формирование навыков безопасного поведения детей с помощью художественной литературы
консультация (младшая группа)

Рымша Наталья Витальевна

Одной из глобальных проблем человечества является проблема безопасности жизнедеятельности человека, поэтому с раннего возраста нужно готовить ребенка к безопасной жизни в окружающем мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Одной из глобальных проблем человечества является проблема безопасности жизнедеятельности человека, поэтому с раннего возраста нужно готовить ребенка к безопасной жизни в окружающем мире. Ведь дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дети часто попадают в ситуации, угрожающие их здоровью. Нужно готовить ребенка к встрече с трудностями, дать представление об опасных ситуациях, привить навыки безопасного поведения, дать понятия о необходимости соблюдения мер предосторожности.

В нашей группе  мы тоже формируем у детей навыки  безопасного поведения.

Одним из наиболее эффективных методов воспитания ребенка является художественная литература. То, что воспитатель пытается донести до детского сознания   путем прямых указаний, советов, ребенок прекрасно усваивает с помощью художественного произведения.

- Азбука безопасности в картинках

- Из серии  Ладушки – малышки «Главные машины»

 

 - стихи и рифмовки автора Николаевой  Е.  «Едет машина - шофёр сидит, едет машина – мотор гудит. Би-би-би! Ты с дороги уходи!»

 

  В сказке «Заюшкина избушка». Пускать в дом незнакомцев нельзя. 

«Три медведя»  Попав  в беду,  нужно громче кричать и поднимать шум.

«Козлятки и волк» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.  

     Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница», «Кошкин дом» С. Маршака. Прочитав которое, мы  обращаем,  внимание детей на опасность спичек   дети понимают, что « спички детям не игрушка».

В  произведении: В. Сутеева «Цыпленок и утенок» - безопасность на воде

     Интересные авторские произведения Шалаевой Г.П., Журавлевой О.М.  называются «Правила поведения для воспитанных детей», эти веселые стихи помогут научить ребенка осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие стихотворения:

  • Стих-е «Не забивай гвозди в пол»- безопасность в  доме
  • Стих-е «никогда не дразни собак» - опасно ли дразнить собак?
  • Стих-е «будь осторожен с кипящей водой»"-  
  • Стих-е «Не играй со спичками» - пожар в доме
  • Стих-е  «Не открывай дверь чужим людям» -  

     Вместе с героями любимых произведений ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае. Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.

А сейчас давайте поиграем. 1 этап.

Давайте разделимся на группы по 2 человека. Со своим напарником. Возьмите листочки и отгадайте какая сказка там зашифрована.

2. Лес, дорожка, мука. (Колобок)

3. Слезы, Петух, коса. (Заюшкина избушка)

4. Горх, лес, гусли. (Кот, петух и лиса)

5. Брат, лужа, ножи булатные (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

6. Мать- одиночка, овраг, волк. (Волк и 7 козлят)

7. Подружки, высокое дерево, лиса. (Снегурушка и лиса)

8. Масло, кузнец, зерно. (Петушок и бобовое зернышко)

9. Дорога, угощение, больная родственница. (Красная шапочка)

10. Бедные родственники, коза, герань. (Кошкин дом)

11. Поле, полено, долгожительница. (Буратино)

12. Лес, медведь, тяжелая ноша. (Маша и медведь)

13. Семья животных, поломанная мебель, девочка. (Три медведя)

1. Сильные птицы, яблоки, кисель. (Гуси – лебеди)

2 этап.

Скажите, какие принципы безопасности нарушили герои вашей сказки?

1. Оставила братца без присмотра, ушла в лес одна.

2. Укатился гулять без разрешения, разговаривал с незнакомыми людьми

3. Пустил в дом постороннего. Не мог постоять за себя.

4. Брал чужое угощенье, не слушал умного кота, открывал и выглядывал в окно.

5. Не слушал сестру, пил грязную воду.

6. Открыли дверь незнакомцу с ласковым голосом.

7. В лесу нельзя отходить далеко от родных, нельзя всем доверять.

8. Нельзя спешить и разговаривать во время приема пищи.

9. Пошла одна в лес, разговаривала с незнакомцами, назвала адрес бабушки.

10. Оставили камин без присмотра.

11. Совал нос куда не следует, разговаривал с чужими людьми, не пошёл в школу, не мог различить добро и зло, был очень доверчив.

12. В лесу нельзя уходить от взрослых, нельзя оставаться у чужих людей.

13. Нельзя заходить в чужие дома, есть незнакомую пищу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей по формированию здорового образа жизни через художественную литературу.

Вырастить ребенка здоровым, культурным, аккуратным- это жилание родителей. Прививать желание у ребенка быть таким можно на примере сказочных персонажах....

Статья «Формирование личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы»

В статье показано влияние художественной литературы на развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста....

Педагогический совет «Формирование у детей интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у них»

Цель  педагогического совета:1. Проанализировать, как организована  работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического  вкуса, формирование  у детей интереса к худо...

Развитие речи с помощью художественной литературы.

Теоретический материал по развитию речи деетй с помощью художественой литературы....

Формирование любви к Родине с помощью художественной литературы

Формирование любви к Родине с помощью художественной литературы у старших дошкольников....

Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.

В данном проекте представлены перспективный план занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой, предварительная работа по чтению детям в течение недели художественных текстов за год....

Консультация для педагогов: "Формирование любви к Родине с помощью художественной литературы"

Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю – используются различные средства, основным из которы...