старшая группа комплексно-тематический план на неделю на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему " Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_nedelya_.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МАРТ
2 НЕДЕЛЯ (09. 03. – 11. 02.)
Тема недели. Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка
Цель. Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитание любви к народной культуре.
Задачи. Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус. Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда
Режимный момент | Образовательная область | Вариативная часть | |||||
Социально- коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||
Суббота 05. 03. | Утро | Беседа: « Все начинается со слова «здравствуй». Цель: закреплять формулы словесной вежливости. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. | Беседа «Россия мастерами славится». Цель: приобщать детей народному искусству, расширять знания о труде взрослых, формировать представления о быте наших предков. Д/и «Что это такое?» Цель: расширять знания детей об орудиях труда прошлого, развивать внимательность. | Д/и «Узнай игрушку по описанию». Цель: развивать логическое мышление, связную речь. | Рассматривание альбома с народными игрушками. Предложить детям раскраски по теме недели. Цель: формировать знания детей по теме недели, закреплять навыки рисования карандашами. | Утренняя гимнастика. Комплекс № 13. Мп/и «Море волнуется». Цель: закреплять умения создавать двигательные образы, удерживать их. | |
ОД |
Программное содержание. Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. | ||||||
Прогулка | Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам. Трава опять зазеленела, и закудрявились леса. «Весна! Весна! Пора за дело!» — звенят уж птичек голоса. Сухие прутики, солому, кусочки мха они несут — Все пригодится им для дома, чтоб для птенцов создать уют. И заливаются на ветках синицы, воробьи, скворцы, Ведь скоро в гнездах будут детки — их желторотые птенцы. Трудовая деятельность: Посыпание песком дорожек на участке. Цель: воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим. П/и «Лови — бросай». Цель: учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов. П/и «Салки». Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу. Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места. Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. | ||||||
Возвращение с прогулки | П/у «Наводим порядок в шкафу для одежды» . Цель: приучать детей следить за порядком в шкафчиках, воспитывать уважение к труду. | И/у «Назови три предмета». Цель: закрепить умение детей классифицировать предметы по определённым признакам. | Игра «Эхо». Цель: совершенствовать речедвигательный аппарат детей, закреплять произнесение звука «ж», умение определять место звука в слове. | Игра на деревянных ложках. Цель: развивать чувству ритма; знакомить с народными музыкальными инструментами. | П/и «Кому флажок?» Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, воспитывать ловкость, целеустремленность. | ||
2 половина дня | Игровая ситуация «Я начну, а вы продолжите». Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении на улице. С-р/и «Мастерская по росписи игрушек». Цель: закрепить знания детей о профессии художника по росписи посуды, игрушек, закрепить основные цвета. | Д/и «Подбери игрушку». Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его развивать умение находить равное количество игрушек. | Игровая ситуация «Сочинение историй об игрушках». Цель: развивать связную речь детей. | Хореография. По плану специалиста. | Бодрящая гимнастика. Ходьба по массажным дорожкам. П/и «Ловишки парами». Цель: упражнять в беге парами; развивать ловкость, быстроту, внимательность | ||
Среда 09. 03. | Утро | Ситуативный разговор «Каким должен быть друг». Цель: формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. | Беседа с детьми «История создания народной игрушки». Цель: дать представление о народной игрушке, народных промыслах, воспитывать интерес к народному творчеству. | Д/и «Чего не стало?» Цель: упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память. | И/у «Передача чувств». Цель: развивать умение передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. | Утренняя гимнастика. Комплекс № 13. И/у «Закати мяч в ворота». Цель: упражнять детей в прокатывании мяча, развивать глазомер, | |
ОД |
| ||||||
Прогулка | Наблюдение за рябиной. Цель: закрепить знания о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной. Трудовая деятельность: Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев. Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий. П/и «Волк во рву», «Горелки». Цель: учить, по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность. Д/и «Придумай предложение». Цель: учить составлять предложения с заданным словом, развивать речевую активность. Индивидуальная работа: «Прыжки вверх с места». Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. | ||||||
Возвращение с прогулки | Беседа «Правила поведения посещения туалетной комнаты». Цель: воспитывать положительное отношение к самообслуживанию, обратить внимание на правильное пользование полотенцем. | Д/и «Что сначала – что потом». Цель: закреплять знания детей о последовательности дней недели, частей суток, времен года. | С/и «Скажи ласково». Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | Чтение художественной литературы: татарская народная сказка «Три дочери». Цель: формировать умение понимать характеры персонажей; воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и я зыка сказки и рассказа. | Заучивание пальчиковой гимнастики: «Дымковские барышни» Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские Наши руки крендельком, Щеки будто яблочки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке | ||
2 половина дня | Игра «Угадай, что делали». Цель: формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игры. | Конструирование по замыслу детей. Цель: формировать умение детей выполнять постройки, объединяясь в группы, придумывать сюжеты и обыгрывать их. Учить выполнять постройки устойчивыми, разнообразными, согласовывать индивидуальный замысел с общим. | Д/и «Мы придумываем сказку: «Солнце просыпается и…» Цель: закрепить знания детей об отличии сказки от рассказа, развивать монологическую речь. | Хореография. По плану специалиста. | Бодрящая гимнастика. Ходьба по массажным дорожкам. П/и «Догони свою пару». Цель: закреплять умение действовать по сигналу, развивать ловкость. | ||
Четверг 10. 03. | Утро | Д/и «Кто кому уступит место». Цель: формировать навыки поведения в общественных местах. Работа с дежурными. Цель: закреплять умение правильно сервировать стол, воспитывать трудолюбие. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. | Беседа «Золотые руки мастеров». Цель: познакомить детей с декоративной росписью; воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров. | Д/и «Что из чего сделано». Цель: закреплять умение детей узнавать и называть материал, из которого сделаны предметы, определять его на ощупь, формировать грамматический строй речи детей. | Предложить раскраски «Дымковская игрушка». Цель: показать детям как аккуратно и разными цветами карандашей можно сотворить красоту, раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры. | Утренняя гимнастика. Комплекс № 13. Хороводная игра «Шла коза по лесу»- Цель: учить детей выполнять игровые действия, согласно тексту развивать координацию движений, дружеские чувства. | |
ОД |
Программное содержание. Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета
| ||||||
Прогулка | Наблюдение за сорокой. Цель: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке - белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам. Загадки. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.) Всюду я летаю, все на свете знаю, Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу. Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»? Трудовая деятельность: Посыпание скользких дорожек песком. Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым. П/и «С кочки на кочку». Цель: учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать дружелюбие. П/и «Достань до мяча». Цель: продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими рука Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа. | ||||||
Возвращение с прогулки | Беседа «Умеешь ли ты дружить?» Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение вместе играть, трудиться, заниматься. | И/упр. «Сравни числа». Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10 (Дима, Даша). | Д/и «Придумай загадку» Цель: формировать умение подбирать нужные слова для описания задуманного предмета. | Слушание музыки: русские народные колыбельные. Цель: приобщать детей к народному творчеству. | Пальчиковая игра «Мы рисуем». Цель: развивать мелкую моторику рук. | ||
2 половина дня | Хозяйственно - бытовой труд «Мытьё стульчиков». Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду. | Д/и «Разложи ленточки по порядку». Цель: закреплять умение устанавливать размерные соотношения между предметами разной ширины, располагать их в возрастающем или убывающем порядке по величине (Таня, Саша К., Арина). | Д/и «Какой звук чаще звучит?» | Чтение художественной литературы: П. Бажов «Серебряное копытце». | Бодрящая гимнастика. Ходьба по массажным дорожкам. П/и «Через ручеёк». Цель: учить перепрыгивать на 2-х ногах через две линии. | ||
Пятница 11. 03. | Утро | Беседа «Зачем говорят вежливые слова?» Цель: формировать у детей основные правила этикета при встрече. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи. | Беседа "Филимоновские игрушки". Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров, расширять представления о народной игрушке, формировать представления об элементах росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам | Д/и «Подбери словечко». Цель: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. | Рассматривание иллюстрации филимоновских игрушек, альбома с элементами филимоновской росписи. | Утренняя гимнастика. Комплекс № 13. Мп/и «Лавата». Цель: закреплять внимание, координацию движения. | |
ОД |
Цель. Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.
| ||||||
Прогулка | Наблюдение за солнцем. Цель: дать представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит. А людям на себя глядеть не велит. (Солнце) Д/и «Когда это бывает?» — воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится. Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Д/и «Отгадай-ка» — дети описывают предложенный предмет. Цель: научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет. П/и «Ловишки парами».Цель: парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность. Индивидуальная работа: «Попади в цель». Цель: учить бросать мешочек в цель, развивать меткость, соблюдать правила движений. Трудовая деятельность: Расчистка дорожек. Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий. | ||||||
Возвращение с прогулки | Беседа «Культура еды – серьезное дело». Цель: закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно. | Д\и «Найди игрушку». Цель: упражнять в определении нахождения предметов слева, сбоку, впереди, сзади | И/у «Звуки спрятались вокруг». Цель: развивать умение называть предметы ближайшего окружения на определенный звук. | Чтение художественной литературы: С. Есенин «Бабушкины сказки». | Пальчиковая игра «Матрёшки». Мы - красавицы матрёшки, Разноцветные одёжки, Раз – Матрёна, два – Милаша, Мила – три, четыре - Маша, Маргарита – это пять, Нас не трудно сосчитать. | ||
2 половина дня | С-р/и «Магазин игрушек». Цель: формировать умения творчески развивать сюжет игры, развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью. | Исследовательская деятельность «Рассматривание песка через лупу». Цель: расширять представления детей о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. | Д/и «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса | Игра драматизация по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко». Цель: развивать устную речь, умение правильно строить предложение, желание участвовать в показе сказки. | Бодрящая гимнастика. Ходьба по массажным дорожкам. П/и «Сделай фигуру» (разнообразные движения). Цель: развивать двигательные навыки, внимание детей. | ||
Оборудование | Плакаты, предметные картинки «Народные игрушки», «Народные промыслы». Загадки по теме недели. Пословицы. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр. Настольно – печатные, дидактические игры. | ||||||
Работа с родителями | Оформление родительского уголка по теме недели. Информирование родителей о ходе образовательного процесса в детском саду. Консультация «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника». Рекомендации родителям по домашнему чтению с детьми. Индивидуальные беседы по запросу родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»
Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами народной игрушки, самостоятельное и...
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...
"Старшая группа: комплексно-тематическая рабочая программа на год "
Старшая группа: комплексно-тематическая рабочая программа на год...
Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 14.03 -18.03 2022 г.) Тема: «Народная культура и традиции».
Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно - прикладным искусством (Городец, Полхов, Майдан, Гжель), Расширять представления о народных игрушках (матреш...
старшая группа. Комплексно-тематический план на тему "Зимние чудеса"
Комплексно - тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему "Зимние чудеса"...
старшая группа комплексно-тематическое планирование на неделю "Професии"
комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему "Профессии"...