перспективный план развития сюжетно-ролевой игры для детей 4-7 лет
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа)

Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры для разновозрастной группы. Дети 4-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt_pl._s.r.i.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование сюжетно- ролевой игры

Для детей 4-7 лет

Тема

цель

Блок совместной деятельности

Сентябрь

Школа

4-5 лет: 

Цель: учить детей объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

5-7 лет:

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, класс, кабинет директора

Рассматривание иллюстраций с изображением школьников

Чтение художественной литературы: Первое сентября»С. Маршака, «Подружки идут в школу»В. Воронковой.

Дидактическая игра «Угадай чего не стало», «Собери портфель в школу».

Конструирование из ЛЕГО школы

Показ, рассматривание школьной формы прошлых лет.                              

Беседа о школе, о школьных принадлежностях

Транспорт

«Едут автомобили»

4-5 лет:

Учить детей выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

5-7 лет:

Уточнять и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах города, в транспорте. Закреплять умения создавать постройки из напольного строителя по сюжету игры (бензоколонку, автобус, остановку, гараж, пешеходную дорожку). Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила дорожного движения.

Рассказ воспитателя «Городской автотранспорт»

Рассматривание иллюстраций, фотографий с различными видами транспорта

Беседа по картине «Правила поведения в транспорте».                                            Дидактическая игра «Найди лишний», «Найди чем отличается»,«Дорожные знаки», «Светофор»;

Чтение художественной литературы:М.Ильин «Машины на нашей улице»,

«Магазин Посуда»

4-5 лет:  актуализация знаний детей о том, какие бывают магазины, что в них продают, помощь детям в подборе предметов-заместителей, денег.

5-7 лет:

Закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, ее назначение. Воспитание культуры поведения в общественных местах. Развивать умение играть роль продавца, покупателя, шофера, грузчика.

Беседа: «Из чего сделана посуда»

Чтение художественной литературы:К. Чуковский «Федорино горе»

Дидактические игры:«Мамины помощники», «Собери осколки».«Найди похожую посуду».Пальчиковые игры: «Вот тарелка для Федоры».

Загадки о посуде.

«Салон красоты»

4-5 лет: Учить детей выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

5-7 лет:

Расширение и закрепление знаний и выработанных умений детей о работе мастеров салона красоты, воспитание

Беседы: «Кто работает  в салоне красоты», «Инструменты для работы», «Для чего нужны салоны красоты?».
Чтение художественной литературы: Л. Разумова «Парикмахер», Б. Житков «Что я видел», С. Михалков «В парикмахерской»
 

Октябрь

«Детское кафе «Сладкоежка»

культуры поведения в общественных местах.

4-5 лет: содействовать дальнейшему развитию сюжета игры, учить детей использовать свои умения, связанные с сервировкой стола.

5-7 лет: Совершенствовать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе». Самостоятельно создавать игровые замыслы: уметь выполнять действия в соответствии с общим игровым замыслом, а также самостоятельно подбирать атрибуты.

Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский«Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; В.Маяковский «Кем быть?»; «День рождения кота Леопольда»                                                  Беседы: «Что такое кафе?»  «Кто работает в кафе?» Дидактические игры: «Вкусный пирог», «Угадай, что я делаю», «Что сначала, что потом»

«Семья»  «Когда мамы нет дома»

4-5 лет: содействовать дальнейшему развитию сюжета игры, учить детей использовать свои умения, связанные с сервировкой стола, активизировать в речи детей название столовых приборов, блюд, вежливые слова.

5-7 лет: Уважать повседневный труд родителей; иметь представление о семейной сплоченности, составе семьи, взаимоотношениях в семье и домашнем уюте. Выполнять простейшие формы ролевого поведения, создавать игровую обстановку задуманного сюжета.

Дидактическая игра: «Маленькие помощники», «Коврик для куклы»

Чтение художественной литературы:Е. Пермяк «Как Маша стала большой»Рисование: «Кухонные помощники»

Беседа: «Помощники в труде»

«Ферма»

«Маленький фермер»

Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях, понимания необходимости труда жителей сельской области в жизни людей. Формировать представления о профессиях работников сельского хозяйства: животноводы – доярка, скотник, пастух, телятница. Развивать умения применять эти знания в игре.

Рассматривание картиныс изображением фермерского дворика

Дидактическая игра:«Что лишнее?», «Назови профессии работниковфермы».

Беседа: «Как люди заботятся о домашних животных», «О работе фермера».

Чтение художественной литературы: Е.Чарушин «Конь»,К.Ушинский «Петушок с семьей», О.Альфаро «Козлик-герой»,стихотворение «Фермер».

«Ветеринарная лечебница»

Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача, научить правильно, называть оборудование ветеринарного врача, которыми пользуется при работе с больными животными, формировать умение пользоваться медицинскими инструментами во время игры; формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом;

Беседа:«Работа ветеринарного врача»

Дидактическая игра: «Найди следствие»,«Инструменты для ветеринара»

Отгадывание загадок о животных.                    Чтение художественной литературы :К. Чуковского «Доктор Айболит»,Н. Мелащенко «Ветеринар»

Ноябрь

«Детский сад»

4-5 лет: учить детей разыгрывать единый сюжет в условиях разных тем, сравнивать аналогичный действия, выполнимые в контексте различных ролей (дети и родители готовятся к приему гостей дома, дети и воспитатель готовятся к приему гостей в группе).

5-7 лет: учить детей разыгрывать единый сюжет в условиях разных тем, сравнивать аналогичный действия, выполнимые в контексте различных ролей (дети и родители готовятся к приему гостей дома, дети и воспитатель готовятся к приему гостей в группе).

Беседа на тему:«Кто в детском саду самый главный».                                                            Экскурсия по детскому саду.                                      Чтение художественной литературы:И. Гурина «Мой любимый детский сад», «Дошколята».                                           Дидактическая игра: «Угадай профессию?, «Где это может быть»

«На осмотр в медкабинет»

4-5 лет: совершенствовать умение создавать игровые ситуации, учить разворачивать, творчески развивать сюжет игры.

5-7 лет: Формировать умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их. Развивать навыки совместного сюжетосложения.

Беседа о работе медперсонала.

Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Отгадай-ка!»

Чтение художественной литературы:В.Берестов «Больная кукла», «Заболел петух ангиной» А.И.Крылов, "Мой мишка" З.Александрова;

«Транспорт» «Кто хочет поехать в гости»

4-5 лет: учить детей действовать в соответствии с сюжетом, играть взаимосвязанные роли.

5-7 лет: Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Совершенствовать диалогическую форму речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Беседы на тему: «Что нужно шоферу»

Чтение художественной литературы:Н. Павлова «На машине», Н. Носов «Автомобиль»  Дидактические игры: «Почини машину»

Просмотр мультфильма «Лунтик в мире транспорта»                                                 

«Салон красоты» «Маникюр для куклы Кати»

4-5 лет: Учить детей выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

5-7 лет: Расширять знания о профессиях работников салона красоты, расширять словарный запас. Продолжать учить отбирать необходимые атрибуты для игры; учить распределять роли и действовать в соответствии с ней

Беседы о значении профессии мастера маникюра.

Дидактическая игра: «Назови одним словом».

Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», загадывание загадок.

Декабрь

«Школа»               «Что за профессия-учитель?»

4-5 лет: учить детей распределять роли, выбирать удобное место, подбирать предметы и атрибуты для игры, наиболее активным детям поручать роли организаторов игры.

5-7 лет: Обогащать социально-игровой опыт по сюжету «Школа. Первый игровой учитель». Поддерживать интерес к общей деятельности, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

Беседа по картине: «На уроке»  Чтение Художественной литературы: Б. Заходер «Перемена», загадывание загадок

Дидактическая игра «Что нужно учителю для урока».

Рисование: «Моя будущая школа».

«Магазин Мебель»

совершенствовать умение детей объединяться в игре, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, продолжать работу по развитию и обогащения сюжета игры, учить детей подбирать атрибуты для игры, формировать дружеские взаимоотношения в игре. Воспитывать уважение к труду продавца.

Беседа на тему:«Для чего нужна мебель»

Дидактическая игра«Что нужно для работы», «Дизайн»

Проблемная ситуация: «Расставь мебель в своей комнате»

Игровое упражнение: «На что похоже»

Чтение Художественной литературы:Ю.Тувим «Стол».

Рассматривание иллюстраций, предметов мебели.

«Транспорт» «Едут автомобили»

Развивать умение творчески использовать в играх представление об окружающем мире; учить готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты

Дидактическая игра«Что лишнее», «Чем отличаются»

Чтение художественной литературы: А. Кардашова «Дождевой автомобиль», М.Ильин «Машины на нашей улицы».

Конструирование «Построим машину»

«Семья готовится к Новому году»

4-5: Учить детей самостоятельно распределять роли с учетом возможностей,  предлагать детям обыграть различные ситуации, подобранные с учетом проблем, возникающих в общении у ребят данной группы.

5-7: Продолжать учить распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.

Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличивая количество объединяемых сюжетных линий.

Беседа на тему:«Новогодние традиции»

Игровая ситуация:«Праздник к нам приходит».

Дидактическая игра«Расскажи о зиме»

Чтение художественной литературы:Е.Тарасовская «Новый год»,Г.Х.Андерсен «Ёлка»

Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «На елке», «Перед нами елка»

Январь

«Магазин» сюжет «Магазин игрушек»

Учить детей использовать в игре свои знания о свойствах предметов, правилах выбора подарка. Выявить уровень владения детьми умением выполнять игровые действия

Повторение стизов А. Барто «Игрушки. Рассматривание игрушек, составление описательных рассказов об игрушках

«Детский сад» Мы спортсмены

Совершенствовать и расширять игровые умения детей. Совершенствовать умение самостоятельно развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. Развивать умение согласовывать варианты развития сюжета со сверстниками.

Совершенствовать умение строить свободное общение, ролевой диалог со сверстниками и взрослыми. Учиться до начала игры согласовывать и распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Учиться подчиняться правилам, которые заключены в роли.

Беседа на тему: «В здоровом теле, здоровый дух».

Пальчиковая гимнастика: «Руки вверх», «Дружба» Дидактическая игра«Угадай вид спорта», «Какому спортсмену нужны эти вещи», «Что для чего»

Чтение художественной литературы: М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»,

«Аптека»

4-5 лет: совершенствовать умение детей объединяться детей в игровые группы, действовать в соответствии с сюжетом, активизировать диалогическую речь детей.

 5-7 лет: Расширять знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарство, кассир-продавец продаёт их, заведующий аптекой заказывает нужные травы и препараты для изготовления лекарств.Учить детей придумывать и изображать разные действия в игровой ситуации.

Беседа на тему:«С рецептом от врача в аптеку».

Дидактическая игра

«Кому что нужно для работы», «Сложи картинку».

Чтение художественной литературы: К.Чуковского «Айболит и воробей»,

В.Берестов «Больная кукла», «Заболел петух ангиной» А.И.Крылов, "Мой мишка" З.Александрова;

«Кафе»                  «Кухня в кафе

Знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира.

Закреплять знания о продуктах и готовых блюдах, подаваемых в кафе, об их пользе.

Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для игры

Беседа на тему: Что такое кафе? Что там делают? Что едят, пьют? Кто работает в кафе? Что такое меню.

Чтение художественной литературы Б. Заходер «Повара», Е. Благинина «Мама тесто замесила...», И. Токмакова «Каша»

Февраль

«Ферма»                  «В коровнике»

4-5 лет:Учить развивать сюжет игры на основе полученных раннее знаний. Учить отбирать необходимые атрибуты для игры, использовать предметы - заместители.

5-7 лет:Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувства гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. Помочь детям создать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли.

Рассматривание сюжетных картин.

Дидактические игры «Кто где живет», «Объясни словечко»

Чтение:русская народная песенка «Уж как я ль мою коровушку люблю...», чешская народная песенка «Дай молочка, буренушка...», шведская народная песенка «Маленький барашек...»

«Летчики»

Дать детям представления о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме. Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважение к труду лётчика.

Чтение художественной литературы: Житкова «Что я видел?» («Аэропорт») и из книги И. Винокурова «Самолёт летит» («На аэродроме», «Кто водит самолёты»).  

«Ярмарка»

Знакомить детей с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями.

Беседа на тему: «Масленица»

Слушание песни «Золотая ярмарка». Рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину, 

«Семья»

«Мамин праздник»

4-5 лет: учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы и атрибуты. Предложить детям интересное им развитие сюжета (связанное с прошедшими выходными, праздниками, значимыми для детей событиями).

5-7 лет: Продолжать развивать способность воспроизводить в играх быт семьи, проявлять заботливое отношение к маме. Учить расширять игровой сюжет, выполнять ролевые действия в соответствии с сюжетом, способность договариваться с партнёрами по игре.

Беседа «Наши мамы».

Дидактическая игра «Наряди девочек к празднику», «Сердечко для мамы», «Подскажи словечко», «Одень маму».

Чтение художественной литературы: Е.Трутнева «Мамин день», М.Садовский «Это мамин день», Г. Виеру «У каждого мама».

Рисование «Портрет мамы».

Аппликация «Открытка для мамы».

Март

«Школа»    

Продолжать формировать умение выполнять ролевые действия в соответствии с сюжетом. Дать представления о трудовых действиях учителя и предметах, необходимых для его работы.

Беседа на тему: «Каким я представляю себя в школе»                                              

Чтение художественной литературы: Э. Мошковский «Мы играем в школу», Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

«Пароход»

4-5 лет: сформировать у детей четкое представление  о работе и роли на корабле каждого члена экипажа (капитан, матрос, боцман, кок, пассажиры). Обогащать словарь детей за счет новых слов: мачта, якорь, боцман, кок. Воспитывать желание активно принимать участие в игре.

5-7 лет: Учить детей в совместной игре с воспитателем определять сюжет игры, игровые действия, распределять роли.

Развивать умение вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, создавать игровую обстановку.

Рассматривание иллюстраций о кораблях, моряках, чтение стихов и рассказов. Аппликация «Матрос с игнальными флажками»

Больница

4-5 лет: используя косвенный метод руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла. Активизировать диалогическую речь детей. Воспитывать уважение к профессии врача.

5-7 лет: Продолжать знакомить детей с профессиями врача, медсестры, санитарки; развивать уважение к людям этих профессий; проявлять интерес к сюжетно-ролевой игре; расширять кругозор о труде работников больницы; включать новые эпизоды в сюжет игры.

Рассказ-беседа о работе «Скорой помощи».

Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме: «Врач приезжает на дом, осматривает, прослушивает; медсестра делает уколы. В больницу кладут больного.

«Детский сад»

«Я воспитатель»

4-5 лет: ф.у.  подчиняться правилам игры – мы воспитанники, а кто то из детей старшей группы воспитатель.

5-7 лет: . Формировать умения, самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки.

Развивать творческое воображение, способность, совместно развертывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Побуждать детей отображать в игре знания об окружающей жизни. Формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения друг к другу.

Беседа: «Труд воспитателя».Дидактическая игра: «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет, чем занимается воспитатель».Чтение художественной литературы: З. Александрова «Ясли», Е. Тараховская «Тихий час», В. Донникова «Утро».                              Сюжетное рисование «Детский сад»

Апрель

«Космический полет»

Учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта; учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал; развивать творческое воображение. побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о планетах солнечной системы, космических кораблях;

Беседа о первом космонавте Ю.Гагарине, о первой женщине-космонавте В.Терешковой.Чтение художественной литературы: К.Булычев  «Тайна третьей Планеты», В.Медведев «Звездолет Брунька»,

Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космос.

«Больница» «Приемное отделение»

4-5 лет: дать знания о том, что такое приемное отделение в больнице.

5-7 лет:Продолжать учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог

Беседа на тему«Заведующий больницы. Кто это?».                                                                    Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик- Айболит».

Чтение художественнойлитературы: А. Кардашова «Наш доктор», Г. Глушнев «Я больной», Ю. Шипаев «Я сегодня медсестра»Дидактическая игра: «На профессию смотрю-инструмент я подберу» «Для чего это доктору».    

«Детский сад» сюжет «День в детском саду»

«Детский сад» сюжет «День в детском саду»

Цель:Учить детей самостоятельно распределять роли с учетом возможностей,  предлагать детям обыграть различные ситуации, подобранные с учетом проблем, возникающих в общении у ребят данной группы.

Разучивание песен «детский сад» муз Филлипенко, экскурсия по детскому саду. Беседа: «Кто работает в детском аду?»

«Библиотека»

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Чтение художественной литературы

С. Жупанина «Я – библиотекарь»                                     Совместная трудовая деятельность:«Книжная мастерская» по ремонту книг.

Видео-экскурсия в библиотеку с последующей беседой.

Май

«Супермаркет»

4-5 лет:обогащать и развивать сюжет игры, учить распределять роли и подбирать атрибуты для игры в условиях более сложной сюжетной линии.

5-7 лет: Формирование умение комбинировать различные тематические сюжеты в едино игровой сюжет. Закрепление умение детей брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с этой ролью.

Формирование умение трансформировать полученные знания в игровые действия.

Беседа:«Поведение в общественных местах», «Деньги-вчера,

сегодня, завтра», «Что такое супермаркет?», «Что такое касса?»

Дидактическая игра:«Назови магазин», Лото «Магазин», «Найди свою покупку».

Чтение художественной литературы Б. Воронько

«Строители» сюжет «Новый дом»

Учить детей использовать в игре постройки из строительного материала, строить сюжет вокруг строительных игр, распределять роли и выполнять работу в соответствии с сюжетом игры.

Разучивание песни «Строим дом», Рассматривание инструментов строителей. Рассматривание иллюстраций на тему «Стройка», «Строительная техника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста.

Перспективный план развития сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста....

Перспективный план Развития сюжетно - ролевой игры «Театр» (Подготовительная группа)

Развернутый перспективный план Сюжетно-ролевой игры "Театр"...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Недаром её называют «ведущей» - именно благодаря игре ребён...

Перспективный план развития сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе на два месяца.

Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, средство всестороннего развития личности, социализации в детском коллективе. Игра учит ребенка общаться со сверстниками, проявлять к ним добро...

Перспективный план-конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего возраста «Дом мод»

Перспективный план-конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего возраста  «Дом мод»...

Перспективный план развития сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» + «Аптека»

Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала/...