Музыкальный фольклор в жизни детей раннего возраста
статья

Рубаева Галина Юрьевна
Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Детский фольклор это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ в доступной и веселой форме развить и воспитать малышей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_folklor_rubaeva.docx50.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор в жизни детей раннего возраста

Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы.

Детский фольклор — это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Детский фольклор это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ в доступной и веселой форме развить и воспитать малышей

Колыбельные – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность.  Но посредством колыбельной песни становится причастным к тому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове. Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие-то заслуги, а сам по себе, просто потому что он есть. Вот на что способен детский фольклор.

Традиция напевать колыбельные песни, к сожалению, уходит из жизни современной семьи. И в наши дни не так часто встретишь маму, которая поет колыбельную своему ребенку. У современных мам все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас, если родители и поют колыбельные своим детям, то только для того, чтобы уложить его спать. А иногда вместо колыбельной просто включают тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним.

Сопровождая семью, я стараюсь донести до родителей, что напевание колыбельной полезно не только ребенку, но и самой маме. Склонившись над своим драгоценным созданием, она испытывает необыкновенный прилив нежности, что придает материнским чувствам особую остроту. К тому же этот ритуал помогает расслабиться и снять напряжение, отдохнуть рядом с малышом, особенно если он беспокойный.

В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки, песенки, сказки.  Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, даже если мама рядом, обычно теряются. Их необходимо собрать, обратить на себя внимание, наладить с ними контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла»)

1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя

По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке. 
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;
ребёнок гладит ладонь взрослого.

Для меня важно чтобы малыши с первых же занятий научились понимать меня, повторять за мной простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на какой ни будь русский народный мотив, например «Во саду ли в огороде» я показываю  движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д), при этом мамы обязательно тоже выполняют все эти движения.

  1. Ротик мой умеет кушать,
    Нос дышать, а ушки слушать,
    Глазоньки моргать- моргать,
    Ручки - все хватать-хватать.

    2.Зайка начал умываться,
    Видно в гости он собрался.
    Вымыл ротик,
    Вымыл носик,
    Вымыл ухо,
    Вот и сухо.

Очень любят малыши и с удовольствием играют в игру «Зеркало», направлена она на изучение части лица, умение показывать их на себе, развивает ритмический слух, фантазию и воображение.

Для проведения игры, я с помощью родителей раздаю детям зеркальца и предлагаю поиграть, рассматривая себя. Исполняю песенку, выполняя при этом движения: Видео «Зеркало»

Кто там в зеркале сидит?

Кто из зеркала глядит?

Это я, это я

И головушка моя.

Лобик, лобик, тебя знаю,

Им я шишки набиваю,

Глазки, глазки, я вас знаю,

Мир я с вами изучаю.

Носик, носик, тебя знаю,

Воздух я тобой вдыхаю,

Щечки, щечки, я вас знаю,

Воду в вас я набираю.

Ушки, ушки, я вас знаю,

Вы всегда сидите с краю,

Где мой ротик тоже знаю,

Им я кушаю, зеваю.

Кто там в зеркале сидит?

Кто из зеркала глядит?

Это я, это я

И головушка моя.

А еще я использую в своей работе, песню «Калинка - малинка», автором которой является Иван Ларионов, написана она в народном стиле, прежде всего для того, чтобы наладить контакт с детьми.  А также для того, чтобы они научились управлять своими движениями. В данной песне (слова немного переделаны Аленой Васильевой) мы с детьми переключаемся с медленного куплета, с медленных движений на быстрый припев и быстрые движения. Таким образом ребенок учится управлять своим телом и учится повторять за взрослым.  Ведь речь — это тоже движения. И так начинаем;

 Музыка «Калинка» или Видео «Калинка»

Есть у нас две ручки,

Есть у нас две ножки,

Мы умеем топать, хлопать

Посмотри.

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Не зря эту песню так любили наши бабушки. И не зря она прожила так много лет еще будет жить дальше. Потому что мы будем нести нашу культуру нашим детям и передавать им то все самое ценное, что давали нам наши бабушки.

Ребенок раннего возраста познает мир с помощью взрослого. Обучение с малышами возможно только в том случае, если затронуты его положительные эмоции. А где ребенок возьмет положительные эмоции? Конечно только в игре. А игрушки на занятиях просто жизненно необходимы!

Все дети и взрослые (на моих занятиях), любят играть! И когда ты достаешь игрушечки, дети замирают с восторгом и играют!

Как же сделать занятие с детьми раннего возраста на основе фольклора более эффективным?  А рецепт прост!

  • Берем известную потешку или сказку;
  • Накладываем ее на русскую народную музыку;
  • Придумываем к потешке движения;
  • Изобретаем небольшую театрализацию;
  • Показываем персонажей.
  • Разыгрываем ее с мамами, сидя на полу в кругу;

Из подручного материала мастерим различные игрушки, которые на занятиях жизненно необходимые, музыкальные инструменты, придумываем максимально комичные образы.  (показать сундучок, игрушки Курочку, Лошадок на палочках, грибочки, Лису и т.д.)

Потешка не только развлекает, но и развивает малыша.  Потешки настраивают детей на словообразование, они учатся говорить, учатся понимать свой родной язык, они знакомятся с музыкальной составляющей русского фольклора и у них развивается память и мышление.  

Игры, на основе потешек, на которые накладывается музыка ритмизованные. Мы весте с малышами отстукиваем слоги. Очень важно исполнять песню с движениями, так как это развивает координацию и мелкую моторику. Ребенок запоминает названия частей тела, названия животных, предметов и многое другое.

Я заметила, что даже дети с особенностями, делают мощные скачки в развитии, если используешь игрушки на занятиях. Дети не просто играют, а получают очень много пользы, совершенно не подозревая о том, в игре развивается:

  • мелкая моторика
  • двигательные навыки
  • активизируется внимание
  • воспитывается чувство музыкального ритма
  • коммуникативные навыки

Например, «Ладушки» - русская народная песенка потешка для малышей, к сожалению, в наше время, часто остается недооцененной. Игра, сопровождаемая словами и попеременным касанием ладошек ребенка и взрослого корнями, уходит в далекую древность. Существует мнение, что эта старинная забава является ритуалом наших предков и в этом, пожалуй, что-то есть. Прикасаясь своей рукой к чьей-то, мы оказываем собственное доверие, приветствуем таким образом приятных нам людей. «Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки», – такими словами начинается небольшой стишок игра и для детей легко запоминается его небольшой текст, отрабатывается ритм, ударные слоги, а также эмоции и сближение с малышом.

Ладушки, ладушки, где были?
— У бабушки!
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!

Потешка «Два кота»

В гости пришли 2 кота – игрушки и начинают баловаться на занятии

Та-та, два кота,
Два ободранных хвоста.

(поочередно шлепаем себя по коленям)
Серый кот в чулане,

(прячем ручку под мышку)
Все усы в сметане.

(показываем усы)
Чёрный кот полез в подвал

(прячем ручку под ножку)
И мышонка там поймал.

Пи-пи-пи-пи

(делаем щепотку из пальчиков)

Ам! (делаем жест, как будто ловим)

Для пальчиковой игры с на потешку «Бежала лесочком Лиса с кузовочком», я навязала целую гору разных грибочков и немного переделала слова потешки. Дети берут по грибочку и надевают на большой палец. Показать грибочки

Я рассказываю потешку: Видео «Шла лиса лесочком»

Шла Лиса лесочком, (грибочек на пальчике)

Несла грибы в кузовочке (кулачок с грибочком зажимают)

А что в кузовочке? Грибочки (кулачок разжимают, показывают грибочек)

Для сыночков (обхватывают и массируют по очереди пальчики: мизинец, безымянный и средний)

И для дочки (обхватывают и массируют указательный палец)

У этой игры много задач. С точки зрения нейропсихологии очень полезная игра: детям надо грибочек удержать и не уронить (кулачок сжимаем, потом разжимаем), стишок рассказать, массировать каждый пальчик. Детям она очень нравится, и они с удовольствием всегда в нее играют.

        Еще одна потешка на грибную тему. Ее я исполняю детям на музыку частушек: Видео «Гриб грибок»

Гриб, грибок, (дети одевают грибок на пальчик, танцует)

Гриб, грибок,

Гриб забрался на пенек.

Мимо шла Маринка,

Прыгнул к ней в корзинку. (зажать грибок в кулачок)

Ууух! Ууух!

Главная задача зажать хорошо грибок в кулачке. По началу у деток не получается, и им помогают мамы. Впоследствии детки уже сами справляются с этой задачей.

Всем известную потешку «Сорока, белобока», мы обыгрываем с помощью колючих мячиков. Я ее адаптировала для решения логопедических задач, где мы прорабатываем движение, речь, выполняем массаж всех пальчиков. Очень увлекаются такой игрой, с использованием колючих мячиков дети с особенностями развития. Видео «Сорока - сорока»

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.
(мячик катают между ладошек)
Этому дала,
(накатывают на мизинчик)
этому дала,
(накатывают на безымянный пальчик)
этому дала,
(накатывают на средний пальчик)
этому дала,
(накатывают на указательный пальчик)
а этому не дала:
(массируют мячиком большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!
(стучат мячиком по большому пальчику)

По окончании игры, зажимают мячик между ладошек, пытаясь оставить отпечаток от мячика.

Данная игра очень увлекает детей, и они с удовольствием затем выполняют те же движения с другой рукой.

Еще одна игра, с использованием колючих мячиков — это «Курочки и

петушки» под русскую народную попевочку «Курочка» (Настя Логачевская)

Видео «Курочка»

Ходят курочки
По кривой улочке
Цыплят водят - хороводят
Петушки смеются
Гребешки трясутся - 2р.

Отдельно хочу остановиться на так называемой «мышиной» теме. Это такие потешки как: «Мышки водят хоровод», «Вышли мышки как - то раз», «Тише, мыши, не шумите» и др. Хочется отметить, что дети в нее тоже влюблены. Ведь все эти игры мы проводим, используя мышек, которые сделаны из коробочек от киндер-сюрпризов, наполненных различной крупой или мелкими камешками, обвязанных пряжей, с хвостиками и глазками. Таким образом у нас получилось прекрасное музыкально-игровое пособие. В связи с этим, я сделала музыкально-игровую подборку, в которую вошли: (показать мышек)

  • Двигательные игры
  • Игры на ориентацию в пространстве
  • Игры на изучение силы звука и темпа
  • Песенка-шумовой оркестр
  • Пальчиковые игры
  • Догонялки

На первом этапе дети слушают звучание «мышек», кто гремит, кто шуршит и т.д. – тихая и громкая мышка. Видео «В телефон залезла мышь»

«Мышиный оркестр»

В телефон залезла мышь: (прячут мышку в кулачках)

Пи-пи-пи, пи-пи-пи (звенят мышкой)

Говорю: кому звонишь? (прячут мышку в кулачках)

Пи-пи-пи (звенят мышкой)

Может ты звонишь котам? (прячут мышку в кулачках)

Пи-пи-пи, пи-пи-пи (звенят мышкой)

А тебе не страшно там? (прячут мышку в кулачках)

Пи-пи-пи, пи-пи-пи (звенят мышкой)

«Кот и мыши» (оркестр)

Вот идет черный кот (металлофон сначала у воспитателя, а в более старших группах возможно использование детьми)

Притаился, мышек ждет….

Мышка норку обойдет,

от кота она уйдет! (маракасами или шейкером, или вязаной мышкой рисуем кружок и прячем за спинку)

Цель потешек - развеселить, добиться от ребенка ответной реакции. Кроме этого, у ребенка обязательно поднимается настроение, он весело хохочет. Все эти радостные эмоции приносит фольклор.

Следующий жанр фольклора, на котором нельзя не остановиться. Это сказки. Сказки для малышей - увлекательные и поучительные произведения народного фольклора способны привлечь внимание и заинтересовать даже самых непоседливых детишек. Разнообразные сюжеты, посвященные героическим богатырским подвигам, миру волшебства и колдовства, животным, пробудят воображение даже самых маленьких. Через эти сказки малыши будут постигать окружающий их мир, учиться доброте, справедливости, честности и ответственности.

Например, сказка «Колобок», знакомая каждому взрослому, придется по душе и маленьким детям. И мы с детками и родителями на своих занятиях обыгрываем эту сказку, используя русскую народную музыку.

Сказка «Колобок»

Особое место в музыкальном развитии ребенка занимает игра на детских музыкальных инструментах. Игра в оркестр – интересное и полезное для развития музыкального слуха занятие. Малышам вполне по силам освоить такие музыкальные инструменты как: ложки, барабан, бубен, маракасы и другие.

Конечно же, не в каждом доме и даже не в каждом детском саду имеются настоящие музыкальные инструменты, но это не беда. Можно и в домашних условиях изготовить инструменты для оркестра.

Я для своих занятий коробочки от киндера сюрприза превратила в пчелок, мышей, яйца от Курочки, конфетки. Цветные шарики, свеколки, морковки и многое другое. Дети бесконечно любят рассматривать эти игрушки, выбирать себе по цвету, и конечно играть. Им очень нравится извлекать из них звук, при этом они различают звучание (шуршит, звенит, гремит), так как наполнители в этих игрушках разные. Очень любят дети игры под музыку типа стоп энд го.  Например, под веселую музыку (к примеру «Во саду ли в огороде») пчелка летает. Как только музыка замолкает, пчелка должна сесть на цветочек и не двигаться. (показать пчелку и цветок).

Как еще можно играть? Можно сочинить какую-нибудь историю, например про мышек и кошку:

  • берем контрастную музыку,
  • отбиваем ритм,
  • прячемся,
  • говорим за персонажей (пи-пи-пи, мяу – мяу….),
  • здороваемся, прощаемся,
  • изучаем право – лево, верх – низ,
  • знакомимся со свойством музыки громко - тихо

То есть все на что вас сподвигнет фантазия. Эти игрушки развивают слуховое внимание, моторку, чувство ритма, да и просто создают прекрасное настроение! Видео «Мышки и сыр» (музыка звучит и останавливается)

Еще одну игру под русскую народную музыку «Во саду ли в огороде» предлагаю вашему вниманию. В преддверии игры обязательно присутствует сюрпризный момент. Показываю волшебный мешочек. А что же в нем? Волшебные конфеты. Эта конфетка чтобы топать (достаю синюю конфетку). А эта конфетка (показываю красную конфетку), чтобы хлопать. А вот чтобы плясать и петь и сказочку смотреть (достаю еще одну синюю конфетку). А эта чтобы кашу кушать и маму слушать (достаю еще одну красную конфетку)

        Конфеты сделаны из киндера сюрприза и обшиты тканью красной и синей. Они парные. Внутри конфет разный наполнитель для звучания. У синих звонкий, громкий звук. А у красных тихий и шуршащий. С помощью такой игры мы изучаем свойства звука: тихий – громкий, звонкий – глухой.

«Конфетки» (Муз. и сл. Федоровой Марины) Мы исполняем на рнм «Во саду ли в огороде» (показать конфеты)

Очень любят наши детки

Кушать вкусные конфетки,

Но сейчас не время кушать,

Будем музыку мы слушать!

Громко музыка звучит,

Мы конфетками гремим,

Выше ручки поднимаем,

И с конфетками играем!

Проигрыш: гремим синими конфетками

Тихо музыка звучит,

Мы конфетками шуршим,

Ручки вниз мы опускаем

И с конфеткою играем.

Проигрыш: шуршим красными конфетками

( снова "громко", " тихо")

Очень любят наши детки

Кушать вкусные конфетки,

Их в корзину мы сложили,

Нашей маме подарили.

Не оставляю без внимания различные виды бумаги: газетную, тетрадные листы, фольгу, а также, пластиковые пакеты. Если их смять и пошуршать, то получим музыкальные инструменты - шуршунчики. Дети с восторгом играют на таких импровизированных музыкальных инструментах. (Показать пакеты, бумагу, газету)

Деревянные ложки, тоже, придают нашему оркестру неповторимое звучание и красоту. Например: «Жили у бабуси два веселых гуся», отстукиваем ритм ложками на каждый слог. (Поиграть на ложках)

Очень нравится детям игра «Ежик в гости приходил». Цель игры познакомить детей с музыкальными инструментами: погремушкой, колокольчиком, бубном и другими, и их звучанием. Играем мы в нее под рни «Ах. Вы сени мои сени» Видео «Ежик в гости приходил»

Ежик в гости приходил,

Погремушку приносил.

Ты греми, греми, греми,

Погремушечка греми (звенят погремушкой)

Ежик в гости приходил,

Колокольчик приносил.

Ты звени, звени, звени,

Колокольчик наш звени (звенят колокольчиком)

Ежик в гости приходил,

Бубен звонкий приносил.

Ты стучи, стучи, стучи,

Бубен звонкий наш стучи (стучат по бубну)

С помощью таких простейших инструментов мы развиваем у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата и других родственников, ритм слов, например «ма-ма, ма-моч-ка; пал-ка, па-лоч-ка»; ритм знакомых попевок: «Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-ле~ко!» и т.д.; сопровождать собственное исполнение песенки или музыки, записанной на компакт-диске. (Поиграть на брусочках)

И еще о двух так называемых музыкальных инструментах я хочу вам рассказать. Хотя музыкальными инструментами их трудно назвать.  «Хрустелки» из магазина сантехники. (Показать «хрустелки)». Это обычная сантехническая рифленая труба. Нарезается она обычным ножиком. И много игр можно с ней придумать. Например, музыка звучит тихо и медленно, мы шуршим «хрустелками» друг об друга. Звучит музыка громко и быстро, делаем «хрустелками» «моталочку». Другой вариант: когда звучит музыка, мы шуршим хрустелками друг об друга, музыка замолкает, и мы останавливаемся. Дети очень любят эту игру. (Музыка стоп энд го). Видео «Хрустелки»

И еще «музыкальный инструмент» из мягких сантехнических труб.  (показать трубки). Эти трубы безопасны и очень нравятся детям. С их помощью мы обыгрываем русскую народную потешку «У крыльца растет трава» Видео «Я колю колю дрова»

У крыльца растет трава,

Я колю-колю дрова

Колю дрова на чурочки,

(стучим ритм стихотворения по полу)

Гори огонь в печурочке

(поднимаем вверх палочку и изображаем огонь)

Я колю на плашки

Для сестры Дуняшки

(катаем палочку по полу)

Гори-гори жарче печь,

Будет Дуня пышки печь!

 (сворачиваем калачиком палочку)

Можно взять любую потешку и обыграть ее с помощью вот таких трубочек.

Чем же так хороши эти трубочки?

  • развивают слуховое восприятие;
  • развивают мелкую моторику (попробуй удержи ее!);
  • развивают чувство ритма;
  • учат фантазировать;
  • поднимают настроение.

Вот сколько пользы, оказывается, можно найти в магазинах сантехники!

Таким образом, влияние народных песенок, попевок,  потешек на формирование личности ребёнка неоспоримо.

  • Развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям;
  • Воспитывает художественный вкус;
  • Развивает речь;
  • Формируют нравственные привычки.

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа матери "Малый фольклор в жизни детей раннего возраста"

Использование малого фольклора в жизни детей раннего возраста...

Информационное сообщение для родителей "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"

Информационное сообщение для родителей о роли колыбельной песни в музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уровновешенной психики....

Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста.

Доклад +перспективный план на год по ознаколмению детей с муз.фольклором....

Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста

Знакомство с детским музыкальным фольклором начинается в самом раннем возрасте. С самых первых дней жизни ребенок слышит речь мамы, папы, бабушки, дедушки, которые обращаются к нему, называют его ласк...

Консультация для родителей «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»...

Консультация для педагогов "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"

Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведения народного фольклора бесценны, в них сама жизнь.И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше....