Программа кружка "Маленькие художники"
рабочая программа (младшая группа)

Балдакова Ирина Вениаминовна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №41 «Ласточка»

ПРОГРАММА КРУЖКА

МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК

Воспитатель: Балдакова И.В.

risunok-devochka-zverek-ulybka.jpg

Пояснительная записка

        Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого, не секрет, что дети любят мастерить. Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное, находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.

        Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

        Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их на практике, в реальной жизни.

        Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техникой.

        Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. И мы должны пробудить в ребенке веру в себя, в свои способности, в веру в то, что он пришел в этот мир приносить людям радость, творить добро.

        В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

        Поэтому я решила создать кружок для развития творчества «Весёлые ручки», который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную.

Цель:

  • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
  • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
  • Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.

Задачи:

  • Развивать фантазию и творческое воображение, коммуникативные навыки; в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
  • Повышать речевую активность.
  • Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Учебно-тематический план

№ занятия

содержание

примечания

сентябрь

1

«Кап-кап дождик»

1) Потешка «Дождик, дождик, веселей!»

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками "Капельки дождя»

Гуашь синего цвета, тучка, влажные салфетки, ватные палочки

2

«Осень». 

1) Пальчиковая игра "Осень"

2) Рисование пальчиками «Осенний дождик».

Листы с изображением тучек и осенней природы. Пальчиковая краска синего цвета, салфетки. Зонт для игры. Иллюстрации эскизы, рисунки. Музыка.

3

«Осенние листочки».

1) Пальчиковая игра «Осенние листочки».

2) Рисование с использованием отпечатков осенних листочков.

Листы бумаги, краски: красный, желтый цвет,  салфетки, кисточки. Листики для игры и отпечатков. Иллюстрации и эскизы.

4

«Осенние листочки».

1) Пальчиковая гимнастика "Осень"

2) Создание коллажа – из гербария, из отпечатков листьями и картофеля.

Лист ватмана, доска, пальчиковая краска: желтого, оранжевого, красного, коричневого цвета, листья знакомых деревьев, трафарет из картофеля.

октябрь

1

«Вышла курочка гулять».

1) Разучивание песни «Вышла курочка гулять…».

2) Изготовление цыпленка из бросового материала

Познакомить с пальчиковым театром.

Пластилин, контейнер от киндера, музыка

3

«Угощение для курочки и цыплят».

1) Пальчиковая игра. «Это Я»

2) Аппликация с использованием пластилина - техника мозаика

Шаблон курочки, цыплят или угощения, разноцветный пластилин (маленькие разноцветные шарики).

6

«Сорока-ворона».

1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

2) Обрывная аппликация «Каша».

Основа из картона, кусочки цветной бумаги желтого, коричневого цветов, клей, кисть

7

«Сорока-ворона».

1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

2) Аппликация из круга и полукруга «Сорока»

Круг и полукруг из цветной бумаги

ноябрь

2

«В гостях у белки и ежа»

1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес»

2) Аппликация из природного материала «Ёжик»

Альбомный лист, семена, клей, листья

4

 «Мишка - косолапый ».

1). Гимнастика "Медведь"

2) Обрывная аппликация - «Малина для мишки».

Основа из картона, кусочки цветной бумаги красного, коричневого и зеленого цветов, клей, кисть, иллюстрации малины

6

«Осенние деревья».

1) Гимнастика «Осенние листья»

2) Аппликация "Рябина"

Цветные полоски, белый картон, клей, пластилин

8

«Первый снег».

1) Гимнастика "Первый снег"

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками «Рукавичка»

Гуашь красная и жёлтая, рукавички белого цвета, влажные салфетки, ватные палочки,  рукавички 6 цветов, ёлочка, зайка.

декабрь

1

«Вот зима, кругом бело»

1) Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

2) Рисование «Зимний дом»

Шаблоны зимних домов, краски, клей, вата

3

«Птички зимой»

1) Пальчиковая гимнастика «Птички зимой»

2) Рисование в нетрадиционной технике - тычок «Снегирь на ветке рябины»

Заготовки для рисования, краски, поролон

4

«Зимние забавы»

1) Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

2) Аппликация из косметических дисков «Снеговик»

Диски, белый, голубой картон, клей

5.

«Были бы у ёлочки ножки…».

1) Пальчиковая игра «Шарик»

2) Обрывная аппликация «Елочка».

Шаблоны елочек, иллюстрации зимних елочек, цветная бумага, клей

январь

2.

«Белка»

1) Пальчиковая гимнастика "Белка"

2) Аппликация "Белка"

Цветная бумага, клей

4

«Снегири»

1) Пальчиковая гимнастика "Снегири"

2 Аппликация из круга и полукруга "Снегирь"

Презентация "Зимующие птицы", иллюстрация снегиря, цветные круги, клей.

6

«Зимние забавы»

1) Пальчиковая гимнастика «Зима»

2) Аппликация из косметических дисков «Семья снежных баб»

Косметические диски, белый картон, голубая краска, клей

7

««Зимние забавы»

1) Пальчиковая гимнастика «Строитель»

2) Аппликация круга и полукруга «Зайчишка»

Круги и полукруги серого цвета из цветной бумаги, клей

февраль

1

«Снежинки»

1) Пальчиковая гимнастика "Снежинки"

2) Рисование в  нетрадиционной технике крупой "Снежок для елочки"

Шаблоны елочек, клей, крупа, краски.

3

"Мы во двор пришли гулять."

1) Гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

2) Обрывная аппликация "Мы во двор пришли гулять"

Шаблоны домов, зимних деревьев, белая и цветная бумага, клей, кисть, салфетки, музыка

6

«Вьюга-завируха»

1) Пальчиковая гимнастика «Зима»

2) Рисование нетрадиционным способом рисования -  техника « по мокрому» «Вьюга»

7

«Вьюга-завируха»

1) Пальчиковая гимнастика «Зима»

2) Рисование нетрадиционным способом рисования - пальчиками, ватными палочками  «Варежка для друга»

Трафарет варежки

март

1

«Помощник»

1) Гимнастика для рук «Помощник»

2) Рисование в нетрадиционной технике – тычок "Ветка вербы" -

Шаблон, иллюстрация вербы, краски, кисть с поролоном, салфетки

2

«Цветочек для мамочки»

1) Гимнастика «Цветочек для мамочки»

2) Коллективная работа "Корзина цветов"

Ватман листья, корзина, клей цветы - отпечатки детей

5

«Пальчики здороваются»

1) Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

2) Аппликация "Ландыш"

Голубой картон, зеленая цветная бумага, семечки тыквы, клей, иллюстрации цветка

6

«Пальчики здороваются»

1) Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

2) Аппликация "Подснежник"

Семена тыквы или кабачки, зеленые полоски, картон, клей

апрель

1

«Мы делили апельсин»

1) Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования – отпечатки "Цветочная поляна"  

Альбомный лист, пластиковая вилка, краски, презентация "Весенние цветы"

3

"Мы все умеем"

1) Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем"

2) Работы, выполненные в технике тестопластика - оформление

Фигуры, краски

5

«Встали пальчики»

1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»

2) Аппликация с использованием пластилина техника точка  "Рыбка»

Пластилин, шаблоны рыб, иллюстрации

6

«Встали пальчики»

1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»

2) Коллективная работа "Рыбы в аквариуме»

Коробка – аквариум, шаблоны рыб

май

1

«Повстречались»

1) Пальчиковая гимнастика «Повстречались»

2) Аппликация из круга и полукруга "Домашние животные" 

Иллюстрации, круг и полукруг из цветной бумаги, клей

2

«Повстречались»

1) Пальчиковая гимнастика «Повстречались»

2) Аппликация из ниток "Цыпленок" 

Картон, шаблон, желтые нитки (пряжа)

4

«Моя семья»

1) Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

2) Аппликация из круга и полукруга "Щенок"

9

«Радуются взрослые и дети»

1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети»

2) Совместная творческая работа "Наша группа "Смешарики»

Проводится совместно с родителями

Организационно-педагогические условия реализации программы

При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в организованно образовательной и познавательной деятельности, физической. Дети охотно осваивают содержание пальчиковых игр под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

Система работы велась по следующим направлениям:

В организованно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.

В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песен, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев,  пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.

Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством пальчиковую игру или гимнастику. Отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у  героев.

Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.

Кружок проводится два раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.

Планируемые результаты

•        Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.

•        Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

•        Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.

Литература:

1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.

2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о проделанной работе дополнительной образовательной программы «Маленькие художники»

Рисование помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Дополнительная образовательная программа «Маленькие художники».

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком....

Парциальная программа "Маленькие художники"

Парциальная программа "Маленькие художники".Данную программу провожу в течении трех лет с детьми от 3 до 5 лет. Дети с удовольствием занимаются, проявляют интерес и творческую активность, по окончании...

Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ....

Программа "Юный художник"

Программа дополнительного образования для детей старшей группы...

Дополнительная общеобразовательная программа «Я-художник»

АктуальностьВ первую очередь, рисование – это один из способов познания мира. Удивительно, что когда ребенок рисует, он учится рассуждать, сравнивать и принимать самостоятельные решения! Это ли ...

Образовательная программа «Весёлый художник»

Кружковая работа. Программа  образовательных услуг по обучению нетрадиционным техникам рисования «Весёлый художник» для детей дошкольного возраста (6-7 лет)...