Тематические выстави как средство формирования патриотических чувств у дошкольников
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Петрова Александровна

Статья представляет опыт работыДОУ по использованию помещений ДОУ для организации воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию  дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематические выстави  как средство формирования патриотических чувств у дошкольников

Петрова Татьяна Александровна

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №411» г.о.Самара

Актуальность.

     Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

     Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться. Из вышесказанного мы ещё твёрже убеждаемся в актуальности патриотического воспитания дошкольников.

     Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма.

Старший дошкольник должен быть  сориентирован  на:

патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;

социальную солидарность – свобода личная  и национальная,  доверие к людям, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству

     Исходя из многолетнего опыта работы, можно сказать, что патриотические чувства не могут возникнуть у ребенка путем естественного созревания. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит  от условий, в которых живет ребенок, от средств, форм и методов воспитания. 

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Чтобы работа по патриотическому воспитанию дала положительные результаты,  она должна отражаться во всех видах детской деятельности, а реализовать ее нам в своём ДОУ помогает развивающая предметно - пространственная среда.  В группах это традиционные уголки нравственно - патриотического воспитания.

    Помимо этого в течение нескольких лет мы  используем в работе с воспитанниками материал постоянно действующих тематических выставок, в создании которых  принимают  участие педагоги, воспитанники и их родители.

Выставки располагаются в холлах ДОУ на 1 и 2 этаже в специально отведенных для этого местах. Они оборудованы стеллажами для демонстрации объемных работ и магнитными досками для рисунков, фотографий, коллажей и т.п.

Цель: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии  стран и народов.

Задачи:

Образовательные:

-углублять и расширять  представления о Родине – России;

- закреплять  знания о символах родного города, страны;

-расширять знания о государственных праздниках.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к событиям  родного края, к родной природе, людям разных профессий;

- развивать интерес к истории  и культуре своего народа.

Воспитательные:

-прививать детям чувство гордости за свою страну, свой народ;

-воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

 Тематика выставок отражает времена года, праздники и события страны и города, соответствует тематическому планированию работы ДОУ.

    Для этого в холлах ДОУ имеются большие магнитные доски. Они используются для размещения на них  рисунков, аппликаций, коллажей и фотоколлажей, плакатов, буклетов. Обычно используется формат А3.

В центральном холле имеются настенные и передвижные стеллажи. Они служат для демонстрации всевозможных объёмных поделок и экспонатов.

Длительность работы каждой тематической выставки разнообразно по времени и  определяется в соответствии с решаемыми в данный период задачами.

     В процессе создания тематических выставок учитываются следующие принципы:

- интеграции – соответствие  содержания образовательной программе ДОУ,  реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Познавательное развитие», по воспитанию у детей патриотических чувств;

- природосообразности – тематика и наполняемость осуществляется с учётом психофизиологических особенностей детей группы и  возраста;

- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать представленную тематику, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- культуросообразности – материал тематических выставок должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям;

-динамичности и вариативности - экспозиции выставки должны меняться с учетом тематического  планирования, праздничных и памятных дат, событий, происходящих в городе, стране.

     Тематика объединена в следующие блоки:

1 блок. Самара - город  родной.

2 блок. Родная природа.

3 блок.  Россия – родина моя.

Тематика выставок прописывается в годовом плане. Для организации выставки создаётся Положение. Часто выставки перерастают в  конкурсы.

Многие выставки и конкурсы являются ежегодными, меняется их формат, вид  представления.  Некоторые связаны с какими-то конкретными датами (например, год семьи, год театра, юбилейные даты писателей и д.п.)

Примерная тематика выставок в течение учебного года:        

«Осенний калейдоскоп» (поделки из природного материала, овощей и фруктов, икебаны и др.);

День дошкольного работника (поздравительные плакаты, открытки и т.п.)

Знай и соблюдай ПДД (лепбуки, плакаты, фотоколлажи, детские рисунки и др.)

Здравствуй, Новый год! (объёмные поделки разного содержания, новогодние газеты, поздравительные открытки и т.п.)

«Наш любимый детский сад», «Родной поселок», «Самара - город родной», «Родная природа» (выставка макетов ДОУ, природных зон, детских рисунков, фотоколлажей и др.)

 «Береги и охраняй  природу» (выставка плакатов, газет, буклетов)

«День защитника Отечества» (выставка макетов военной техники, плакаты, газеты и т.п.)

«Женский день 8 марта» (выставка  букетов их подручных материалов, икебан, угощений, поздравительных открыток и газет)

«День космонавтики» (выставка объемных ракет и луноходов, макетов планет, детских рисунков, газет)

«Этот день Победы» (выставки поздравительных открыток, плакатов, газет, боевых листков, фотоколлажей, фотогалерей)

«Народные промыслы» (поделки, рисунки)

Формы организации: коллективная (принимает участие вся группа), групповая (3-5 человек), индивидуальная.

Методы:

- словесные: беседы, чтение художественной литературы, прослушивание.

- наглядные: рассматривание экспонатов, иллюстраций, фотографий;

- практические: дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.

Приемы: исследовательские действия, игровые приемы.

Особенность тематических выставок – это активное участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию выставки. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими поделками, рисунками и т.п.

 Экспонаты выставки располагаются в свободном доступе.

Содержание тематических выставок  использовалось   как при проведении

НОД, так  и в совместной деятельности взрослого и детей.

Педагоги учреждения проводят здесь экскурсии, тематические занятия и др.

Вывод:

В результате проделанной работы:

  • расширены и систематизированы знания детей о родной стране;
  • закреплены навыки продуктивной деятельности в процессе продуктивной деятельности;
  • повышена педагогическая компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания детей и вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Литература:

1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М.: Изд. СКРИПТОРИЙ, 2016.

3. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. –М.: ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда, как средство формирования патриотических чувств у дошкольников «Маленькие патриоты - будущее всего Отечества»

   Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.     Базой формирования патриотизма являют...

Инновационный проект «Традиции детского сада как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»

Обусловлена необходимостью возрождения духовно – нравственных ценностей....

Ознакомление старших дошкольников с праздником Великой Победы как средство формирования патриотических чувств

В работе представлен опыт работы воспитателей в течение 2019-2020 учебного года с детьми седьмого года жизни по подготовке к празднованию Дня Победы....