ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»
проект (старшая группа)

Полникова Татьяна Юрьевна

Аннотация.

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу.  Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение.

Как образуется радуга? Что же это за разноцветное  чудо природы? А можно ли наблюдать  эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?

 Эти вопросы заинтересовали меня. Взрослые люди, ученые давно объяснили это явление, оно им знакомо, а вот детям еще предстоит узнать о многих явлениях природы, пусть даже и на основе уже существующих теоретических источников.

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.

Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности является процесс  получения радуги в «домашних» условиях.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

  1. Узнать, что такое радуга;

         выяснить условия появления радуги в природе;

         рассмотреть разные виды радуг;    

2. Попробовать получить радугу в домашних условиях разными  способами.

Работа над настоящим проектом предполагает совместную деятельность взрослых: воспитателя, родителей и ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga.docx373.87 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация

«Лучший познавательно-исследовательский проект»

Образовательная область «Познавательное развитие»

ПРОЕКТ

«Что такое радуга

 и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

Аннотация.

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу.  Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение.

Как образуется радуга? Что же это за разноцветное  чудо природы? А можно ли наблюдать  эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?

 Эти вопросы заинтересовали меня. Взрослые люди, ученые давно объяснили это явление, оно им знакомо, а вот детям еще предстоит узнать о многих явлениях природы, пусть даже и на основе уже существующих теоретических источников.

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.

Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности является процесс  получения радуги в «домашних» условиях.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

  1. Узнать, что такое радуга;

        выяснить условия появления радуги в природе;

        рассмотреть разные виды радуг;        

2. Попробовать получить радугу в домашних условиях разными  способами.

Работа над настоящим проектом предполагает совместную деятельность взрослых: воспитателя, родителей и ребенка.

Внедрение проекта предоставляет  для воспитанников  и родителей  возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг.

В результате внедрения проекта повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются знания дошкольников и родителей о здоровом образе жизни, формируется потребность в отказе от употребления вредных продуктов и в бережном отношении к своему здоровью.

Паспорт проекта.

Наименование проекта

«Что такое радуга?»

Составил проект

Воспитанница старшей группы  №18 Маннанова Юлиана

 Руководитель

Соловьёва Е.П., воспитатель

Основания разработки проекта

1. Федеральная целевая программа «Развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;

2. Конвенция о правах ребенка;

3. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

5. Программа развития МАДОУ ДС №10 «Белочка» на 2015-2018 г.;

6. Устав МАДОУ ДС №10 «Белочка»;

Вид  проекта

Познавательно – исследовательский, краткосрочный.

Образовательная область

Познавательное развитие, физическое развитие

Сроки реализации проекта

октябрь

Основные потребители результатов проекта

Ребенок, руководитель, родители.

Цель проекта

Изучение природного явления – радуги

Задачи проекта

  • узнать, что такое радуга;
  • выяснить условия появления радуги в природе;
  • рассмотреть разные виды радуг;
  • попробовать получить радугу в домашних условиях разными  способами.
  • Учить анализировать, делать выводы.

Актуальность проекта

 Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу.  Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение.

Как образуется радуга? Что же это за разноцветное  чудо природы? А можно ли наблюдать  эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?

 Эти вопросы заинтересовали меня. Взрослые люди, ученые давно объяснили это явление, оно им знакомо, а вот детям еще предстоит узнать о многих явлениях природы, пусть даже и на основе уже существующих теоретических источников.

Ожидаемые результаты проекта

В результате внедрения проекта повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются знания дошкольников и родителей о природном явлении радуга, о ее разновидностях.

Осуществление данного проекта позволит развивать умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Путём экспериментирования можно  узнать, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

Предполагаемый продукт проекта

Фотогазета «Радуга дома – это возможно!»

Получение радуги в домашних условиях.

План работы.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительный

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

10.10.17 – 12.10.17

2.

Планирование

1. Выявление уровня заинтересованности всех участников.

2. Разработка плана.

3. Довести план мероприятий для всех участников проекта.

13.10.17 – 17.10.17

3.

Реализация проекта

1. Сбор материала, информации, видеороликов о радуге и о всех ее видах.

2. Проведение опытов в домашних условиях.

3. Получение результатов исследования и формулировка выводов по результатам проведенных опытов.

17.10.17 – 24.10.17

4.

Заключительный

1. Представление проекта «Что такое радуга?»  перед группой детей.

2. Представление презентации проекта «Что такое радуга?»

3. Обобщить опыт работы над проектом.

25.10.17 – 28.10.17

        

Описание работы.

№ п/п

Этапы

Описание работы

1.

Подготовительный

Беседы о том что такое радуга и какая радуга бывает. Можно ли получить радугу в «домашних условиях?»

2.

Планирование

Часто на небе мы наблюдаем такое красивое природное явление как «Радуга». Что это за явление? Как она появляется и какие виды радуги бывают?

Решили спросить у родителей, других взрослых и детей, что они знают о таком природном явлении как Радуга?

ФОТО

3.

Реализация проекта

Что такое Радуга?

Радуга –  разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,

образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Как появляется Радуга?

Через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

 Это луч солнца и дождевые капли. Ведь радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной, разноцветной дуги. Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Почему Радуга разноцветная?

Дуги радуги разноцветные, но чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный луч вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Но когда луч солнца проходит через дождевую каплю — каждый цветной луч ложится отдельно, и мы видим цвет каждого в радуге. Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или другая, не менее известная, «Как Однажды Жан-Звонарь Головою Сшиб Фонарь», современный вариант: Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп. По первым буквам слов и вспоминают цвета. (К, О, Ж,  З,  Г, С, Ф)

Виды радуги:

  1. Двойная радуга
  2. Тройная радуга
  3. Лунная радуга
  4. Перевернутая радуга
  5. Зимняя радуга

Получение радуги в домашних условиях.

Опыт 1.  Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца.

Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – солнечные лучи.

Мы поставили колбу, наполненную водой, на стол под источник солнечных лучей. Поворачивая зеркальце, мы получили вот такую радугу.

Вывод: «Когда солнечный свет проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»

Фото 1  см. Приложение 1

Опыт 2. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца и фонарика.

Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – фонарик.

Всё то же,  как и во втором опыте, но вместо солнечных лучей используется свет от фонарика, отражающийся от зеркала в воде, на белый лист бумаги. Свет был выключен.

Вывод: « Когда свет от фонарика проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»

Фото 2  см. Приложение 1

Опыт 3. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт – диска.

Оборудование: компакт – диск, источник света – солнечный луч.

Дождавшись солнечного дня, я взяла компакт-диск и поймав им солнечный луч, направила его на потолок. Получилась вот такая радуга.

Вывод: «Радугу можно получить с помощью компакт-диска и солнечных лучей»

Фото 3  см. Приложение 1

Опыт 4. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи мыльных пузырей.

Оборудование: мыльные пузыри, источник света – солнечные лучи.

Встав перед окном перед яркими солнечными лучами, я надувала мыльные пузыри. На мыльной плёнке  можно увидеть полосы цветов как у радуги.

Фото 4  см. Приложение 1

Опыт 5.

Опыт 5. В первый стакан мы добавили 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4, а в пяты вообще не добавили.

Я поставила их по порядку, и запомнила сколько сахара в каком стакане. Потом добавила в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешала.  Добавила несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый, а фиолетовую – в пятый. Снова перемешала.

В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью.

Теперь взяла шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.

Добавляла из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет фиолетовый, потом синий, зеленый, желтый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

Вывод: Сахар делает воду тяжелее, поэтому вода не смешивается, т.к. количество сахара в каждом стакане разное и плотность воды тоже разная. Из цветной сладкой воды можно тоже получить радугу.

Фото 5  см. Приложение 1

4.

Заключительный

После проведенного исследования я рассказала всем ребятам, что такое радуга и как ее можно получить в домашних условиях.

Фото 6  см. Приложение 1

Конечный результат.

Теперь я знаю, что радугу можно увидеть не только днём в летнее время, но и зимой, и даже ночью. Я могу получить радугу в домашних условиях и могу научить этому других. Осуществление данного проекта позволило мне развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Во время работы над проектом я узнала о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная,  узнала, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная или даже тройная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя. Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

Список используемых ресурсов.

 1.  Интернет-ресурсы: сайты «Википедия», «Загадки природных явлений».

 2. Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе.  Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.

 3.  А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М.: «Педагогика – пресс», 1998.

 4.  Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999.

 5.  Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», №2 , 2006.

 6.     «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.

 7. Я познаю мир: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г.

 8. Белкин И. К. Что такое радуга? –  «Квант»1984г.

 9.        Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1994 г.

 10.        Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г.  

 11.        Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г.  

Приложение 1

Фото №1

Фото № 2

Фото №3

Фото №4

Фото № 5

Фото №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "Что можно успеть сделать за пять минут?"

Цель: Расширение и закрепление представлений о времени....

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...

Технологическая карта занятия -сомнения "Что можно успеть сделать за 5 минут?"

 Улучшить качество развития, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний помогают занятия организованные нетрадиционным способом. Предлагаю вашему в...

Конспект НОД в форме «занятия – сомнения» в подготовительной группе по теме: «Что можно успеть сделать за 5 минут?»

Конспект НОД в форме "занятия - сомнения" в подготовительной группе по теме: "Что можно успеть за 5 минут?"...

10 дел, которые можно успеть сделать за 10 минут

10 дел, которые можно успеть сделать за 10 минут...