Доклад по теме самообразования «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».
статья

Игнатьева Наталья Васильевна

Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» города Сорочинска Оренбургской области

Доклад

Обобщение опыта

по теме самообразования

воспитателя Игнатьевой Н.В.

«Речевое развитие детей подготовительной группы

по средствам дидактических игр».

Г. Сорочинск

Январь 2021г.

Одним из показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Проблемой современного воспитанника являются: бедный словарный запас, недостаточное использование различных типов предложений, затруднения при составлении описательных и сюжетных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, при пересказе сказок, рассказов.

В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка.

Формирование речи ребёнка зависит не только от педагога, в большей мере  от окружения. И от того, как окружающие его люди  уделяют  речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении правильной речи.

Однако, родители  в силу своей занятости, усталости, порой неведения не уделяют должного внимания своим детям. Редкостью в наше время стало живое общение, беседы с ребёнком. Общаясь с детьми, я выяснила, что родители даже не читают сказки своим детям. Считается, что это должны делать в саду.

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме, в начале учебного года провела опрос родителей по теме «Речевое развитие ребенка». Анкетирование показало заинтересованность родителей в развитие речи своих детей, однако не все понимают свою роль в формировании и развитии процесса становления речи. Посещая занятия, мероприятия  родители смогли убедиться, что речь детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы односложные, словарный запас не достаточно обширный, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова. При выступлениях на публику присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме выступлений детей.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью создания в  для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми,  получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, умел  грамотно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам и из личного опыта. Чтобы повысить качество знаний и умений детей, необходимо привлечь себе на помощь родителей, и сделать их   полноправными участниками учебного процесса.

У  современного  педагога существует огромный выбор методик, с помощью которых можно совершенствовать умение детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Понятие связная речь по Ушаковой О. С. – речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой Методика обучения связной речи  воспитанников основывается на принципе речевого действия. Его результатом  будет наличие у ребёнка:

*внутреннего мотива деятельности (почему ему это надо сказать?)

*цели(для чего нужно это сказать?)

*мысли(какое содержание нужно передать?) Всем педагогам известно, ведущим видом деятельности является игра, играя, детям легче усвоить и овладеть знаниями. Игра, специально создаваемая или приспособленная для целей обучения. Её особенностью является то, что игра возникает по инициативе взрослого с образовательной целью, наличием правил и обучающей задачей.

В структуру игры входят: воображаемая ситуация, игровая роль, игровая задача, игровые правила, игровые действия. Представления и умения, приобретаемые участниками игры, являются нецелевым продуктом игровой деятельности, так как главный интерес, цель игры — игровые  действия, выполнение задания, выигрыш. В игре удовлетворяются любые потребности детей.

Раскрывая значение игры в дошкольный период, великий психолог Л. С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития

Игровой метод предполагает перенос учебных действий в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. К числу игровых методов относятся дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль. Ребёнок не имеет возможности самостоятельно совершенствовать свою речь. А мотивировать его на это легко и просто, если знаешь как. Обеспечить потребность включиться в речевую деятельность позволяет обилие приёмов.

Игровые приёмы:

*внезапное появление объекта;

*выполнение игровых действий;

*инсценировки, загадки;

*элементы соревнования;

* создание игровых ситуаций.

Целью своей работы я поставила: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Реализуя поставленную цель, я поставила перед собой ряд задач.

Задачи:

1.         Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.

2.         Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.

3.         Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

4.         Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5.         Подготовить консультации для родителей по данной теме.

6.         Изготовить папки – передвижки.

7.         Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.

8.         Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).

9.         Развивать свободное общения со взрослыми.

10.       Совершенствовать диалогическую форму речи.

11.       Развивать монологическую форму речи.

12.       Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

13.       Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

14.       Составлять рассказ по картинкам с  последовательно развивающими  событиями;

15.       Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

16.       Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.

 работа над педагогическим опытом:

Задачу, я себе, поставила нелёгкую, но искать лёгких путей не люблю, как сказал кто-то из великих «Дорогу осилит идущий». Мне нужно было осуществить поиск и отбор методов и приёмов организации речевой деятельности детей.

Изучив методическую литературу по речевому развитию детей дошкольного возраста, а также методические письма Министерства образования,  я решила остановиться на игровом  методе —дидактической  игре и апробировать его на занятиях. В дошкольной педагогике Старжинской Н. С., Дубининой Д. Н. разработаны различные методики проведения игр: название игры; сообщение о порядке использования игрового материала; ход игры; показ выполнения действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

У авторов Ладутько Л. К., Шкляр С. В. нашла приёмы использования инсценировок, драматизаций, использование мяча, микрофона помогает сочетать речевую активность с двигательной. Вариативность проведения и разнообразие игровых ситуаций позволяет закреплять успех в решении дидактической задачи. Содержание и тематика содействует реализации задач образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы.

 В своей работе я опиралась на учебные наглядные пособия Старжинской Н. С. «Учись говорить правильно» из серии «Мир детства».  Оно включает развивающие игры, направленные на совершенствование диалогической речи. Это красочное пособие привлекает детей лёгкостью использования речевого употребления. А мне нравится, своим разнообразием вариантов проведения дидактических игр, благодаря динамичности, заинтересованности детей. Игры «Укрась слово?» «Какой, какая, какое?» помогли  родителям организовать речевую работу . Получив карточки назад, я заметила, что родители их заламинировали скотчем. Такой порыв не мог остаться незамеченным, и я решила заказать ещё один комплект пособия. Теперь родители знакомы с популярным пособием, активно играют и развивают своих детей. Благодаря инициативе родителей все рукотворные игры у меня в микрокабинете выглядят эстетично.

При подготовке к занятию, я нуждалась в разнообразии дидактических игр, поэтому возникла необходимость для создания картотеки дидактических игр по развитию связной речи . Изучала и адаптировала игру под своих детей. Не все дети одинаковые, поэтому я старалась учитывать индивидуальные способности. Для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями учебной программы разработала конспекты занятий по образовательной области: развитие речи и культура речевого общения.

Обучение должно использовать такие методы и приёмы, которые нравятся детям и являются эффективными. Игровой приём (внезапное появление объекта) вызывает стойкие положительные эмоции у детей. Поэтому занятия я организовывала  с учётом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении – залог успешного результата  деятельности всех её участников.

 В качестве объекта выступает любая незнакомая игрушка — игровой персонаж. Вместе с ним, одновременно дети  выполняют определенные интересные игровые упражнения и дидактические задачи. К детям прилетает Каркуша, которая неправильно отвечает на вопросы воспитателя, а дети её исправляют, поправляют. Этот приём раскрепощает детей, приводит их в восторг, а мне нравится тем, что способствует более быстрому усвоению изучаемого материала.

Чтобы ребёнок начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении. Её я старалась использовать во время утренних и вечерних  отрезков режима дня. Предлагала по сюжетным картинкам дидактической  игры «Рассказы из одной фразы» ребёнку правильно повторить предложение. Принимая участие в диалоге, дети усваивали употребление правильных форм предложений. «Что сначала, что потом?»

Эта находка убедила меня, что  всех воспитанников можно увлечь и заинтересовать деятельностью.

Главное к чему я стремилась, организуя работу детей  по составлению рассказов из серии сюжетных картинок – способствовать формированию новых речевых форм, эталонов, образцов. Игра «Что сначала, что потом?» формирует умение придумывать предшествующие и последующие события. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого.

Дети подготовительной группы уже знакомы с пересказом небольших сказок, таких как «Волк и  семеро козлят» и др., литературно-художественных произведений. Планируя работу по формированию умения пересказывать содержание сказки или короткого рассказа продолжила использовать игровой приём создание игровых ситуаций, драматизацию. В помощь мне были, различные виды театров: пальчиковый, настольный и другие (в том числе изготовленные своими руками). Манипулируя персонажами, дети как будто играли, но незаметно для себя воспроизводили диалоги. Желание проявить творческую инициативу у детей помогают дидактические  игры с микрофоном «Журналисты», «Репортёр».

   Постепенно, я заметила, как пересказ литературных произведений оказывает    заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.

На занятии при составлении описательного рассказа игрушек, предметов, дети играли в игру "Волшебная цепочка". Её смысл заключается в том, что я должна была сказать слово, а дети  дополнить ещё одним словом, таким образом, удлинял предложение ещё на одно слово. Получалась следующая цепочка: "мишка маленький, коричневый, плюшевый, мягкий, любимый…". При формировании умения описывать предметы подобрала игру «Укрась слово». На начальном этапе дети затруднялись и  использовали словесный образец, но постепенно самостоятельно стали употреблять слова, обозначающие свойства и качество предмета.

Важную роль в образовательном процессе  играет элемент замещения предметов. Так ребёнок может тактильно ощутить, обыграть ситуацию, это для него самое ценное. Учитывая эту особенность детей, я изготовила различные муляжи и широко использую их на занятиях.  «Фрукты и овощи» для игр «Играем со словами», «Славный урожай», «Четвёртый лишний». А макеты  «Посуда», «Продукты»  для игр «Я знаю 5 названий…», «Мамины помощники»

Прежде, чем приступить к составлению рассказов по содержанию картин постаралась стимулировать речевую активность на протяжении дня играми «Что перепутал художник?», «Исправь ошибки». На картинках дети находят несоответствия и рассказывают об этом.

При составлении рассказа по картине "Зимние забавы "дети упражнялись в подбое слов-действий к слову «зима».  Проводила игру «Я начну – а вы продолжайте». Дети вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, лакает, выгибает спину, шипит, лазает по деревьям, царапается, ловит мышей, охотится, прыгает, бегает, спит, лежит, дремлет, прячет нос, тихо ходит, виляет хвостом, шевелит ушами и усами, нюхает . Мне понравилось использовать на занятиях приём «Разговор по телефону», когда один рассказывает другому о содержании картины. Дети упражнялись в подборе слов-антонимов, синонимов, включились в совместную деятельность по формированию диалогической речи, в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов.

Содействие родителей  повысило их компетентность в педагогическом образовании, а дети стали более  эмоциональнее, активнее, преодолели скованность.

 В результате моей работы созданы максимально возможные условия для обеспечения обучения связной речи в специально организованной деятельности. Использование игрового метода даёт возможность эмоционально представить речевой материал, попасть ребёнку в ситуацию успеха. У детей повышается речевая активность, совершенствуются такие психические процессы как, память, внимание, мышление.

Я заметила, что дидактические игры и упражнения,  подобранные в соответствии с тематикой занятия и индивидуальных  особенностей детей моей группы повышают результативность, нормализуют и активизируют основные функциональные системы организма ребенка и  благотворно влияют  на его здоровье. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в развитии речевой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что, умело организованная детская игра предполагает развитие умения общаться, устанавливать и соблюдать правила, умение работать в одной команде. Благодаря дидактическим играм мне стало проще учитывать индивидуальные возможности детей по формированию диалогической речи. Дидактическая игра является эффективным методом обучения, способствует повышению познавательной активности детей, развитию сосредоточенности, усвоению полученных знаний.

Стабильные и положительные результаты в работе по развитию речи  детей подготовительной группы с использованием игровых методов и приемов, обусловили возможность организации данной работы с детьми , эффективность, которой подтверждена практикой.

Участвовала в форумах, семинарах «Воспитатели России», прослушала вебинары  «Речевое развитие детей». Показала открытое занятие на стажерской площадке «Дорогою добра».

Список использованной литературы

Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.

6.         Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.

7.         Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.

8.         Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль,

2003г.

9.         Сахипова  З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.

10.       Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО  –ПРЕСС», 2003г.

11.       Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.

12.       Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.

13.       Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.

14.       Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.

15. Программа «Детство» Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова, Л.С. Баннова, Л.В. Грибанова.

16. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

17. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

18. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

19. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

20. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

21. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

22. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

23. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

17. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

18. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

19. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

20. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

21. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

22. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

23. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

laquo;Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности&ra...

Самообразование «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

laquo;Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности&ra...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»       Через литературу ребенок позн...

Самообразование на тему "Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр"

Самообразование - одна из важнейших форм системы непрерывного повышения квалификации педагога ДОУ....

Речевое развитие детей средней группы по средствам дидактических игр

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность...