Самообразование на тему "Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр"
методическая разработка (подготовительная группа)
Самообразование - одна из важнейших форм системы непрерывного повышения квалификации педагога ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Согласовано: Утвеждено:
Зам.заведующей Заведующая МБДОУ
По УВР МБДОУ детского сада№11»Березка»
детского сада№11 «Березка» /Г.Я. Амерханова/___________
/Е.В. Тодоренко/________________
Самообразование
«Речевое развитие детей подготовительной группы
по средствам дидактических игр».
Составила: воспитатель
Ферко Е. Н.
г.Гусиноозерск
2021 г.
Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы
по средствам дидактических игр».
Актуальность темы:
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
- Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
- Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
- Подготовить консультации для родителей по данной теме.
- Изготовить папки – передвижки.
- Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
- Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
- Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.
Методы работы:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Игровые
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
• Практический выход: создание большого Лепбука по теме
Методологический раздел:
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры:
- обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
- помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
- позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
- улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
- помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
- некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
- стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
- развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
- способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Практический раздел:
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
В течении года | Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме. | Список литературы Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений. | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме. |
Сентябрь | Работа с детьми Изучение научно-методической литературы, методик и технологий педагогов в Интернете. | - Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э; | Подготовка дидактического материала. |
Октябрь | Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. | Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания. «Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др. | Подготовка дидактического материала Родительское собрание : «Готовимся вместе к школе». |
Ноябрь | Оформление папок передвижек на тему: “Дидактические игры для развития речи» Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет». Пропаганда знаний по развитию речи. | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | Уголок для родителей. |
Декабрь | Приемы обогащения словаря Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. | Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом». Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову. | Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях». |
Январь | Работа с детьми Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических Обучение описательного рассказывания игр. | Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания. | Подготовка дидактического материала. |
Февраль | Работа с детьми. Говорим правильно. | Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.) «Назови, какой звук первый / последний в слове» «Путаница» «Длиннее - короче» «Слова в предложении перепутались». | Консультация для родителей. |
Март | Работа с детьми. Самореализация. | Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения. «Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи». | Буклет для родителей. |
Апрель | Игры и упражнения для развития речи детей. Самореализация. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Подготовка дидактического материала для Лепбука. |
Май | Результаты проведенной работы по самообразованию. | Оформление выставки «Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста». | Изготовление Лэпбука по развитию речи. |
Список использованной литературы:
- Светлова И. Е. Развитие речи. Издательство "Эксмо" ООО, 2006г.
- Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.
- Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
- Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.
- Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.
- Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.
- Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.
- Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003г.
- Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.
- Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.
- Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».
laquo;Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности&ra...
Самообразование «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».
laquo;Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности&ra...
Программа по самообразованию на тему «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр»
Программа по самообразованию...
Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"
Целью моего самообразования было повысить профессиональную компетентность по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...
Доклад по теме самообразования «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».
Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам...
Речевое развитие детей средней группы по средствам дидактических игр
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность...