Конспект семинара-практикума - "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр"
методическая разработка

Шелундова Светлана Геннадьевна

Семинар-практикум для воспитателей и музыкальных руководителей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Московская область

Ленинский муниципальный район

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов:

«Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении

музыкально-дидактических игр»

Подготовила и провела:

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Шелундова С. Г.

р. п. Дрожжино

Октябрь 2020 года

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОВЕДЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально).

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Планирование и проведение музыкально-дидактических игр.

 После знакомства на музыкальном занятии с новой музыкально-дидактической игрой. воспитатель в течение месяца планирует её проведение примерно раз в неделю.

Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. А когда дети хорошо усвоят правила, то помощником или наблюдателем.

Воспитатель также побуждает детей включать музыкально-дидактические игры в свободную деятельность. Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы.

При организации игр используется предметно-развивающая среда группы: музыкальное оборудование, содержащееся в музыкальных уголках групп; конструкторы различных модификаций; самодельные шумовые музыкальные инструменты; ИЗО-материалы; физкультурный инвентарь; природный материал; посуда и кухонная утварь; все виды игрушек.   

Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами, игрушками, рекомендованными программой, обновляя пособия 1-2 раза в месяц. Пособия для дидактических игр разрабатываются как музыкальным руководителем, так и воспитателем.

Музыкально-дидактические игры в группе организуются в утренние и вечерние часы, на прогулке (в тёплое время года), на занятиях по развитию речи, во время праздников и развлечений, в свободной деятельности детей.

Важное значение музыкально-дидактические игры имеют для развития детей коррекционных речевых групп. Многие развивающие задачи (звукообразование, дыхание, чувство ритма, темп) для них общие. Огромное количество музыкально-дидактических игр включено в занятия по логоритмике.

Существуют различные классификации игр и пособий.

Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий.

О. П. Радынова разделяет игры по возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений и чувства ритма.

А.Н. Зимина разделяет игры в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий: спокойное музицирование (статичные, часто с пособиями и соревновательным элементом); игры типа подвижных (динамичные с элементами соревнования), игры, построенные по типу хороводных (с ограничением двигательной активности, с элементами соревнования).

Средняя группа

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию сенсорных способностей детей, стимулируют их на узнавание, сравнение или выделение выразительных средств (высота звучания, тембр, динамика, ритм).

С детьми средней группы последовательно проводятся все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игровым материалом. Они достаточно активными в практической деятельности, самостоятельно используют умения, полученные на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

Как показывает практика, игры типа "спокойное музицирование" обычно проходят успешно. Соревнуясь в умении вслушиваться в музыку, ошибаются лишь дети, долго не посещавшие сад по болезни и вновь поступившие.

Игры типа подвижных примерно до середины срока пребывания детей в группе вызывают у некоторых из них затруднения: они начинают движения только после своих товарищей, не выдерживают длительных остановок - убегают на места, не могут сориентироваться при построениях в конце игры. С этими детьми проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: "Когда я буду громко играть плясовую мелодию, плясать будет Коля, а когда тихо Наташа".

Игры типа хороводных затруднений у детей обычно не вызывают, за исключением игр на различение силы звука. Например, "Тише, громче запоем", по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (громче - тише) звучания песни инструментального музыкального произведения; исполняемого педагогом. Многим одновременная тренировка в пространстве и в динамике звучания оказывается непосильной в силу особенностей нервной системы, характера, степени развитости музыкального слуха. В коллективных действиях такие дети действуют увереннее, в индивидуальных, скованнее.

В средней группе следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально-дидактических упражнений - предлагать настольно-печатный, игровой музыкально-дидактический материал; музыкальные шкатулки, музыкальное лото, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, пособия "Спой песенку", "Кто как идет", «Веселые дудочки», не озвученное пианино, на которых дети "играют", имитируя знакомые песни.

Старшая группа 

В старшей группе детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры первого и третьего видов, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. Исключение составляют дети легковозбудимые, неуравновешенные, с ослабленным вниманием, долго не посещавшие сад из-за болезни и в силу этого не владеющие соответствующими их возрасту умениями и навыками. Наиболее одаренные, наделенные быстрой реакцией дети шестилетнего возраста могут проводить самостоятельно и игры второго вида. Однако, увлекаясь ролью педагога, они часто не могут охватить своим вниманием действия всего коллектива, допускают паузы в ходе проведения игры.

В старшей группе технология дидактической игры та же, что и в средней группе.

Подготовительная к школе группа 

Музыкально-дидактические игры остаются эффективным средством формирования звуковысотногоритмического, тембрового и динамического слуха у детей. В данной группе особое место занимают дидактические игры, придуманные по аналогии, с которыми они знакомятся на занятиях.

Наблюдения за детьми седьмого года жизни показали, что при наличии, хорошо и полно оборудованной музыкальной зоны они охотно занимаются друг с другом поют песни, играют мелодии на музыкальных инструментах (пособия "Музыкальные часы", "Спой песенку", "Музыкальное лото",  и т. д.), различают звуки по высоте, силе, длительности, тембру; определяют характер; жанр музыкального произведения (пособия - музыкальные шкатулки, музыкальные ящики, фонограмма).

При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети седьмого года жизни учатся сами и обучают других - производят обучающие и самообучающие действия в их самых разнообразных вариантах ("Я начну, а ты закончи", "Повтори за мной", "Знаешь ли ты музыку?", "Догадайся, чья музыка звучит?" и т. д.).

Благоприятный микроклимат в группе, внимательное отношение педагога к проявлению самостоятельности у детей в музыкально-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновывать свои действия.

В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.

Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, барабана, дудочки и т. д.

Музыкально-дидактическим материалом игр является:

- песни, инструментальные произведения;

- набор музыкальных инструментов;

- наборы музыкальных игрушек.

Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти детей

«Передай ритм»

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит и тот передаёт ритм следующему ребёнку, последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт ритм», хлопая в ладоши. Ведущим может быть воспитатель. Дети могут также сидеть на стульчиках друг за другом.

«Музыкальные стульчики»

Стулья стоят по кругу, на каждом муз. инструмент. Дети идут по кругу, по сигналу берут тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Музыкально-дидактическая игра, направленная на развитие внутреннего слуха

 «Прячем мелодию»

Дети начинают петь хорошо знакомую песню; затем по условному знаку (хлопок, притоп) продолжают петь про себя, т.е. беззвучно; по другому знаку снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей.

Вариант игры: дети поют мелодию по условному знаку с различными динамическими оттенками.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар –практикум «Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр» (02.10.2020г)

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированная работа Роль музыкального руководителя в организации и проведении фольклорно-экологических праздников для детей 5-7 лет в ДОУ

Методические реомендации для музыкального руководителя в процессе организации и проведении фольколорно-экологических праздников для детей 5-7 лет....

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...

Методическая разработка "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр "

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии.Чтобы игра была успешно усвоена детьми,музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю.На з...

Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей

Общее и музыкально- эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или инсти...

Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей.

Совместная  работа  и  взаимопомощь  приводит  к  желаемым  результатам  в  решении задач  общего музыкального  воспитания  дошкольников....

Консультация для родителей "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально - дидактических игр"

Консультация для родителей "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально - дидактических игр"...