Конспект фронтального логопедического занятия по теме: дифференциация звуков [б]-[п]
план-конспект занятия по логопедии

Потапова Светлана Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл front.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Б]-[П]

Цель: упражнять в определении парных согласных по месту образования на примере звуков [Б-П]; закрепить умение дифференцировать звонкие и глухие парные согласные

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

 различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

 уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

 закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

 профилактика буквенных замен;

2.Коррекционно-развивающие:

 развитие координации речи с движением;

 развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

 развитие мелкой моторики;

 развитие фонематического восприятия.

3.Коррекционно-воспитательные:

 воспитание нравственно-этических чувств.

Оборудование: предметные картинки, мячик, звукобуквенные линейки, карточки с заданиями.


1.Организационный момент

-Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. 

2.Повторение

-Давайте вспомним, что такое звук? Что такое буква?

-На какие группы делятся все звуки?

-Какие звуки называются согласными?

-Какие звуки называются гласными?

-Какие бывают согласные звуки?

-Как определить сколько в слове слогов?

-Как определить глухой звук или звонкий?

-Звуки мы слышим и произносим. Букву видим и пишем.

-Гласные звуки и согласные звуки.

-Парные/непарные, твердые/мягкие, звонкие/глухие.

-С помощью гласных букв- столько и слогов.

-Подставить руку к горлышку, если оно вибрирует, то звук звонкий.

3.Артикуляционная гимнастика

- Ребята, на уроках произношения мы учимся правильно произносить звуки, говорить чётко и внятно. Для этого важно, чтобы хорошо работали наши органы речи. Вот для чего необходимо делать гимнастику для губ, щёк и языка. С неё и начнём урок. Поставьте перед собой зеркало.

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд

«Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Лопаточка»

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

«Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. 

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Накажем непослушный языч

4.Дыхательная гимнастика

5.Изучение новой темы

-А сейчас отгадайте загадки:

На лугу пасётся,

Травку щиплет не спеша,

Но на тряпку красную,

Реагирует всегда! (бык)

Хвост раскрылся сам собой,
Словно веер расписной.
У хвоста есть властелин –
Независимый …(павлин)

-Хорошо ребята! Молодцы!

-Какой первый звук в слове бык?

-В слове павлин?

-Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?

-Правильно, звуки [Б] и [П].

- А сейчас возьмем в руки зеркала и несколько раз произнесем эти звуки. Звуки [Б] и [П] гласные или согласные?

-Правильно! Почему?

-Где она находится?

Характеристика звуков

-Теперь дадим им характеристику и сравним.

-Проверьте, звук [п] – гласный или согласный. Теперь послушайте голосовой моторчик и определите, звук [п] – звонкий или глухой. Дайте полную характеристику звуку [п].

- Проверьте, звук [б] гласный или согласный. Теперь проверьте, он звонкий или глухой: послушайте голосовой моторчик. Сделайте вывод.

- Чем отличается звук Б от звука П?

Фонематическое восприятие

- Поиграем в игру «Поймай звук». Приготовьте свои ладошки-ловушки. Звук [б] – звонкий, его можно поймать двумя хлопками, а звук [п] – глухой – его поймаем одним хлопком. Начали. [п-п-б-п-б ;лампа, полка, бумага,, палец, собака, балет]. Молодцы.

-Слушайте меня внимательно, повторяйте за мной, говорите чётко и внятно.

Ба-па-ба, бро-про-бро, лбу-лпу-лбу.

Бон-пон-бин – пойдём сегодня в магазин.

Бом-пом-бом – кто там будет продавцом?

Бе-пе-бе – подарки я куплю тебе,

Блю-плю-блю – всем конфеты я куплю.

Работа с мячом

- Сейчас давайте попробуем заменить звук Б на звук П:

Бар-пар

Бас- пас

Быль – пыль

Борт- порт

Башня- пашня

Бочка- почка

Балка- палка

Браво- право

Хорошо, молодцы!

-Что изменилось в слове от перестановки звонкого звука на глухой?

-Поэтому, чтобы грамотно писать, надо проговаривать каждый звук и слышать какой он- звонкий или глухой.

Работа у доски с картинками.

-Бык

-Павлин.

-Звук [Б].

-Звук [П].

-Тема нашего занятия звуки [Б] и [П].

-Согласные.

-Есть преграда.

-Губы.

-Звук [П] –согласный, глухой, твердый.

-Звук [Б] – согласный, звонкий, твердый.

-Звук [Б]- звонкий, а звук [П]- глухой.

-Смысл слова.

На доску вывешивается картинки быка и павлина.

Игра с мячом.

6.Пальчиковая гимнастика

Давайте разомнем наши пальчики!

Замок!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
 

Работа с тетрадями

-Открываем тетради, записываем число.

Почка- бочка

-Кто знает что знает , что обозначает слово почка? А слово бочка?

-Сколько слогов в слове почка? А в слове бочка?

- Какой первый слог, какой второй слог в слове почка? А в слове бочка?

Звуко- буквенные линейки.

Лопата- сколько букв в слове лопата? Какой звук мы слышим в слове лопата П или Б? какой по счету звук П?

Обезьяна

Забор

Суп

Сироп

Собака

Капуста

Работа с картинками.

-Деревянный сосуд с круглыми днищами. Зачаток у растения.

-В слове почка два слога. 1-поч, 2- ка.

-В слове бочка два слога, 1-боч, 2-ка.

- 6 букв, звук [П]- 3.

-8 букв, звук [Б]- 2.

-5 букв, звук [Б]- 3.

-3 буквы, звук [П]- 3.

-5 букв, звук [П]- 5.

-6 букв, звук [Б]- 3

-7 букв, звук[П- 3.]

7. Физминутка

Буратино.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Работа с предложениями

  1. Во дворе стоят пустые бочки.
  2. На деревьях распустились почки.
  3. Автобус подъехал к дому
  4. На березе набухают почки.
  5. Мой брат поймал большую рыбу.
  6. Петя и Боря побежали по росе.
  7. На поляне под березой росли белые фиалки.
  8. Белая бабочка порхает над полянкой.
  9. Путник быстро шагает по тропинке.
  10. Бабушка подарила Паше новые брюки.
  11. От тополей полетел белый пух.

Карточки с заданиями

8.Итог занятия

-Скакими звуками мы сегодня работали?

-Чем они отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л] Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].Задачи: сравнение, различение и правильн...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков С-Ш в слогах"

Материал будет полезен практикующим логопедам и воспитателям логопедических групп....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков З-С".

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков З-С в слогах, словах....