Воспитание русской народной сказкой счастливых детей
статья

Силонова Евгения Владимировна

К сожалению, в современном мире мы сталкиваемся с такой проблемой, что дети знаю много иностранных мультфильмов, героев, но они мало знакомы с русской народной сказкой. Использование сказок благоприятно влияет на формирование личности детей, и является средством воспитания лучших человеческих качеств. В статье можно ознакомиться с периодизацией знакомства с детей – дошкольников со сказками. С них начинается знакомство ребенка с миром литературы, с человеческими взаимоотношениями и с окружающем миром в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazeva_a._a._silonova_e._v.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание русской народной сказкой счастливых детей

Князева А. А., Силонова Е. В.,

воспитатели МКДОУ ЦРР –

детский сад № 17 г. Россоши

Аннотация: К сожалению, в современном мире мы сталкиваемся с такой проблемой, что дети знаю много иностранных мультфильмов, героев, но они мало знакомы с русской народной сказкой. Использование сказок благоприятно влияет на формирование личности детей, и является средством воспитания лучших человеческих качеств. В статье можно ознакомиться с периодизацией знакомства с детей – дошкольников со сказками. С них начинается знакомство ребенка с миром литературы, с человеческими взаимоотношениями и с окружающем миром в целом.

Ключевые слова: сказка, нравственные ценности, воспитание, человеческие качества

Сказка в жизни ребенка и играет особую роль, так как является средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни ребенка.

От соприкосновения с русскими народными сказками у ребенка рождаются собственные впечатления. Чем младше малыш, тем сильнее его видение отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка учит его не напрямую, а опосредованно через сказочных героев. Сказочные образы, стиль, язык сообщают детям жизненно важную информацию легко, ненавязчиво, постепенно. Лучший способ разрушить усвоение сказки – пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения. Впечатления ребенка ярче и образнее видения взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования.

Важнейшее значение сказки том, что с ее помощью малыш видит мир не по отдельным частям, а в его целостности. Проживая сюжет русской народной сказки, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, погружаясь в удивительный, красочный, живой мир. Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, рассказывая одну и ту же сказку, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дети начинают интересоваться сказкой ближе к двум годам. В возрастной периодизации этому предшествовал грудной период, когда мама к ребенку обращалась сначала – с колыбельными, потом – с пестушками, затем – с прибаутками, которые ведут малыша к русской народной сказке.

Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных.

В три года в словаре у ребенка появляется слово «я», он начинает стремиться к лидерству. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является кумуляция – цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как  «Репка», «Теремок» и др. Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Настоящее время сказок наступает к четырем годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, сравнивать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы. Для воспитания ребенка этого возраста лучше подбирать сказки, в которых четко видно, что хорошо, а что – плохо, где зло, и где – добро. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т. п. – ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

При чтении и разыгрывании сказок с детьми трех – четырех лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости  («Зайкина избушка», «Кот и петушок»), торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят»),об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Легкий хлеб», «Круть и Верть»).

Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю сказочного героя, особенно важно для старших  детей. Стремление к героическому, к романтике подвига просыпается довольно рано. Уже в игре детей пяти – шести можно наблюдать сюжеты, целиком построенные на противоборстве персонажей.

Многочисленные варианты использования русских народных сказок дают детям возможность полностью раскрыть свой потенциал. Проигрывать сюжет можно разными способами: выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира. Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, воспитатель может предложить детям выполнить имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда. Дети по-прежнему любят не только слушать сказки, но и разыгрывать сказочные истории со своими куклами, а также наблюдать за ними в театральном действии, когда куклами управляет взрослый.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – эмпатии – умению сопереживать, понимать другого человека.

Восприятие сказки ребенком отличается от восприятия взрослого человека тем: сопереживая действию, ребенок становится на позицию героя, пытается преодолеть стоящие у того на пути препятствия, словно отождествляя себя с ним. И это чрезвычайно важно для личностного становления: ведь чертами истинно положительных сказочных героев являются высокие нравственные качества – бескорыстность, совестливость, сострадательность, милосердие, преданность родной земле, а также тяга к особой, внежитейской  мудрости, духовному бытию в правде и истине.

Ясное понимание урока конкретной сказки дает возможность верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя», создать  соответствующие образы кукольных персонажей, отразить в простейших декорациях особенности обстоятельств, характеров и атмосферы, в которой происходит действие. Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

К прочим достоинствам сказки добавляется то, что она открывает перед слушателем поэтику родной речи. Сказке, как известно, предшествует присказка. Присказка – мостик от нашего мира к миру сказочному. При отсутствии времени и возможности обратиться к поучительному чтению и занятиям, стоит обратиться к старому, испытанному средству: вдумчивому чтению и здравому размышлению. Своих воспитанников мы знакомим с русскими народными сказками, обработанными знаменитыми издателями сказок А.Н. Афанасьевым, великим педагогом К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, А. Н. Толстым. Ребята участвуют в театральных постановках сказок. Сказки не терпят равнодушных читателей.

Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. Они воспитывают ребёнка в традициях своего народа и строятся по определённому ритму, который организовывал жизнь людей: сезонные сельскохозяйственные работы, сезонные изменения в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Необходимо помочь детям полюбить сказки, постоянно поддерживать в них интерес к чтению. И тогда дети вырастут открытыми, доброжелательными, счастливыми людьми, умеющим грамотно сформулировать свою точку зрения и использовать свои творческие способности во благо.

Таким образом, без русской народной сказки детство ребенка будет тусклым и блеклым, чувство реальности – приземленным. Мы взрослые – педагоги и родители – провожаем ребенка в удивительный и счастливый мир детства. Сказка – лучшее средство для воспитания человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, учит детей мечтать!

Список литературы:

1. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. 1991.  №5. С. 45-48.

2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… – М.: Линка – Пресс, 2003. – 298 с.

3. Круглов Ю. Г. Русские народные сказки. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.

4. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001. №3.С. 80-83.

5. Чех Е.В. Я сегодня злюсь, расскажи мне сказку. - СПб.: Речь, 2009. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»

Конспект НОД  Литературная викторина по русским народным сказкам  для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...

Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

Данный материал  по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей...

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

    Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.Задачи:  - активизировать знания детей о русских народных сказках...

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Устное народное творчество. Русские народные сказки" для детей с ОНР (средних и старших групп).

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Устное народное творчество. Русские народные сказки" с графомоторными заданиями....

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...