях  часто бывают замкнутыми, робкими, обидчивыми и начинают вымещать свою злобу на других.


- Гиперопека  или чрезмерное внимание, в результате которого получаются избалованные, капризные, не умеющие понимать других дети. Ребенок считает, что ему все можно, в том числе и бить других детей. А любой отказ заканчивается вспышкой детской агрессии.


4. Объективные причины – плохое самочувствие, переутомление, изменение жизненных обстоятельств (появление брата или сестры, развод родителей, поступление в детский сад и т.п.), скученность проживания и неимение возможности побыть наедине с самим собой.
 
5. Асоциальная обстановка – если ребенок живет в семье, где агрессия – привычный образ жизни, то точно так же будет действовать и он. Отрицательный пример родителей, братьев – сестер, других детей на детской площадке, в саду, просмотр «ужастиков» - все это приводит к детской агрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление.  От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника в...

Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста

•В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление.  От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника ...

Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста

Проблема агрессивного поведения детей по отношению к своим сверстникам очень актуальна на сегодняшний день. Проявление агрессии среди детей встречается не только в школьном возрасте, но и у дошкольник...

Организация режимных моментов с учетом индивидуальных особенностей ребенка в младшем дошкольном возрасте

Консультации для родителей по организации режима детей в младшем дошкольном возрасте....

Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста

консультация для родителей: как помочь ребенку ? как вести себя? игры для снятия агрессии...

Особенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙОсобенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста...

СЕМИНАР_ПРАКТИКУМ " Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Дви...