«Групповые досуги, как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»
статья

Портнова Евгения Анатольевна

 статья патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_patrioticheskoe_vospitanie.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Групповые досуги, как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»

В настоящее время наиболее актуально патриотическое воспитание дошкольников посредством культурно – досуговых мероприятий. В нашем детском саду  одной из главных задач  является привитие подрастающему поколению нравственно-патриотического воспитания. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, Русь, гордость за свою страну.

Важную роль для развития ребенка играют  праздники. Праздники  вносят  в жизнь  ребенка  незабываемые  эмоциональные  переживания.  Но  роль  праздников  в  нашем  детском  саду  сводится  не  только к развитию  эмоциональной  сферы  ребенка.  Это  вид  музыкально-педагогической  деятельности, который создает возможность  формирования  основ музыкальной  культуры,  приобщения  к  истокам  русского  народного   и современного искусства.

Культурно-досуговая деятельность в дошкольном учреждении включает в себя большое количество форм и методов нравственно-патриотического воспитания: это беседы, целевые прогулки и экскурсии, ознакомление с произведениями народного творчества, это игровая деятельность, театрализованная деятельность, развлечения и праздники. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Для педагога праздники подводят определенный итог его повседневной работы с детьми.    Поэтому одним из важнейших направлений работы по воспитанию чувства патриотизма, является привлечение детей к активному участию в праздниках, развлечениях. Содержание развлечений и праздников складывается из подобранного художественного материала, определяющего смысловую направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности. От содержания зависит форма проведения развлечений. В комплексно-тематическом планировании эта форма является итоговым событием, обобщающим работу над определенной темой. Например, тематическая неделя « Дружба», завершилась итоговым мероприятием - спортивным досугом «День народного единства».

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родному краю, и гордость за свой народ, чувство уважения к другим народам и их традициям, формирование толерантности.

В течение года мы готовимся и проводим не только русские народные праздники, и такие как День народного единства, День герба, День российского флага, 9 мая, День рождения детского  сада и др.

Целью нашей работы является формирование нравственно-патриотического воспитание дошкольников посредством культурно – досуговой деятельности.

Для решения поставленной цели  были определены следующие задачи:

  • формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края
  • обеспечить единство в работе ДОУ, семьи и учреждениях социума по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
  • воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать  любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. 

Игра -  естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому в работе по патриотическому воспитанию, она занимала особое место. В досугах активно  использую народные игры, хороводные, словесные.

В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Для этих целей использую игры и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов.

Организуя работу по данному направлению, я прекрасно понимаю, что нельзя не задействовать в ней родителей. Так, стало традицией проводить детско-родительские праздники. Организуя культурно - досуговое мероприятие, я всегда стараюсь, чтобы праздник был насыщен совместной деятельностью, в которой участвуют воспитанники, родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Таким образом, осуществляется не демонстрация успехов детей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей, и у родителей уже потому, что они вместе поют, танцуют, играют.(например «День матери»)

Практика работы показала, что культурно - досуговая деятельность является действенной формой патриотического воспитания дошкольников. Данный вид деятельности позволяет органично совместить образовательный и воспитательный процессы, и поскольку в данном виде деятельности воспитание дошкольников облекается в игровую форму, оно проходит интересно, не назидательно.

Таким образом культурно-досуговая деятельность в дошкольном учреждении представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития. А также имеет огромное значение при формировании у дошкольников чувства патриотизма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда, как средство формирования патриотических чувств у дошкольников «Маленькие патриоты - будущее всего Отечества»

   Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.     Базой формирования патриотизма являют...

Инновационный проект «Традиции детского сада как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»

Обусловлена необходимостью возрождения духовно – нравственных ценностей....

Ознакомление старших дошкольников с праздником Великой Победы как средство формирования патриотических чувств

В работе представлен опыт работы воспитателей в течение 2019-2020 учебного года с детьми седьмого года жизни по подготовке к празднованию Дня Победы....

Тематические выстави как средство формирования патриотических чувств у дошкольников

Статья представляет опыт работыДОУ по использованию помещений ДОУ для организации воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию  дошкольниками....