Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность.
статья (старшая группа)

Сыропятова Марина Юрьевна

Статья предназначена для воспитателей детских садов. С ее помощью можно проследить, как можно познакомить старших дошкольников с родным городом и вовлечь в эту работу родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность.

Работа с проектами поддерживает детскую познавательную активность, даёт детям возможность самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач и проблем, требующих интеграции всех образовательных областей. Проектная деятельность предполагает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса в системе: «детей и их родителей, педагогов». Кроме этого, в 2021 году Нижний Новгород отмечал 800 - летие со дня создания, поэтому просветительская деятельность, по ознакомлению с родным краем, стала наиболее актуальна для нас.

Основными задачами проекта являются: формирование представлений об истории, символике, достопримечательностях, промышленности родного города, знаменитых нижегородцах; о народных промыслах Нижегородской области; воспитание любви к родному городу, уважение к его жителям; развитие поисковой деятельности, познавательной и творческой активности детей; повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному городу.

Для успешного решения поставленных задач на два года был разработан комплексно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Было разработано несколько проектов: «Мой любимый город и его история», «Архитектура прошлого и настоящего», «Народные промыслы земли Нижегородской», «Промышленность города Нижнего Новгорода», «Достопримечательности и символика Нижнего Новгорода», «Знаменитые нижегородцы», «Моё любимое Сормово» и др.

Знакомство с каждой темой начинается с постановки проблемы (через игровую ситуацию, сюрпризный момент), затем - её обсуждение, непосредственная работа над проектом (через все образовательные области и виды детской деятельности, с поиском информации, привлечением родителей, работы с социумом), в конце каждого проекта целесообразна презентация через развлечение, праздники, игры типа «Что? Где? Когда?». Особым моментом является постановка новой проблемы, когда наряду с уже известными детям предметами (фотографиями, иллюстрациями) вносятся незнакомые, и, таким образом, ставится новая задача и осуществляется переход к следующему проекту.

Разнообразие методов и приёмов помогает получить положительный результат. За основу можно взять методы, предложенные С.А. Козловой: методы, повышающие познавательную активность (эвристические беседы, поисковые вопросы, сравнение, моделирование, анализ); методы, стимулирующие эмоциональную активность (игровые: воображаемые ситуации, сюрпризные моменты, игры-драматизации, инсценировки, этюды); также методы обучения и развития Н.Н. Поддьяковой: прогнозирование, мотивирование, проблемные ситуации, вопросы, погружение в образ.

Основную работу по воспитанию любви к родному городу мы проводили вне занятий и в форме кружковой деятельности. Дети имели возможность рассмотреть в свободное время фотографии, рассказывающие о нашем городе в прошлом и настоящем, а затем применить полученные знания в самостоятельной игровой деятельности, сюжетно - ролевых играх. Беседы, знакомство с легендами о возникновении Нижнего Новгорода, просмотры видеофильмов про Нижний Новгород, виртуальные экскурсии, целевые прогулки по улицам города и близким к детскому саду - все эти действия помогли сформировать у детей целостные представления о родном городе. Лепбук с дидактическими играми способствовал закреплению представлений о районах, улицах, знаменитых людях нашего города. Впечатления и знания детей о нашем городе нашли отражение в продуктивной деятельности.

Следующим важным проектом стал проект о промышленности города. Объектами проекта стали четыре крупных предприятия города: завод «Красное Сормово», «Авиационный» завод, «Автозавод», «Сормовская кондитерская фабрика». В работе были использованы занятия с использованием ИКТ, беседы о промышленных предприятиях Сормовского района, создан альбом «Промышленность Нижнего Новгорода» с фотографиями предприятий города, организован просмотр презентаций о заводах, на которых работают родители, составленные совместно с детьми. В организованную игровую деятельность были подобраны дидактические игры («Соедини картинки», «Подбери инструменты к профессии»), организован просмотр видеофильмов о заводе «Красное Сормово», «Сормовской кондитерской фабрике», а также составлена книга рассказов детей с родителями.

Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда. Подобрана серия дидактических пособий, игр по темам. Были созданы альбомы: «Памятные места города Нижнего Новгорода», «Архитектура Нижнего Новгорода», «Промышленность Нижнего Новгорода». В патриотическом уголке – материалы по истории города Нижнего Новгорода, о знаменитых людях Нижнего Новгорода, промышленности города.

Формирование у детей представлений о малой Родине невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие родителей очень важно в данной работе. Эффективными стали такие формы, как совместные выставки, спортивные соревнования и интеллектуальные конкурсы, консультация «Как знакомить ребенка с малой Родиной дома», мастер-классы «Познавательные прогулки по Нижнему Новгороду», «Как рассказать детям о своей работе?» и др.

Важным направлением также является взаимодействие с социумом: это посещение детской библиотеки, организация экскурсий в музеи города, к памятникам, архитектурным объектам, встречи с людьми, внесшими вклад в развитие района и города (тружениками завода, людьми разный профессий).

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает и самому педагогу развиваться как творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность

Методическая разработкаиз опыта работы по образовательной деятельности с детьми старшей  группы«Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность», пл...

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

План по саморазвитию педагога Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»

План по саморазвитию педагога Тема:  «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»...

Презентация «Формирование у дошкольников представлений о родном крае через совместную деятельность педагогов с детьми»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовным в нашем обществе. Однако во...

Формирование у старших дошкольников ценностей здорового образа жизни через проектную деятельность.

Формирование образовательной области "Физическое развитие" предполагает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными правилами в питании, двигательном режим...