Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Методическая разработкаиз опыта работы по образовательной деятельности с детьми старшей  группы«Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность», план реализации проекта «Моя малая Родина – город Саратов»; сценарий проведения интеллектуальной игры – викторины «Лучший краевед» и презентация для ее проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                                  Описание проекта

                 

           «Моя малая Родина –

                                             город Саратов»

Цель: Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о родном городе, истории, символике, достопримечательностях.
  2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  3. Расширить знания детей о флоре и фауне города Саратова, Саратовской области; познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
  4. Учить работать с картой Саратовской области, определять по условным знакам реки, леса, находить города Саратов, Энгельс, реку Волгу.
  5. Познакомить детей с рекой Волгой, ее расположением на карте.
  6. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  7. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Гипотеза:

Проживая в городе Саратов, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всей российской Федерации, всему миру.

Актуальность темы: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Вид проекта: групповой (старшая группа)

                          долгосрочный (04.04.2011г. - 31.05.2011г.)

Тип проекта: познавательно - поисковый

Участники проекта: дети, воспитатели старшей группы, родители воспитанников, Саратовский государственный музей боевой славы, Этнографический музей,  Саратовский государственный музей им. Радищева, Саратовский государственный музей им. Ю.А.Гагарина, Саратовский государственный краеведческий музей, КВЦ «Радуга».

Возраст детей: 5-6 лет

Схема поэтапной реализации проекта

Этапы
проекта

Деятельность

педагога

Деятельность детей

1 этап

Погружение в проблему, постановка задач

Цель: Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи: Формировать знания детей о родном городе, истории, символике, достопримечательностях. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. Расширить знания детей о флоре и фауне города Саратова, Саратовской области. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде. Учить работать с картой Саратовской области, определять по условным знакам реки, леса, находить города Саратов, Энгельс и реку Волгу. Познакомить детей с рекой Волгой, ее расположением на карте, уникальностью. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Входят в проблему.

В уголке краеведения оформляют выставку литературы по ознакомлению с городом, выставляют карты города Саратова и Саратовской области, рассматривают их, знакомятся с их содержанием.

2 этап

Практическая работа.

Обсуждение результатов

Проводят совместную работу по ознакомлению детей с городом и его достопримечательностями, историей, символикой города и области; флорой и фауной; подготавливают дидактические игры, иллюстрации по теме проекта; организуют среду для продуктивной деятельности детей; проводят работу с родителями (подготовка к оформлению фото-выставки); планируют деятельность детей; организуют экскурсии.

Посещают музеи, выставки, экскурсии по городу. Читают книги, занимаются изобразительной деятельностью, изготавливают поделки (мини-макеты), собирают «плоды» творческой деятельности в папки, систематизируют их.

3 этап

Систематизация информации

Организуют и участвуют в выставке детских рисунков «Памяти павших, будьте достойны»; проводят консультации для родителей

Участвуют в конкурсе поделок и рисунков, участвуют в оформлении выставок.

4 этап

Заключительный

Вместе с детьми и родителями готовят развлечение - конкурс «Лучший краевед», оформляют фото-выставку «Любимый уголок города Саратова»;  подводят детей к формулированию выводов по проблеме, участвуют в презентации.

Участвуют в конкурсах, оформлении фото-выставки, делают выводы по проблеме.

 «Моя малая Родина – город Саратов»

План реализации проекта

«Моя малая Родина – город Саратов»

Направления развития

Виды детской деятельности

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу», «Театр», «Мы солдаты - защитники», «Перекресток»

Музыкально-дидактическая игра «Определи характер народной музыки»

Дидактические игры «Угадай что спрятано», «Собери картинку», «Угадай достопримечательность», «Животный мир (растительный мир) Саратовской области», «Назови свой адрес»

Игры-драматизации по произведениям: «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»

Социально-личностное развитие

Игровая ситуация «Что было бы, если…», «Встреча с гостями нашего города», «Мы в музее (театре)»

Решение вопроса «Можно ли сразу жить на двух улицах?»

Тематические вечера совместно с родителями, ветеранами ВОВ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Здоровье и физическое развитие

Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Лапта», «Волк во рву», «Гуси - лебеди»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с окружающим миром

Занятие «Город Саратов», «Речка, реченька, река»

Работа с картами города Саратова, Саратовской области

Рассматривание иллюстраций, фотографий города

Ознакомление геральдикой Саратова, Саратовской области

Моделирование квартала, в котором находится детский сад с помощью символических рисунков

Посещение библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина. Посещение музеев: боевой славы (Деревня национальностей), этнографического и краеведческого, музеев им. Радищева и им. Ю.А.Гагарина, КВЦ «Радуга».

Экскурсии по городу, на набережную Космонавтов

Введение в математику

Комплексное занятие на тему «Город»

Дидактическая игра «Как добраться до Цирка», «Где находится твой дом?»

Развитие речи и обучение грамоте

Занятие по составлению рассказа - описания достопримечательностей своего города «Я - экскурсовод»

Беседы: «Символика родного города», «Что я знаю о городе?», «Родина малая и Родина большая»

Творческое рассказывание детей по темам «Как мы с мамой путешествовали по городу»
Словотворчество « Пойми меня» - развитие невербальных средств общения

Худ. литература

Пословицы и поговорки о любви к Родине

Чтение и заучивание стихотворений о Родине, городе и соотнесение их с пейзажами художников, фотографиями 

Выставка книг по теме проекта

Театрализованная деятельность


Совместное посещение семьями театра «Теремок», КВЦ «Радуга»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Изобразительная деятельность

Рисование на тему «Памяти павших, будьте достойны», «Улица, украшенная к празднику»

Занятие – экскурсия в КВЦ «Радуга»

Конструирование и ручной труд

«Наша улица» (строительный материал)



Предварительный просмотр:

Сценарий проведения

интеллектуальной игры - викторины

 «Лучший краевед»

в старшей группе

МДОУ ЦРР – детский сад № 1

Образовательные задачи:

Закрепить знания о родном городе как частице нашей Родины;

Закрепить знания детей о памятниках архитектуры города Саратова;

Закрепить и обобщить знания детей о животном и растительном мире, в том числе птицах и речных обитателей Саратовской области.

Развивающие задачи:

Развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с родным краем;

Активизировать мышление, воображение память, быстроту реакции, любознательность, самостоятельность, умение работать в команде.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать любовь к малой родине;

Продолжать работу по формированию патриотических чувств в сотрудничестве «педагог - ребенок – родитель»;

Продолжать воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Предшествующая работа: экскурсии к памятникам архитектуры родного города, беседы о городе: об известных земляках, улицах,  достопримечательностях, гербе города, его значении; пословицы и поговорки о родине: «Родина наша солнышка краше. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Всякому мила своя сторона. Своя земля и в горести мила. На чужой сторонушке рад родной воронушке. На  чужой земле и весна не красна»; беседы о «Красной книге» Саратовской области, о животном и растительном мире; дидактические игры: лото «Животный мир», «Как зовут тебя деревце?»; разучивание песен: « Мой город - Саратов», «Моя Россия».

Оборудование:

Мультимедийный проектор (презентация к викторине), конверты с заданиями (картинки с изображениями животных, птиц, речных обитателей, деревьев и листьев), разрезные картинки с изображением достопримечательностей города Саратова.

Участники: дети старшей группы, родители  воспитанников (команды).

Под звуки музыки дети входят в зал.

- Россия... как из песни слово,
 Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые.
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом - Русь!

- Русь! Родина! Россия! Какие красивые, широкие и загадочные слова! Русь! Короткое, в один слог всего! - оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У слова «Русь» не одно значение, а много, и одно из них - Родина.
- Дети, а что для вас значит слово Родина?
реб. - Слышишь песенку ручья?
             Это Родина моя.
реб. - Слышишь голос соловья?
              Это Родина моя.
реб. - Садик, где твои друзья?
             Это Родина моя!
реб. - Руки матери твоей,
             Шум ветвей и звон дождей,

              И в саду смородина - это тоже Родина.

- Большая Родина начинается с малой: с семьи, с города, где мы родились и живем. Обойди хоть сто дорог,

             Обогни планету,

             Невелик наш городок,

             А дороже нет!  

- Дорогие дети, родители, гости! Мы рады приветствовать вас в этом зале на викторине «Лучший краевед», посвященную нашей малой Родине - родному городу Саратову.

(Слайд № 1)

- Встречайте наших участников!

Под музыку входят участники команд - дети и родители.

- Итак, в нашей игре принимают участие семьи…

Представление жюри.

- А теперь мы определим, в какой последовательности команды будут отвечать на вопросы. Для этого вы по очереди будете вытягивать карточки с номером  и в соответствии с ним занимать место за столом. Я прошу представителей команд (детей) подойти к столу и выбрать карточку с номером.

Команды проходят за столы, на которых заранее стоят таблички с номером.

- Итак, первый конкурс - «Блиц-Опрос».

(Слайд № 2)

- Каждой команде будет задано по три вопроса, на которые надо быстро и правильно отвечать. За каждый правильный ответ команды получат по одному очку. Если команда отвечает на вопрос не правильно, то команды - соперницы получают шанс заработать дополнительное очко.

Вопросы 1 команде:

  1.  Какая гора дала название г. Саратову? (Сары Тау - желтая гора, ныне Соколовая)
  2. Какой фонтан в городе Саратове напоминает «Одуванчик»?

(Фонтан у цирка братьев Никитиных)

  1. Перечислите музеи г. Саратова

(Художественный им. Радищева, музей Боевой славы, Краеведческий музей, музей Гагарина, Этнографический музей)

Вопросы 2 команде:

1. Какая река протекает по территории Саратовской области? (Волга)

  1. Где в нашем городе находиться «Фонтан слёз»? ( В парке Победы на Соколовой горе)
  2. Назовите театры г. Саратова

(Театр оперы и балета, ТЮЗ, Теремок, Театр драмы)

Вопросы 3 команде:

  1. Какие 2 города соединяет мост через Волгу? (Саратов и Энгельс)
  2. На каком здании можно увидеть скульптуру из 5 собак? (Саратовская Государственная Консерватория им. Собинова)
  3. Перечислите парки г. Саратова (Липки, Городской им. Горького, Парк Победы, Детский парк)

Вопросы 4 команде:

  1. Как называется любимое место отдыха саратовцев, где расположен памятник первому космонавту? (Набережная космонавтов)
  2. Назовите улицу, которая носит имя великого русского поэта написавшего «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»? (улица Пушкина)

3.   На пересечении каких улиц находится наш детский сад? (Горького и Советская)

- Ну, что ж, первый конкурс нами пройдет удачно. Внимание, второй конкурс - «Знатоки Саратова».

(Слайд № 3)

- В этом конкурсе каждая команда должна отгадать, какой памятник архитектуры спрятан на экране. За правильный ответ команда получает по одному очку. Внимание на экран. Как вы думаете, фрагмент какой архитектурной достопримечательности Саратова спрятан?

Задание 1 команде: (слайд № 4 -5 - фрагмент Консерватории)

Задание 2 команде: (слайд № 6 - 7 - фрагмент Стелы)

Задание 3 команде: (слайд № 7 - 8 - фрагмент памятника  П.А. Столыпину)

Задание 4 команде: (слайд № 9 - 10- фрагмент театра Оперы и Балета)

- Молодцы!

- Каждая семья - это маленькое государство со своими законами,

традициями, интересами. Наши команды - семьи заранее получили домашнее задание - нарисовать красочный плакат «Мой город будущего». Итак, следующий конкурс -  «Домашнее задание».

(Слайд № 11)

Каждая команда представляет свой плакат. 

- А пока жюри совещается и подводит итоги трех конкурсов - музыкальная пауза.  

(Дети старшей группы, болельщики, исполняют песню «Мой город-Саратов»)

- А сейчас, уважаемое жюри, просим вас озвучить результаты по итогам трех конкурсов.

(Жюри оглашает результаты)

- Спасибо, уважаемое жюри!

- Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

- Внимание,  следующий конкурс - «Природа нашего края».   

(Слайд № 12)

- В этом конкурсе задания разбиты по категориям: «Животный мир», «Флора», «Пернатые», «Подводный мир». Сейчас вы по очереди будете выбирать  конверты, в которых находятся задания. Команда, которая первая справилась с задачей, получает два очка. Остальные команды, правильно выполнившие задание, получают по одному очку. Сейчас я прошу представителей команд (детей) подойти к столу и выбрать конверт с заданием.

(Дети выбирают конверты с заданиями)

«Животный мир» - игра «Пятый лишний». В конверте находятся изображения животных, обитающих на территории  Саратовской области. Определите, какое из этих животных лишнее.

«Флора» -  в конверте находятся изображения деревьев, произрастающих в нашей области.  К этим деревьям необходимо подобрать соответствующие плоды.

«Пернатые» - в конверте находятся изображения птиц, обитающих на территории  Саратовской области. Выберите изображение птицы, которая занесена в Красную книгу Саратовской области.

«Речные животные» - из предложенных в конверте изображений представителей подводного мира нашей области, необходимо выбрать и назвать рыбу, которая изображена на гербе города Саратова.

- Молодцы! И с этим заданием все справились!

- Стоит наш город на реке, он не велик, не мал.
Быть может, кто-то вдалеке о нем ни не слыхал.

Быть может, лучше есть края и краше города,
Но где б мы не были, друзья, он с нами навсегда
Город родной, Саратов родной, Саратов над
Волгой-рекой!

- Сейчас  семьям необходимо проявить быстроту и ловкость в выполнении следующего задания под названием  «Визитная карточка города». 

(Слайд № 13)

- Каждая команда получит  конверт с картинкой – пазлом, на которой изображена одна из достопримечательностей  Саратова. Ваша задача на скорость собрать изображение и назвать эту достопримечательность. Команда, собравшая картинку первой и правильно назвавшая, получает  3 очка. Команда, собравшая картинку второй – получает 2 очка. 1 очко получают остальные команды. Я прошу представителей команд (детей) подойти к столу и выбрать конверт с заданием.

 Команды выполняют задание.

- Молодцы! Пока жюри совещается и подводит итоги нашей викторины, предлагаю послушать песню в исполнении наших детей.

(Дети, болельщики, исполняют песню « Моя Россия»).

- Вы сегодня отвечали,

 Город славили родной.

Он прекрасный, златоглавый,

Хлебосольный и большой!

- Внимание - ответственный момент! Кто же стал победителем в нашей  викторине «Лучший краевед»…Слово предоставляется члену жюри.

Объявление результатов.

- А теперь, самый приятный момент – награждение команд.

Награждение команд грамотами (дипломами).  

- Поблагодарим наших участников - аплодисменты!

- Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо команды! Спасибо гости! До новых встреч!

Под музыку команды удаляются из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с родным городом.

современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю....

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Доклад из опыта работы "Система работы по развитию у детей любви и заботы о родной станице Медведовской"

Проблема  формирования  патриотических  чувств  у  детей  дошкольного возраста  актуальна  и  значима.  Патриотизм  –  важнейшее...

«Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе»

Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться. Нужно показать детям их родной город, рассказать ...

Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном крае

Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном крае...

Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность.

Статья предназначена для воспитателей детских садов. С ее помощью можно проследить, как можно познакомить старших дошкольников с родным городом и вовлечь в эту работу родителей....