ПРОЕКТ «Формирование адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арттерапии»
проект (младшая группа)

Козлова Марина Васильевна

Проект направлен на формирование адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арттерапии. В проект включены арт-терапевтические методы такие как музыкотерапия, изотерапия, песочная терапия. Арт-терапевтические методы позволяют развить у ребенка творческий потенциал и являются эффективными в достижении психологического здоровья ребёнка. Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества и предоставляют ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Арт-Терапия54.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательно учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бийск

ПРОЕКТ

«Формирование адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арттерапии»

Составил:

Воспитатель

Козлова Марина Васильевна

2022 г.

Содержание проекта

Аннотация…………………………………………………………….

3

Тип проекта………………………………………………………

4

Вид проекта………………………………………………………

4

Участники проекта………………………………………………….

4

Актуальность……………………………………………………..

4

Цель……………………………………………………………………

5

Задачи…………………………………………………………………

5

Формы работы с детьми……………………………………………

5

Принципы ……………………………………………………

6

Ведущая педагогическая идея ……………………………...

6

Ожидаемый результат……………………………………………..

7

Научно-методическое обоснование проекта

(теоретическая база)……………………………………………

Результативность……………………………………………….

Содержание проекта…………………………………………………

7

8

10

Дальнейшее развитие проекта……………………………………..

22

Литература…………………………………………………………

23

Приложение…………………………………………………………

24

Аннотация

Проект направлен на формирование адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арттерапии. В проект включены арт-терапевтические методы такие как музыкотерапия, изотерапия, песочная терапия. Арт-терапевтические методы позволяют развить у ребенка  творческий потенциал и являются эффективными в достижении психологического здоровья ребёнка. Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества и предоставляют ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

Тема проекта

«Формирование адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арттерапии»

Тип проекта: образовательный

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный

Групповой

Долгосрочный

Участники проекта

Дети младшего  дошкольного возраста

Актуальность

Процесс привыкания ребенка к  ОУ довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Поэтому, перед педагогами  групп младшего дошкольного возраста стоит важная задача - помочь детям преодолеть стресс при поступлении в ОУ  и успешно адаптироваться к нему.  Интеграция в образовательном процессе с детьми раннего дошкольного возраста  подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности  педагогов с детьми, которые помогают социализации ребенка к ОУ

Одним из эффективных методов укрепления душевного баланса ребенка в адаптационный период является использование элементов арттерапии.

Арттерапия - сочетание психологии и творчества.

Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Это один из самых «мягких», но глубоких методов, который позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, высвободить его скрытые энергетические резервы и эмоции.

Основная цель арттерапии: — гармоническое развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы средствами художественной деятельности.

Цель: Создать условия для формирование адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арттерапии.

Задачи

1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

2. Привлечь детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов.

3. Повысить адаптивные возможности у детей младшего дошкольного возраста в условиях коллектива, стабилизации эмоциональной сферы ребенка, снижению его тревожности, неуверенности в себе и агрессивности.

Формы, методы, приемы

  • Диагностика
  • Занятия
  • Индивидуальная работа
  • Анкетирование
  • Родительские собрания
  • Беседы с родителями, консультации
  • Выставки
  • Кружковая работа
  • Наглядный, словесный, практический (показ, образец, объяснение, указание).
  • Использование  карт схем ( понимать, использовать для выполнения детали)
  • Использование поэтапного показа выполнения детали.
  • Игровой.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Использование художественного слова.

Принципы

  • Принцип доступности.
  • Принцип системности знаний.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений.
  • Принцип всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков.

Ведущая педагогическая идея

Задачи арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс адаптации в качестве вспомогательного метода.

3. Проработать подавленные мысли и чувства.

4. Установить контакт с ребёнком.

5. Развить самоконтроль.

6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

7. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Ожидаемый результат

Использование элементов арт-терапии с условиях ДОУ позволяет:

- Создать положительный эмоциональный настрой;

- Снять эмоциональное напряжение;

- Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

- Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни образовательного учреждения;

- Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

- Развивать мелкую моторику. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы (снижает тревожность, повышает и стабилизирует на высоком уровне психо эмоциональное состояние) и ускоряют развитие ребёнка.

Научно-методическое обоснование проекта

(теоретическая база)

Отечественные,   и зарубежные педагоги и психологи, такие как Н.М. Аксарина, М.Р. Битянова,Ж.   Пиаже,   Э.   Эриксон   и   многие   другие говорили о трудностях адаптационного периода.   Анализируя   деятельность дошкольных   учреждений   в   период адаптации   можно   заметить,  что   эта проблема одна из наиболее трудно решаемых. На помощь педагогам ДОУ в обозначенный ранее период приходит одно из направлений психологии – арт-терапия.

Л.С. Выготский, Е.И.  Изотова,  Е.В.  Никифорова в своих  психолого-педагогических  исследованиях  утверждали,  что  данный  метод способствует  повышению самооценки,  учит расслабляться и  избавляться  от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей.

Так Т.Г.  Казакова отмечает,  что  состояние внутреннего  «Я»  ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего и иконфликта.  Рисуя,  лепя,  танцуя, ребенок получает  возможность не только  уменьшить излишнее возбуждение,  тревожность,  агрессивность, недоверие к  окружающему миру,  но  и обрести уверенность  в себе  успех,  а также и связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева подчёркивают роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребёнка. Поэтому коррекционные возможности  арт-терапии по  отношению к младшему дошкольному возрасту имеют  огромный потенциал.

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. Therapeia - лечение) - метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году.

Техника арт-терапии основана на утверждении, что любой человек, независимо от того, обучался он рисованию или нет, обладает способностью проецировать свои внутренние конфликты в результатах своего творчества. Другими словами рисунки детей отражают их внутренние переживания. Привнося в работу частицу себя, ребенок создает не просто рисунок, а образ своего «Я». В процессе работы, выраженные таким образом конфликты, переживаются заново, разрешаются и приобретают завершенность. Помимо этого, процессы, связанные с художественным творчеством, сами по себе обладают лечебными свойствами.

Таким образом, Арт-терапия является продуктивным и незаменимым способом в формировании адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста .

Результативность

Использование элементов арт-терапии способствовала формированию адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

  В результате проведенных мероприятий улучшилась моторика рук,   повысилось внимание.

 У детей появилась уверенность в своих силах.

 Дети научились доводить свое дело до конца - сформировались навыки  трудолюбия, усидчивости,  терпения.

Улучшились отношения  между  детьми (сплочение детского коллектива).

Содержание проекта

Этапы работы над проектом:

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Содержание

Дата проведения

I этап –подготовительный

Анкетирование родителей

При  помощи  анкетирования  родителей выявлялись  поведенеские нарушения –агрессивность и тревожность ребенка.

См. приложение 1.

Сентябрь

«Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению»

Получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения.

См. приложение 1.

II этап

Песочная терапия Упражнение «Здравствуй, песок!»

Снижение психофизического напряжения.

Педагог предлагает ребёнку поздороваться с песком разными способами. Сначала кончиками пальцев, затем всей ладонью — внутренней и тыльной стороной, перетереть песок между пальцами. Дети старшего возраста описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло-холодно», «приятно-неприятно» и т.д.

1 неделя Октября

Изотерапия

Игра «Волшебный салют»

Развивать эмоциональную сферу, снять психическое напряжение и тревожность, активизировать творческий интерес.

Дети  надевают  дождевики,  или  защитные фартуки.  На  полу  расстилают  обои  или  большой  лист  бумаги.  Дети манипулируют  любым  способом  кистью  или  зубной  четкой,  начинают брызгать на лист бумаги цветной краской, устраивая «волшебный салют»

2 неделя Октября

 Песочная терапия

Игра-занятие «Песочный детский сад»

Снижение высокого уровня психического напряжения в период адаптации к ДОУ.

В данной игре поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

Среди больших игрушек в группе выбирается такая, которая в понимании ребенка может символизировать родителя. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.

3 неделя Октября

Изотерапия

Игра  «Рисунок глиной»

Снятие        напряжения,        тактильная стимуляция,  развитие воображения.

Предложить ребенку окунать пальчики в глину и рисовать по бумаге.

4 неделя Октября

Песочная терапия

Упражнение «Отпечатки наших рук»

Развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики рук, снимать эмоциональное напряжение

Поверхность песка ровная. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям.

1 неделя Ноября

Изотерапия Техника «марания» Рисование «Сказочный мир»

Развивать эмоциональную сферу, снять психическое напряжение и тревожность, активизировать творческий интерес.

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Размазываем, разбрызгиваем краски, и наносим множества слоев и смешиваем цвета. Для этого используем гуашевые или акварельные краски.

2 неделя Ноября

Песочная терапия

Упражнение «Отпечатки кулачков»

 Развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики рук, снимать эмоциональное напряжение.

Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться

найти сходство узоров с объектами окружающего мира (цветок, солнышко, ежик).

3 неделя Ноября

Изотерапия

Рисование «Веселые ладошки»

Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, активность, умение реагировать на музыку сменой движений. Снять  психическое напряжение и тревожность.

Дети на ладонь наносят губкой краски и отпечатывают на листе, необходимые элементы дорисовывают  пальчиком, кисточкой, карандашами, фломастерами, по желанию.

4 неделя Ноября

Песочная терапия

Упражнение «Волшебный песок»

Развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие

эмоционального напряжения.

1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя

зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.).

2. Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.

1 неделя Декабря

Изотерапия Упражнения «Художники-натуралисты»

Вызывать ощущение свободы и радости, чувство раскрепощения.

Возьмите большой лист белой бумаги либо кусок старых обоев и положите на клеенку или на газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребёнку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками.

2 неделя Декабря

Песочная терапия

Упражнение «На прогулке»

Развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие

эмоционального напряжения.

«Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой

и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только

указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими,

и наконец — мизинчиками).

3 неделя Декабря

Изотерапия

Рисование на листе бумаги «Волшебная крупа»

Развитие мелкой моторики рук, концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем, коммуникативной культуры детей.

Рисование манкой на бумаге – это увлекательное занятие. Чтобы манка осталась на листе и не рассыпалась, применяется способ рисования манной крупой с использования клея ПВА. Детям предлагается выбрать понравившиеся картинки..

1 способ. С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.

2 способ. Когда вы нарисовали контур, нанесли на него клей, макните этот лист бумаги в манку. Это своеобразное облегчённое задание.

4 неделя Декабря

Песочная терапия

Упражнение «Пианино»

Развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие

эмоционального напряжения.

«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино

или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями

рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений

можно предложить ребенку проделать то же упражнение на

поверхности стола.

2 неделя Января

Изотерапия Техника «Рисование пальцами»

Развитие мелкой моторики рук, концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем. Снятие эмоционального напряжения.

Рисование кончиками пальцев.

Таким способом можно поставить на листе точки разного размера, которые превращаются в гусеницу, виноград или рябину. Можно рисовать линии и геометрические фигуры. Если сложить пальцы в пучок и приложить к бумаге, получится снежинка или цветы.

3 неделя Января

Песочная терапия

Упражнение «Волшебные следы»

Развитие тактильной чувствительности, снятие

эмоционального напряжения.

1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой

надавливает на песок.

2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по

поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

3. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами

рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя

движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок,

встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).

4 неделя Января

Изотерапия Упражнение «Рисование пластилином»

Развитие мелкой моторики обеих рук, координации движения рук, глазомер, пространственного мышления, элементарных творческих способностей, чувство цвета, формы, пропорции, тактильная стимуляция

Ребенку предлагается на выбор несколько изображений для раскраски. После того, как ребенок сделал выбор ему дается пластилин  с   просьбой раскрасить картинку с его помощью. Обязательно покажите  на черновике как можно пользоваться пластилином при рисовании, постоянно мягко направляйте действия ребенка проговаривая то, что вы делаете, при этом не делая работу за него. Предоставьте ребенку возможность выразить себя, не указывайте ему каким должен быть тот или иной предмет, его цвет и т.д. Помните важен сам процесс! Завершить совместным обсуждением полученной работы.

1 неделя Февраля

Песочная терапия

Упражнение «Песочный дождик»

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Педагог предлагает ребёнка набрать в руку песок и сильно зажат его в кулаке, а затем медленно расслаблять постепенно высыпая песок из кулака. Можно предложить ребёнку высыпать песок себе на другую ладонь.

2 неделя Февраля

Изотерапия

Оттиск смятой бумагой

«Необычные цветы»

Закрепить подвижность и гибкость, пальцев, силу тонуса рук, скорость, координацию и точность движений рук и пальцев, умения переключаться с одного движения к другому. Воспитывать уверенность в себе, терпение, усидчивость, трудолюбие.

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

3 неделя Февраля

Песочная терапия

Упражнение «Песочные прятки»

(1 вариант)

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Педагог предлагает детям закрыть глаза, а затем прячет в песке игрушки, когда ребёнок открывает глаза начинается игра. Необходимо найти игрушки в песке. Для этого можно раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

4 неделя Февраля

Изотерапия Упражнение

«По сырому»

Развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение

Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью

1 неделя Марта

Песочная терапия

Игра «Картина из загадок»

Развитие мыслительных операций, воображения, мелкой моторики. Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Предложить разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т.е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

2 неделя Марта

Изотерапия Техника «Раздувания краски»

Упражнение

«Я волшебник»

Развитие воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

3 неделя Марта

Песочная терапия

Упражнение «Норки для мышки»

Развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики рук, снимать эмоциональное напряжение

Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк.

Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и

для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

4 неделя Марта

Изотерапия

Упражнение «Рисуем музыкальные картинки»

Развитие воображения, снятие эмоционального напряжения.

Включаем  музыку.  На  листе  бумаги  рисуем  разноцветные  фигуры, которые ассоциируются с музыкой

1 неделя Апреля

Песочная терапия

Упражнение «Песочные прятки»

(2 вариант)

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок. Педагог прячет картинки в песке и предлагает ребёнку найти их. Для этого ребёнку необходимо медленно расчищать песок с помощью пальцев рук или кисточки и как только картинка начинает появляться ребёнок может угадывать сказку. Задача как можно быстрее угадать сказку при наименьшем расчищении песка.

2 неделя Апреля

Изотерапия

 Коллаж «Твоя картина» 

Развитие  уверенности  в  себе,  творчества,  воображения,  снятие психологического напряжения, мелкой моторики.

Детям предлагается создать картину с использованием журнальных вырезок.  Тематика  коллажей  выбирается  по желанию детей. Вырезание  предметов  может  быть  асимметричного  строения,  с криволинейными контурами, со сложными очертаниями или простыми.

Вариант: детям предлагаются вырезанные заготовки, на определенную тему и дети составляют портрет или другую композицию.

3 неделя Апреля

Песочная терапия

Упражнение «Секретные задания кротов»

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

4 неделя Апреля

III этап– завершающий

Анкетирование родителей

При  помощи  анкетирования  родителей выявлялись  поведенеские нарушения –агрессивность и тревожность ребенка.

См. приложение 1.

Май

«Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению»

Получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения.

См. приложение 1.

На I этапе (предварительный) был проведен анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме. Подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме. Наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала. Разработка содержания проекта: «Формирование адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арттерапии». Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Поведена диагностика детей группы и родителей.

II этап – основной включает в себя непосредственно проведения мероприятий с детьми. Из многообразия арт-терапевтических методов для реализации проекта были внесены в план реализации проекта   2 вида – изотерапия, песочная терапия. Мероприятия проводятся еженедельно, методы запланированы поочередно. Музыкотерапия применяется в ходе реализации всех мероприятий по проекту.

Метод изотерапии в работе с детьми  помогает выразить им свои эмоции, чувства, отвлечься от сильных переживаний, связанных с расставанием с мамой и привыканием к новым условиям, взаимодействовать с воспитателем и другими детьми, даст возможность проявить первые творческие умения.  Для изотерапии подходят все виды художественных материалов (краски, карандаши, восковые мелки, бумага разных фактур и др.) В проекте представлены различные техники: 

  • «Техника марания».

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Размазываем, разбрызгиваем краски, и наносим множества слоев и смешиваем цвета. Для этого используем гуашевые или акварельные краски. У мараний нет категорий «правильно - неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Именно это и дает нам, как результат эмоциональную разгрузку детей, уходит напряжение. Кроме того, нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям.

  • Техника «Рисование пальцами, ладонью».Данная техника способствует развитию мелкой моторики рук, концентрации внимания ребенка, развитию эмоциональной сферы, развитию координации движений.
  • Упражнения «Рисунок глиной»,  «По сырому», рисование на листе бумаги «Волшебная крупа», «Рисование пластилином», оттиск смятой бумагой «Необычные цветы», упражнение «Рисуем музыкальные картинки», коллаж «Твоя картина»,  техника «Раздувания краски». 

Метод песочной терапии — это терапия игрой, это увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс, которая  основана на предоставлении малышу полной свободы действий. Он может лепить из песка все, что посчитает нужным, улучшая таким образом свое тактильное восприятие, а также творческое начало. Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, раскрыть свои страхи и избавится от них, а также снять эмоционального напряжения. Педагог предлагает ребенку емкость с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол).

Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры и рисование песком развивают мелкую моторику, улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.

По мнению специалистов, данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Потому что действия с песком больше напрягают и мозг, и мышцы

Песок используется чистый (прокаленный в духовке, просеянный (песок можно заменить манкой).

В реализации проекта применены следующие игры-упражнения с песком:

  • Отпечатки  рук. Поверхность песка ровная. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям.
  • Отпечатки кулачков (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);
  • Скольжение ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея); то же, поставив ладонь ребром;
  •  «Песочный дождик» Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка.

Таким образом, в ходе работы над проектоми, мы стремимся достичь взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Дети учатся самовыражаться, управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Помимо всего, использование метода арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.

На III этапе – заключительном проводится диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.   Презентация проекта.

Дальнейшее развитие проекта

Данная работа может быть использована  в  специальных   дошкольных  учреждениях для  детей  с нарушением речи, зрения, интеллекта, где       воспитатели творчески подходят к этой проблеме, т.е. формировать адаптивные механизмы детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арт-терапии.

 Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения самопознания. Таким образом, целесообразно продолжать данную деятельность  на следующем возрастном этапе.

Литература

  1. Арт-терапия как метод коррекции тревожности и страхов у детей http://www.171orensad.ru/files/mo-psihologi/metod07.02.2020-1-65.pdf
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. -СПб. : Речь, 2003. -400 с.4.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. -СПб. : ООО "Речь", 2002. -310 с.5.Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред.А.И.Копытина. -СПб. : Питер, 2001. -448 с.6.
  4. Картотека арт-терапевтических упражнений https://infourok.ru/metodicheskaya-kopilka-kartoteka-artterapevticheskih-uprazhneniy-1201924.html
  5. Копытин  А.И. Арт-терапия [Текст]: хрестоматия / сост. и общая ред. А.И. Копытин. -СПб.: Питер, 2001. -320 с.
  6. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / Копытин А.И. -СПб. : Питер, 2002. -368 с.
  7. Медведева Е.А.,  Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / учеб. для студ. сред. и высш.пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская –М.: Академия, 2001. –248 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  1. «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» методика А.С. Роньжиной

(М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой)

Ф.И.  РЕБЕНКА

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

Полож.

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Актив.при поддержке взр.

Пассивен/ р-ция протеста

Инициативен

Принимат иниц. взр.

Уход от в/отнош. Р-ция прот

Инициативен

Вступает в контакт при поддрержке взр.

Пассивен

Принятие

Тревожность

Неприятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Обработка диагностики уровня адаптированности

ребенка к дошкольному учреждению

Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями и делается заключение об уровне адаптированности детей.

2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1 – 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток  к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)

Инструкция: Вам предложен опросник, который состоит из 20 утверждений. Каждое утверждение является признаком тревожности. Необходимо напротив каждого утверждения поставить знак «+» (ᶦесли вы согласны с утверждением) и знак «-» (если вы не согласны с утверждением).

Признаки тревожности

Ребёнок:

  1. Не может долго работать, неуставная.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3.  Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
  5.  Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряжённых ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10.  У него нередко бывает расстройство стула.
  11.  Сильно потеет, когда волнуется.
  12.  Не обладает хорошим аппетитом.
  13.  Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14.  Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15.  Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16.  Часто не может сдержать слезы.
  17.  Плохо переносит ожидание.
  18.  Не любит браться за новое дело.
  19.  Не уверен в себе, в своих силах.
  20.  Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность -15 -20 баллов. Средняя тревожность -7 -14 баллов. Низкая тревожность -1 -6 баллов.

Приложение 2

Игры и упражения

  1. Упражнение «Художники-натуралисты»

Цель: вызывать ощущение свободы и радости, чувство раскрепощения.

Методика проведения: Возьмите большой лист белой бумаги либо кусок старых обоев и положите на клеенку или на газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребёнку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невиданных зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т.д.

Примечание. Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием. Отмывать всем вместе друг друга.

  1. Игра «Волшебный салют»

Возраст детей: 2-7 лет

Цель: развивать эмоциональную сферу, снять психическое напряжение и тревожность, активизировать творческий интерес.

Материал: Дождевики или защитные фартуки, обои или большой лист бумаги, кисти, зубные щетки, краски.

Методика  проведения: Дети  надевают  дождевики,  или  защитные фартуки.  На  полу  расстилают  обои  или  большой  лист  бумаги.  Дети манипулируют  любым  способом  кистью  или  зубной  четкой,  начинают брызгать на лист бумаги цветной краской, устраивая «волшебный салют» -великолепное зрелище!

  1. Коллаж «Твоя картина»

Цель: развитие  уверенности  в  себе,  творчества,  воображения,  снятие психологического напряжения, мелкой моторики.

Материал: газеты, журналы, фотографии разной тематики.

Ребенку индивидуально или  в группе предлагается создать картину с использованием журнальных вырезок на заданную тему: «Чудо дерево», «Улица  полна  неожиданностей».  Тематика  коллажей  выбирается  по желанию детей. Вырезание  предметов  может  быть  асимметричного  строения,  с криволинейными контурами, со сложными очертаниями или простыми.

Вариант: детям предлагаются вырезанные заготовки, на определенную тему и дети составляют портрет или другую композицию.

  1. Игра  «Рисунок глиной»

Возраст детей: 3-4 года.

Цель: Снятие        напряжения,        тактильная стимуляция,  развитие воображения.

Материалы: Жидкая глина, большой лист бумаги(оргстекло).

Методика проведения: Предложить ребенку окунать пальчики в глину и рисовать по бумаге. Примечания: Регулируя    консистенцию    глины, можно работать с совершенствованием механизмов саморегуляции. Для ввода ребенка в работу используем стихотворение:

Ручки в глину окуну,

Лист к ладошке приложу.

След остался от руки

 —Так рисуют малыши.

  1. Упражнение «По сырому»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.

Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается, как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.

  1. Техника «Раздувания краски»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

  1. Упражнение «Рисование пластилином»

Цель: развитие мелкой моторики обеих рук, координации движения рук, глазомер, пространственного мышления, элементарных творческих способностей, чувство цвета, формы, пропорции, тактильная стимуляция.

Необходимые материалы: мягкий пластилин, раскраски (можно использовать  распечатки  по  желанию  ребенка),  клеенка,  стеки (пластиковый нож для пластилина).

Ход упражнения: ребенку предлагается на выбор несколько изображений для раскраски. После того, как ребенок сделал выбор ему дается пластилин  с   просьбой раскрасить картинку с его помощью. Обязательно покажите  на черновике как можно пользоваться пластилином при рисовании, постоянно мягко направляйте действия ребенка проговаривая то, что вы делаете, при этом не делая работу за него. Предоставьте ребенку возможность выразить себя, не указывайте ему каким должен быть тот или иной предмет, его цвет и т.д. Помните важен сам процесс! Во время выполнения упражнения у ребенка работают две руки, координируется работа двух полушарий, происходит обогащение сенсорного опыта, развивается воображение. Завершить совместным обсуждением полученной работы.

  1. Упражнение «Оттиск смятой бумагой»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

  1.  «Рисуем музыкальные картинки»

Возраст:4-7лет

Цель: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Включаем  музыку.  На  листе  бумаги  рисуем  разноцветные  фигуры, которые ассоциируются с музыкой

Приложение 3

Рекомендации

Рекомендации по применению методов арт – терапии

в работе с детьми

Уважаемые педагоги, родители!

Для некоторых из вас арт – терапия еще безызвестная область, про которую вы мало слышали и слабо доверяете, может быть некоторые из вас, уже знакомы с арт – терапией, ее методами и особенностями, и, возможно, Вас уже захватил спонтанный, творческий, несущий радость переживаний дух данного метода. Безусловно, кроме творчества у данного метода масса преимуществ – и мы еще раз подчеркнем их.

  • Занимаясь с детьми, помните, что их руки еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие или несформированность этих умений сердит и расстраивает, подскажите, помогите – как нужно правильно выполнять определенное действие, но, ни в коем случае не критикуйте.
  • Если ребенок агрессивен — то в работе с ним стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет только раздражать ребенка, а вот лепка, наоборот — успокоит.
  • Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочтительней краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

Помните арт – терапия:

  •  помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;
  • помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.;
  • развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;
  • арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;
  • помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;
  • вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Муниципальное бюджетное образовательно учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бийск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ...

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»

laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

"Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов хоккея".

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие....

Тема по самообразованию воспитателя второй младшей группы Кузьминых Светланы Ивановны «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Важным условием развития личности ребёнка является хорошая речь. Речевые навыки необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществить использ...