старшая группа комплексно-тематический план на неделю на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Мельникова Светлана Николаевна

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему " Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_nedelya_.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

МАРТ

2 НЕДЕЛЯ (09. 03. – 11. 02.)

Тема недели. Знакомство  с русской народной культурой и традициями: народная игрушка

Цель. Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитание любви к народной культуре.

Задачи. Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус. Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда

Режимный момент

Образовательная область

Вариативная часть

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Суббота 05. 03.

Утро

Беседа: « Все начинается со слова «здравствуй». Цель:  закреплять формулы словесной вежливости.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Беседа «Россия мастерами славится». Цель: приобщать детей народному искусству, расширять знания о труде взрослых, формировать представления о быте наших предков.

Д/и «Что это такое?» Цель: расширять знания детей об орудиях труда прошлого, развивать внимательность.

Д/и «Узнай игрушку по описанию». Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Рассматривание альбома с народными игрушками. Предложить детям раскраски по теме недели. Цель: формировать знания детей по теме недели, закреплять навыки рисования карандашами.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 13.

Мп/и «Море волнуется». Цель: закреплять умения создавать двигательные образы, удерживать их.

ОД

  1. Физкультура. По плану специалиста.
  2. Аппликация. «Сказочная птица». (Комарова Т. С., стр.87).

Программное содержание. Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них.

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Трава опять зазеленела, и закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» — звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому, кусочки мха они несут —

Все пригодится им для дома, чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки — их желторотые птенцы.

Трудовая деятельность: Посыпание песком дорожек на участке. Цель: воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим.

П/и «Лови — бросай». Цель: учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

П/и «Салки». Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.

Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места. Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Возвращение с прогулки

П/у «Наводим порядок в шкафу для одежды» . Цель: приучать детей следить за порядком в шкафчиках, воспитывать уважение к труду.

И/у  «Назови три предмета». Цель: закрепить умение детей классифицировать предметы по определённым признакам.

Игра «Эхо». Цель: совершенствовать речедвигательный аппарат детей, закреплять произнесение звука «ж»,  умение определять место звука в слове.

Игра на деревянных ложках. Цель: развивать чувству ритма; знакомить с народными музыкальными инструментами.

П/и «Кому флажок?» Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, воспитывать ловкость, целеустремленность.

2 половина

дня

Игровая ситуация  «Я начну, а вы продолжите». Цель:  закрепить знания детей о безопасном поведении на улице.

С-р/и «Мастерская по росписи игрушек». Цель: закрепить знания детей о профессии художника по росписи посуды, игрушек, закрепить основные цвета.

Д/и  «Подбери игрушку». Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его развивать умение находить равное количество игрушек.

Игровая ситуация «Сочинение историй об игрушках». Цель: развивать связную речь детей.

Хореография. По плану специалиста.

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Ловишки парами». Цель: упражнять в беге парами; развивать ловкость, быстроту, внимательность

Среда 09. 03.

Утро

Ситуативный разговор  «Каким должен быть друг». Цель: формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.

Беседа с детьми «История создания народной игрушки». Цель: дать представление о народной игрушке, народных промыслах, воспитывать интерес к народному творчеству.

Д/и «Чего не стало?» Цель: упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

И/у «Передача чувств». Цель: развивать умение передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 13.

И/у «Закати мяч в ворота».  Цель: упражнять детей в прокатывании мяча, развивать  глазомер,

ОД

  1. Музыка. По плану специалиста.
  2. Обучение грамоте. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за рябиной. Цель: закрепить знания о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев. Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.

П/и «Волк во рву», «Горелки». Цель: учить, по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность.

Д/и «Придумай предложение». Цель: учить составлять предложения с заданным словом, развивать речевую активность.

Индивидуальная работа: «Прыжки вверх с места». Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Возвращение с прогулки

Беседа «Правила поведения посещения туалетной комнаты». Цель:  воспитывать положительное отношение к самообслуживанию, обратить внимание на правильное пользование полотенцем.

Д/и «Что сначала – что потом». Цель: закреплять знания детей о последовательности дней недели, частей суток, времен года.

С/и «Скажи ласково». Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Чтение художественной литературы: татарская народная сказка «Три дочери». Цель: формировать умение понимать характеры персонажей; воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и я зыка сказки и рассказа.

Заучивание пальчиковой гимнастики: «Дымковские барышни»

Мы игрушки расписные,

 Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские Наши руки крендельком,

 Щеки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке

2 половина

дня

Игра «Угадай, что делали». Цель:

формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игры.

Конструирование по замыслу детей. Цель: формировать умение детей выполнять постройки, объединяясь в  группы,  придумывать сюжеты и обыгрывать их. Учить выполнять постройки устойчивыми, разнообразными, согласовывать индивидуальный замысел с общим.

Д/и  «Мы придумываем сказку: «Солнце просыпается и…» Цель: закрепить знания детей об отличии сказки от рассказа, развивать монологическую речь.

Хореография. По плану специалиста.

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и  «Догони свою пару». Цель: закреплять умение действовать по сигналу, развивать ловкость.

Четверг 10. 03.

Утро

Д/и «Кто кому уступит место». Цель: формировать навыки поведения в общественных местах.

Работа с дежурными. Цель: закреплять умение правильно сервировать стол, воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

 Беседа «Золотые руки мастеров». Цель:  познакомить детей с декоративной росписью;   воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров.

Д/и «Что из чего сделано». Цель: закреплять умение детей узнавать и называть материал, из которого сделаны предметы, определять его на ощупь, формировать грамматический строй речи детей.

Предложить раскраски «Дымковская игрушка».  Цель: показать детям как аккуратно и разными цветами карандашей можно сотворить красоту, раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 13.

Хороводная игра «Шла коза по лесу»- Цель: учить детей выполнять игровые действия, согласно тексту развивать координацию движений, дружеские чувства.

ОД

  1. Рисование. По плану специалиста.
  2. Ознакомление с окружающим миром. «Путешествие в прошлое лампочки» (Дыбина О. В., стр. 41).

 Программное содержание. Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета

  1. Физкультура. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за сорокой. Цель: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке - белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом;

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Загадки.

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?

Трудовая деятельность: Посыпание скользких дорожек песком. Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.

П/и «С кочки на кочку». Цель: учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать  дружелюбие.

П/и «Достань до мяча». Цель: продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими рука

Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Возвращение с прогулки

Беседа «Умеешь ли ты дружить?» Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение вместе играть, трудиться, заниматься.

И/упр. «Сравни числа». Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10 (Дима, Даша).

Д/и «Придумай загадку»

Цель: формировать умение подбирать нужные слова для описания задуманного предмета.

Слушание музыки: русские народные колыбельные. Цель: приобщать детей к народному творчеству.

Пальчиковая игра «Мы рисуем». Цель: развивать мелкую моторику рук.

2 половина

дня

Хозяйственно - бытовой труд «Мытьё стульчиков». Цель:  учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Д/и «Разложи ленточки по порядку». Цель: закреплять умение устанавливать размерные соотношения между предметами разной ширины, располагать их в возрастающем или убывающем порядке по величине (Таня, Саша К., Арина).

 Д/и «Какой звук чаще звучит?»
Цель: упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Чтение художественной литературы: П. Бажов «Серебряное копытце».

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Через ручеёк». Цель: учить перепрыгивать на 2-х ногах через две линии.

Пятница 11. 03.

Утро

Беседа  «Зачем говорят вежливые слова?» Цель: формировать у детей основные правила этикета при встрече. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи.

Беседа "Филимоновские игрушки". Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров, расширять представления о народной игрушке, формировать представления об элементах росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам

Д/и «Подбери словечко». Цель: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Рассматривание иллюстрации филимоновских игрушек, альбома с элементами филимоновской росписи.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 13.

Мп/и «Лавата».     Цель: закреплять внимание, координацию движения.

ОД

  1. Развитие речи.  Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем...» (Гербова В. В., стр. 93)

Цель. Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

  1. Музыка. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за солнцем. Цель: дать представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем.                                                        

Загадка.

Доброе, хорошее, на людей глядит.                                                                                      

А людям на себя глядеть не велит.  (Солнце)                                                      

Д/и «Когда это бывает?» — воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится. Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе.

Д/и «Отгадай-ка» — дети описывают предложенный предмет. Цель: научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

П/и «Ловишки парами».Цель: парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность.                                                                                          

Индивидуальная работа:  «Попади в цель». Цель: учить бросать мешочек в цель, развивать меткость,   соблюдать правила движений.                                                                                          

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек.  Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.

Возвращение с прогулки

 Беседа «Культура еды – серьезное дело».  Цель: закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно.

Д\и  «Найди игрушку». Цель: упражнять в определении нахождения предметов слева, сбоку, впереди, сзади

И/у «Звуки спрятались вокруг». Цель:   развивать умение  называть предметы ближайшего окружения на определенный звук.

Чтение художественной литературы: С. Есенин «Бабушкины сказки».

Пальчиковая игра «Матрёшки».

Мы - красавицы матрёшки, Разноцветные одёжки,

Раз – Матрёна, два – Милаша,

Мила – три, четыре  - Маша,

Маргарита – это пять,

Нас не трудно сосчитать.

2 половина

дня

С-р/и «Магазин игрушек». Цель:  формировать умения творчески развивать сюжет игры, развивать умение  выполнять действия в соответствии с ролью.

Исследовательская деятельность «Рассматривание песка  через лупу». Цель: расширять представления детей  о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы.

Д/и «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса

Игра драматизация по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко».  Цель: развивать устную речь, умение правильно строить предложение, желание участвовать в показе сказки.

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Сделай фигуру» (разнообразные движения).                                          

Цель: развивать двигательные навыки, внимание детей.

Оборудование

 Плакаты, предметные картинки «Народные игрушки», «Народные промыслы».

Загадки по теме недели. Пословицы. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр. Настольно – печатные, дидактические  игры.

Работа с родителями

Оформление родительского уголка по теме недели.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса в детском саду.

Консультация «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника».

Рекомендации родителям по домашнему чтению с детьми.

Индивидуальные беседы по запросу родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами  народной игрушки, самостоятельное и...

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

"Старшая группа: комплексно-тематическая рабочая программа на год "

Старшая группа: комплексно-тематическая рабочая программа на год...

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 14.03 -18.03 2022 г.) Тема: «Народная культура и традиции».

Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно - прикладным искусством (Городец, Полхов, Майдан, Гжель), Расширять представления о народных игрушках (матреш...

старшая группа. Комплексно-тематический план на тему "Зимние чудеса"

Комплексно - тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему "Зимние чудеса"...

старшая группа комплексно-тематическое планирование на неделю "Професии"

комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему "Профессии"...