Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «О правах, играя».
методическая разработка

Задачи:

- уточнить и расширить знания детей об обязанностях и правах ребёнка, дать общее представление о праве на имя, праве на проживание в семье, праве на жилье, праве на отдых, праве на жизнь, праве на образование, праве на медицинское обслуживание;

- способствовать развитию правовой культуры и нравственных представлений;

- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pravam_detey_o_pravah_igraya.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по познавательному развитию

в старшей группе

на тему:

                           

 

Конспект ООД

по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «О правах, играя».

Задачи:

- уточнить и расширить знания детей об обязанностях и правах ребёнка, дать общее представление о праве на имя, праве на проживание в семье, праве на жилье, праве на отдых, праве на жизнь, праве на образование, праве на медицинское обслуживание;

- способствовать развитию правовой культуры и нравственных представлений;

- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материалы и пособия: Свидетельство о рождении, волшебная шкатулка с зеркалом, «Цветик – семицветик», конверт с цифрой 7 и буквой Я, мяч, иллюстрации к разным сказкам, воздушный шарик с подсказкой, раскраски.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. 

Дети сидят  полукругом  перед воспитателем. 

Воспитатель:  - Ребята, к нам в группу сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Сегодня вы узнаете много нового и интересного. Но сначала повторите  за мной волшебные слова.
- Запоминает наша голова хорошие поступки и умные слова…
(дети гладят себя по голове)
- Слушаем внимательно и смотрим обязательно… 
(подносят руки к ушам и глазам)
- Взрослых не перебиваем… 
(грозят указательным пальцем)
- Знаний много получаем… 
(сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).

2. Основная часть. 

Воспитатель: - Дети, у меня для вас сюрприз – вот эта волшебная шкатулка, в ней находится самое ценное сокровище на нашей планете Земля. Хотите  увидеть его? Давайте по очереди заглянем в шкатулку, но не рассказывайте, кого или что вы там увидели, пока все самые смелые не заглянут на дно шкатулки. (Дети по очереди заглядывают в шкатулку). 

- Что вы увидели в волшебной шкатулке? (ответы детей). Верно, дети, в волшебной шкатулке вы увидели самое ценное сокровище – себя, человека. Каждый из вас – личность, со своим характером, привычками, и именно такого человека как вы, больше на Земле нет и не будет. А людей на Земле живёт очень много, все они разные. Ребята, как вы думаете, чтобы жить на земле мирно, счастливо, что должен делать каждый человек? (Ответы детей.)

- Правильно, ребята. Чтобы люди жили счастливо, нужно соблюдать правила поведения в обществе, знать свои права, и обязанности. И у вас, ребята, как и у каждого человека на земле, есть свои обязанности, например, соблюдать правила гигиены, убирать за собой игрушки, а также у вас есть и права. Кто - нибудь знает, какие у вас есть права? Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми правами ребёнка. А поможет нам в этом, «Цветик – семицветик» (показывает цветок на мольберте).

- Утром по дороге в детский сад, я встретила двух совершенно одинаковых мальчиков. У них были одинаковые глаза, одинаковые волосы, даже одежда детей была одинаковая. Я подумала: что же у них разное?  Как вы думаете? Отгадайте загадку:

Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пёс - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка.

Настя, Вика и Данила-

Все имеют своё …  (имя).                       

Воспитатель: - Да. У каждого человека,  и ребёнка, и взрослого есть своё имя, которое дается ему при рождении. Это подтверждает самый первый документ человека. Называется он СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ. (показывает его детям). Он должен храниться в документах у родителей, терять его нельзя. 

- Как же можно познакомиться? Представьте себе, что мы с вами только-только пришли в нашу группу и не знаем, как кого зовут. Давайте поиграем в игру «Динь-дон». Пойдёмте на ковёр.

Динь-дон, динь-дон, по улице ходил слон.

Ну а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

-Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

-Как зовут котенка? Кис-кис-кис!

-Как зовут щенка? Гав-гав-гав!

-Ну а как ребёнка? (Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу и называют свои имена).

Воспитатель: - Вот мы и познакомились! Ребята, каждое имя может прославить или обесславить человек, который его носит, своими поступками.  Старайтесь жить, совершая хорошие поступки, чтобы прославить своё имя, чтобы вами гордились родные и близкие. 

- Вот наш Цветик – семицветик раскрывает первый свой лепесток, на котором написано «Право на имя». Какое же право имеют дети? (Право на имя). Отлично! Присядьте на ковёр.

- Ребята, а кто чаще всего называет вас ласковым именем? (Мама).

- Конечно, ваши мамочки. Послущайте песню.  (Звучит «Песня мамонтенка» муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящей).

- Каждый раз, слушая эту песню,  я думаю: зачем мамонтёнок ищет маму? Ведь он такой большой и сильный! Как вы думаете? (Ответы детей). 

- Да, только мама может дать заботу, ласку, защиту, тепло и внимание своему любимому ребенку. С кем же должны жить дети? (С родителями).

- Посмотрите, ребята, у меня есть необычный конверт. Посмотрим, что в нём? (цифра 7 и буква Я)

- Что у нас получилось? Какое слово спряталось? Произнесём его. (Семья)

Ребёнок читает стихотворение:

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю Я –

Получается – семья.

Воспитатель: - Как вы думаете, что обозначает слово «семья»? Что же такое семья? (Это когда есть мама, папа и другие любящие люди). Семья – это самое главное, что есть у человека на земле.

- Как вы думаете, зачем человеку семья? (Ответы детей.) Семья нужна всем людям на земле. Но особенно, конечно, ребёнку. Потому, что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Становитесь в круг.

Игра «Назови  родственников».  Тот, к кому я подойду, отвечает на мой вопрос, например:

-  Назар, я - мама, а ты мне кто?

- Вика, я - папа, а ты мне кто?

- Кирилл, я - брат, а ты мне кто?

- Ксюша, я -  сестра, а ты мне кто?

- Рита, я - бабушка, а ты мне кто?

- Лёша, я - дедушка, а ты мне кто?

- Даша, я - внучка, а ты мне кто?

- Милана, я - внук, а ты мне кто?

Воспитатель: - Молодцы, хорошо. Посмотрите,  наш Цветик – семицветик распускает ещё один лепесток и на нём написано – «Право на семью».

- Какое же право есть у вас? (Ответы детей).

- Чтобы узнать, о каком праве будем говорить, отгадайте загадку:

Мама работала, 

Папа трудился,

А я в детском садике

Всё находился.

Все, кто устал

От работы нелёгкой,

Имеют полное право на …(отдых).

- Правильно! И мы с вами отдохнём, выполним физминутку «Кто живёт у нас в квартире». 
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестрёнка, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка,
(Наклоны туловища.)
Мой щенок, щегол и я - (Повороты туловища.)
Вот и вся моя семья! (Хлопаем в ладоши.) 

Воспитатель: - О следующем праве мы узнаем, отгадав загадку.

Сказки учат нас, друзья:

Жить без домиков нельзя.

Лисе, зайке, поросёнку,

Даже глупому мышонку,

Ох,  как нужно нам оно,

Это право на… (жильё). 

- Ребята, а что такое – жильё? (Ответы детей).

- У каждого из вас есть свой дом – это то место, где мы с вами проживаем со своей дружной семьей.

- Наш Цветик – Семицветик раскрывает ещё один лепесток. Какое же еще право есть у вас? (Право на жильё).

- Ребята, с детства вам дома и в саду читают разные сказки, и в некоторых из них нарушается не только право на жильё, но и даже на жизнь. Подойдите к столу. Здесь вы видите картинки, изображающие героев сказок. Каждый  из вас возьмёт по картинке, и мы по очереди будем называть сказку и какое право сказочного героя нарушается в этой сказке. Надо говорить так: Эта сказка называется «Гуси-лебеди». Здесь гуси украли мальчика, они несут его к Бабе Яге, которая хочет его съесть. Нарушено право на жизнь. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: И Цветик – семицветик раскрывает ещё один лепесток - Право на жизнь. Значит, вы имеете ещё одно право. Какое? (Право на жизнь).

- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться? (Ответы детей)
А вы в детском саду, чем занимаетесь?
- Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вам через 2 года в школу.
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолётом правит… (лётчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр).
В доме свет провел… (монтёр).
В шахте трудится… (шахтёр).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!

- Но прежде, чем стать кем вы захотите, необходимо получить…А вот что получить, расскажет нам загадка:

Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим,

Недостаточно питанья.

Мы использовать должны

Право на … (образование).

- И наш Цветик – семицветик раскрывает ещё один лепесток. Значит, вы имеете ещё одно право. Какое? (Право на образование).

Воспитатель: - Только последний лепесток остался нераскрытым. Что же за право там написано? Как узнать? У меня есть шарик, а в нём подсказка. Как же её достать? Что нам надо сделать? (Ответы детей). Правильно, достать её можно, только надув и лопнув шарик. На подсказке изображён красный крест. Что он означает? Вот вам последняя загадка:

Если дети заболели,

Плохо чувствуют себя,

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач,

Вам поможет только … (врач).

- Верно! Дети имеют право на медицинское обслуживание. А это значит, если вы заболеете, то вам должны оказать медицинскую помощь в любом медицинском учреждении.

- Ну вот, Цветик – семицветик раскрыл  последний свой лепесток. Значит, вы имеете ещё одно право. Какое? (Право на медицинское обслуживание).

- Молодцы, ребята!

3.ИТОГ.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как раскрылся наш Цветик – семицветик, он поможет вам не забывать ваши права. А я приготовила ещё один сюрприз – вот такие замечательные раскраски по правам, которые мы сегодня изучили. Их можно будет раскрасить в свободное время. Какие же права имеете вы?

Дети: Право на имя,  Право на отдых, Право на семью, Право на жилье, Право на жизнь, Право на образование, Право на медицинское обслуживание.

- Молодцы, ребята. На этом наше занятие окончено.

Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пёс - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка.

Настя, Вика и Данила-

Все имеют своё … (имя).                       

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю Я –

Получается – семья.

Мама работала, 

Папа трудился,

А я в детском садике

Всё находился.

Все, кто устал

От работы нелёгкой,

Имеют полное право на …(отдых).

Сказки учат нас, друзья:

Жить без домиков нельзя.

Лисе, зайке, поросёнку,

Даже глупому мышонку,

Ох,  как нужно нам оно,

Это право на…(жильё).

Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим,

Недостаточно питанья.

Мы использовать должны

Право на … (образование).

Если дети заболели,

Плохо чувствуют себя,

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач,

Вам поможет только … (врач).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Правила дорожные детям знать положено!»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группеТема: «Правила дорожные детям знать положено!» Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: закреплять и систематизировать знани...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения» с призентацией

Конспект НОД  по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения» с призентацией...