«Тропинки к проЗрению» (особенности организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрения)
статья

Левошко Екатерина Викторовна

В данном материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога с детьми с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_doklada.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Левошко

                                                                              МБДОУ«ДСКВ№72»,г.Братск

«Тропинки к проЗрению»

(особенности организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрения)

   Цель моей педагогической деятельности с детьми с нарушениями зрения – снятие эмоционального напряжения, обеспечение положительного психоэмоционального комфорта детей в группах, а также развитие адаптивных социальных качеств, необходимых для успешного обучения в школе.

       Свою педагогическую деятельность строю по направлениям:

  1. Диагностическое направление.
  2. Коррекционно-развивающее направление.
  3. Консультативно-просветительское направление.
  4. Организационно-методическое направление.

   В начале года с детьми раннего возраста я провожу подгрупповые развивающие занятия по программе Роньжиной А.С.

   Цель этих занятий — помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

  Задачи комплексного развития детей:

-      снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Игры, данного цикла занятий вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

   Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в сентябре-апреле. Результаты обследования показывают, что дети, посещающие детский сад компенсирующего вида, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели на выходе в школу.
Обследование показало, что лучше всего нашим детям удаются задания на логическое мышление и слуховую память. Трудности чаще всего возникают при выполнении теста «Корректурная проба» (на внимание) и  «Домик» (произвольная регуляция деятельности). Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.

   Ребёнку с нарушением зрения нужно давать больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности ребенком, неточности движений и т.д. Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.

   Многим детям нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания из-за неуверенности, скованности и нерешительности ребенка.

   Отличаются дети с нарушениями зрения друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.

   Со всеми детьми подготовительных групп в течение года проводятся психологические занятия по коррекционно-развивающей программе Н.Ю. Куражевой, И.А. Козловой «Приключения будущих первоклассников». Целью данной программы является развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения; развитие интеллектуальной сферы; развитие эмоциональной сферы, введение ребёнка в мир человеческих эмоций; развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; формирование позитивной мотивации к обучению.

   Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.

   Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

Известно, что дети с нарушениями зрения отличаются большей тревожностью, страдают гиперактивностью, в меньшей степени владеют невербальными средствами общения, они не эмоциональны в силу патологии зрения и практически не используют мимику, жесты для выражения своих эмоциональных состояний.

В соответствии с вышесказанным, использую в своей практике тренинговую программу С.В.Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная её цель – ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный "эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Поэтому задачи программы — научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Очень активно использую на своих занятиях, в первую очередь, упражнения, позволяющие поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения информации: «Доброе утро», «Ласковое имя», «Паутина», «Радостное приветствие». Большую роль играют психогимнастические этюды: «Машенька прислушивается», «Бабочка», «Тишина», «Неожиданная встреча», «Подарок». Также использую разнообразные упражнения «Изображаем эмоции», «Какое у тебя сейчас настроение»; игры «Театр», «Прогоняем злость», «Храбрец», «Дерево», направленные на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, движений, речи, что способствует развитию эмоционального мира ребёнка. Очень важно использование на занятиях упражнений для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения детей, гимнастики для глаз.

   С детьми 3-4 лет проводится работа по эмоциональному развитию и коррекции поведения. В содержание каждого занятия входят: развивающие игры, этюды; чтение художественных произведений; слушание музыкальных произведений; рисование.

   Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или ковре. Форма круга позволяет детям лучше видеть друг друга, легче устанавливать социальные контакты и взаимодействия.

   К каждому занятию прилагается система домашних заданий для совместного их выполнения с родителями. Эти задания направляют работу родителей по развитию чувств детей. Кроме того, совместное творчество способствует более частому и продуктивному общению родителей с ребёнком.

   Особое место в своей деятельности я отвожу методу песочной терапии (арт-терапия), которая развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга; развивает коммуникативные навыки у детей, совершенствует предметно-игровую деятельность. Для организации занятий использую световой стол с подсветкой (можно поменять цвет подсветки в зависимости от того, что именно рисует ребёнок) и кварцевый песок. Метод песочной терапии даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть детям. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений ребёнка, раскрепощает и гармонизирует его, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

   Обращает на себя внимание и такой факт, что нашим детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре. С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.

   Это один из типов родительской позиции, когда ребенок с нарушениями зрения воспринимается как жертва обстоятельств, которая нуждается в постоянной опеке и защите. Условия гиперопеки ставят ребенка в полную зависимость, не только физическую, но и эмоциональную, от опекающих его родителей. Второй - отстранение, которое характеризуется принятием факта наличия зрительного нарушения, но не принятием самого ребенка. Родители мало занимаются ребенком и все проблемы по его воспитанию всецело перекладывают на тифлопедагогов и воспитателей специальных дошкольных учреждений. При данной родительской позиции дети испытывают дефицит ласки, эмоциональную холодность со стороны родителей. Третий тип родительской позиции является наиболее сложным, когда сам ребенок родителями принимается, а его зрительное нарушение не принимается. В основе данной позиции стремление доказать себе и окружающим, что у ребенка нет и не должно быть проблем, обусловленных зрительным нарушением, при этом родители не принимают во внимание то, что ребенок имеет зрительное нарушение, которое оказывает специфическое влияние на его развитие. Четвертый тип родительской позиции предполагает непринятие зрительного нарушения ребенка, которое ведет к непринятию и самого ребенка. Родителям кажется, что наличие тяжелого зрительного нарушения у их ребенка означает крах всей их жизни. Они не видят никаких перспектив, их угнетает слово «инвалид», и отсюда появляется фактическое отвержение ребенка.

   Для родителей мы организуем циклы бесед, тренинговые занятия с демонстрацией видеоматериалов, где наглядно представлены способы эффективного взаимодействия родителя с ребенком. Основная задача данных мероприятий – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребёнка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. На таких мероприятиях повышается не только информированность родителей о ребёнке, а главное – это изменение отношения родителей к проблемам и задачам воспитания такого ребёнка.

   Таким образом, нарушения зрения оказывают влияние на формирование психики ребёнка, на развитие личности. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития, как в семье, так и дошкольной организации.

   Совместно с семьей мы стремимся развить в детях заложенное в физиологии чувство общности, избавиться от чувства неполноценности, усилить чувство реальности, ответственности, доброжелательности, готовности жить в согласии с  собой и окружающими, адаптации и социализации в современном обществе.

Литература

1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.

2.Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие/Л.А

Дружинина – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 159, [1] с. (Серия «Коррекционная педагогика»).

4.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного им младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2007. – 208с., илл.

5.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения

Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....

Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.

Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....

Индивидуально-дифференцированный подход при организации двигательной активности с детьми, имеющими нарушения зрения.

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях, происходящих вокруг...