Консультация для родителей"Новые технологии и дошкольники"
консультация (старшая группа)

 Киреева Мария Николаевна

 

Новые технологии активно вторгаются не только нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная с первых  месяцев жизни.  

В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран  совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и  для его психического развития.  В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Первое из них и самое важное - отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком - взрослый или герой мультфильма?

 Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.  Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». 

Однако, внешняя разговорная речь - это лишь вершина айсберга, за которой скрывается  огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения,  и сознания себя в целом.   Во внутренней речи совершается не только  мышление,  но и  воображение, и  переживание, и  любое представление, словом  всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Именно диалог с собой даёт ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание, которая даёт устойчивость и независимость человеку. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет,  человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. 

Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей. В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой.  По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) - это непосредственно связано с экранным воздействием.  Им необходима  постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать  смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать - понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. 

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги - резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.   Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но не развивается, и даже не возникает, не появляется.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. 

Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Но неужели всему виной  экран и компьютер?  Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом  адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает силы и внимание малыша, когда планшет подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми,  он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях. 

Детский возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира,  построения своей личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) - период зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин «фундаментальных» здесь употреблён в самом прямом смысле - это то, на чём будет строиться  и держаться всё здание личности человека.

Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать детям осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. 

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок  освоил традиционные  виды детской  деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) 

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет),   когда дети  уже готовы к её использованию по назначению,  когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

2.Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.

 3. Смирнова Е.О. «Дети и гаджеты».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_sovremennyh_gadzhetov.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №90»

Консультация для родителей

«Влияние современных гаджетов

на психическое  развитие дошкольников»

Сараснк,2021

Гаджет — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: фитнес-трекеры, смарт-браслеты, и т.д..

Но мы сегодня поговорим о таком гаджете, как мобильные телефоны, планшеты.       Речь пойдет о пользе и вреде этих устройств.                                        

  Влияют ли телефоны, планшеты, компьютеры на здоровье детей?

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. 

 Предлагаю рассмотреть все плюсы и минусы использования детьми современных технологий.

 Каковы же  Отрицательные стороны общения с устройствами

- Ухудшение зрения. Если малыш постоянно смотрит на монитор или экран мобильного устройства, это отразится на его зрении.

Возникает:

синдром «сухого глаза»  (из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает, появляется ощущение сухости или «песка» в глазах);
- близорукость (если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии)

На основании того, сколько лет ребенку, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором:

- младше 5лет – не более 10минут;

- 5-7лет – 15-20 минут;

- 7-11лет – 20-30минут;

- 12-14лет – 30-45минут;

- 15-16лет 1-2 часа.

- Но при условии 10-15 минутного перерыва после 30 минут игры.

Малоподвижный образ жизни –

- нарушение осанки и деформация позвоночника

- задержка формирования организма

- ослабление иммунитета

- ожирение

- головные боли  (снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу)

- нанесение ущерба психическому здоровью.

- задержка речевого развития

Исследования доказали, что у 20% детей, нянькой которым служили телевизоры, обнаруживалась задержка речи и развития в целом.

- ухудшение моторики

Сенсорные экраны не дают развивать моторно-двигательные навыки, без которых потом гораздо сложнее осваивать математику и научные дисциплины.

- потеря контроля над эмоциями

Активное использование гаджетов в детстве мешает развитию эмпатии (умения сочувствовать). Дети, которых успокаивают с помощью электронных устройств, не научаться управлять своими эмоциями.

- снижение познавательных способностей

   Ребенку важны телесные переживания, то есть необходимо телесное самоощущение, которое притупляется, если ребенок сидит за компьютером.

- отсутствие коммуникативных навыков

Ребенок не общается, у него нет совместного решения проблем с кем-либо.

- проблемы со сном

Снижается продолжительность сна и увеличивается время засыпания.

- проявление жестокости и агрессивности

Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту. Например, те, в которых присутствуют сюжеты с элементами насилия, кровью.

  Злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости. 

Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы:

-  Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.

- Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?

- Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?

- Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?

- Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?

 

 

Причины компьютерной зависимости

   

- отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители не уделяют ребенку достаточно времени, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и различные формы отклонений в поведении. 

- отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

- неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

 

Как предотвратить зависимость от гаджетов?

- играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком.

- играйте в тот же магазин, дочки-матери, парковку какую-нибудь постройте для машин. Ведь такие занятия никто не отменял, именно они дают ребенку развитие, понимание окружающей среды, социальные контакты.

Чтобы детей повернуть в сторону игрушек, надо их заинтересовать. Возможно, пять-десять минут, проведенные с ребенком, помогут в дальнейшем решить многие проблемы. Сейчас вы услышите его — через несколько лет он услышит вас.

Отвлекать ребенка от мультфильмов и компьютера можно не только с помощью игр. Если хотите показать ребенку, что он вам не безразличен, что вы готовы проводить с ним время, слушать и разговаривать, зовите на кухню. Пусть моет овощи, раскладывает хлеб, помогает готовить ужин, к примеру. Вечером старайтесь найти для своего сына или дочери спокойное занятие — пусть лепит, рисует. Ребенок, как и взрослый, за день устает, и ему тоже нужно отдохнуть от насыщенных событий.

Чем еще заинтересовать ребенка?

- играйте в настольные, подвижные игры

- посещайте кружки, театры, парки развлечений,

- гуляйте разговаривайте

- определите для каждого члена семьи свои обязанности и следите за их исполнением.                                                                                            

 

Но, необходимо сказать и о положительных сторонах

- Возможность ненадолго занять ребенка в условиях длительного ожидания.

Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях можно минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.

- Возможность всестороннего развития ребенкав том числе познавательных процессов, таких как внимание, память, воображение и т.д.

Удобство связи, мобильность, решение каких-то вопросов, связь с родными - контроль за детьми со стороны родителей

- Овладение новыми навыками: можно научиться фотографировать, снимать видео

- Поиск информации:  чтение детской литературы, ответы на интересующие детей вопросы.

В настоящее время существует множество интерактивных развивающих игр.

Например, «Найди отличия», «Что бывает зимой?» и многие другие

Предлагаю подвести итог:

 

Литература:

1. Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог. 1999. №16

2. http://omedicin.ru/vliyanie-kompeyutera-na-zdorovee-cheloveka/index.html

3.Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003.

4.https://www.gnomik.ru/articles/art-vliyanie-kompyutera-na-razvitie-rebenka/

5.http://www.vashaibolit.ru/2745-vliyanie-kompyutera-na-psihiku-shkolnika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Новые подходы к оздоровлению дошкольников"

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя и родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовн...

Консультация для воспитателей. Новые технологии по работе с родителями.

Содержит познавательный материал, консультацию....

Консультация для родителей: "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"

Консультация для родителей : "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"...

Консультация для родителей Кейс-технология-новая форма взаимодействия дошкольников и их родителей

В современном мире перед Вами и педагогами стоит сложная задача – воспитание ребёнка думающего, способного мыслить аналитически, умеющего проявлять инициативу и самостоятельно решать возникающие...

Консультация для родителей «STEM технологии для дошкольников»

STEM -это комплексное обучение,  которое включает в себя  точные науки. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети уже с 3-х лет могут попробовать себя в роли инженера, познаком...

Консультация для родителей о технологии «План-дело-анализ» как средства достижения новых образовательных результатов в МБДОУ

В консультации для родителей рассказывается о новой технологии "План-дело_анализ" в воспитании наших малышей, чтоб они вырасли умными, любознательными и учились с удовольствием....