Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни
статья (младшая группа)

Бочарова Марина Викторовна

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

Физкультурно-оздоровительных мероприятий: 

  • Подвижные и спортивные игры
  • Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики
  • Гимнастика для глаз
  • Самомассаж кистей рук
  • Дыхательная гимнастика
  • «Гимнастика-пробудка» после дневного сна
  • Динамические паузы

Так же разработаны конспекты занятий с использованием здоровьесберегающих технологий и рекомендации для родителей.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека .

Динамические паузы

Динамические паузы на занятиях положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга. Время проведения динамической паузы определяется самим педагогом.

Физиологически обоснованным является середина занятия. Рекомендуется проводить динамические паузы на каждом занятии, в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части детей группы.

Длительность динамических пауз обычно составляет 1-3мин. Каждая динамическая пауза включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных пальчиковых игр или упражнений, повторяемых несколько раз.

Стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются с детьми совместно с воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.

За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей, укрепить мелкую моторику пальцев рук.

Требования к проведению динамических пауз

  • игры и упражнения подбираются в зависимости от вида и темы занятия, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно и их результативность.
  • Динамические паузы должны проводиться на начальном этапе утомления. Выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Необходимо использовать разнообразные игры и упражнениям по принципу от простого к сложному.

Комплекс динамических пауз

« Птичка» Вариант 1

Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работают только кисть. Дети движениями кисти вверх – вниз, влево - вправо. Вправо отвечают на вопросы.

-Птичка хочет есть?

Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».

- Птичка хочет пить?

Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».

-Птичка хочет спать?

Движением кисти влево-право дети отвечают: «Нет».

-Птичка хочет играть?

Движением кисти влево - вправо дети отвечают: «Нет».

Вариант 2

Педагог предлагает детям показать, как курочка клюёт зернышки.

Вариант 3

Упражнения направлено на развитие свободного движения указательного пальца. Подушечки большого и среднего пальца прижаты друг к другу. Дети несколько раз поднимают средний палец вверх: безымянный палец и мизинец прижаты к ладони. Взрослый предлагает детям показать, как « у птички открывается клювик».

  • «Здравствуйте»

Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.

Подушечками пальцев одной руки дети поочерёдно касаются подушечек пальцев другой руки.

  • «Мишка, Снежинка, Зайчик»

Все эти упражнения проводятся по одному принципу. Дети поочерёдно с разной силой надавливают на подушечку большого пальца остальными пальцами рук. «Мишка» - с силой. «Снежинки» - слегка касаясь. «Зайчик» - отрывисто.

  • «Лесная история»

Взрослый рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук.

-Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по столу, изображая зайчиков.

-Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь стола.

-Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.

-Зайцы увидели её и бросились врассыпную.

Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.

Подвижные и спортивные игры

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

При планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Цели и задачи подвижных игр:

1. Оздоровительная - решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка.

2. Воспитательная - органически взаимосвязана с физическим и духовным развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания.

3. Образовательная - обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Гимнастика для глаз

Представленные комплексы гимнастики для глаз “Весёлая неделька” и “Дни недели” помогут не только запомнить дни недели, но и способствуют профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей. Данные комплексы можно использовать как самостоятельные гимнастическо-профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминутки.

“Весёлая неделька” (гимнастика для глаз)

- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Дыхательная гимнастика

Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действием, от которого лишь негативные эмоции. Все в ваших руках!

Почему дыхательная гимнастика нужна?

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Дыхательные упражнения

«Качели». Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

«Каша кипит». Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Надуй шарик». ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«Ворона». ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

«Курочка».ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

«Подуй на одуванчик». ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Булькание». Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание (вдох - носом, выдох - в трубочку: «буль-буль-буль»). Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными)

 

Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...

Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физк...

"Роль элементов народной культуры, в формировании представлений у дошкольников о здоровом образе жизни." Опыт работы.

Роль элементов народной культуры,в формировании представлений удошкольников о здоровом образе жизни....

Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни...

Азбука здоровья Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию начальных представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, ...