Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков З-С".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков З-С в слогах, словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по теме:

Дифференциация звуков [З], [С].

Цели:

  1. Закрепить навыки четкого произношения звуков.
  2. Различение звуков в слогах, словах.
  3. Учить звуко- слоговому анализу, подбору слов к схемам, преобразованию слов.
  4. Упражнять в подборе антонимов
  5. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
  6. Расширять словарный запас

1. Организационный момент.

Сядем рядком, поговорим ладком. Чем вы можете поделиться интересным, что вы делали вчера вечером, или утром. (Ребята делятся впечатлениями). Дети прислушиваются,  в музыкальном зале поют. Кто это ?  наши дети только с другой группы  Заря, заряница, красная девица….

О чем они поют.  Что такое заря, заряница ? Где можно узнать ?

Конечно спросить у взрослых, почитать в книгах или узнать через интернет.

Заря- это свечение неба перед восходом (утренняя заря) и после заката солнца (вечерняя заря), вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы.

2. Введение в тему.

Повторите за мной только правильное слово заря:

Заря, саря, зуря, саря, заря.

– Назовите 1 звук в слове ЗАРЯ, в слове СОЛНЦЕ ?

Что же это за звуки которые так похоже звучат ?  С – З

– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?

– Правильно, сегодня мы будем сравнивать звуки [з] и [с].

3. Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами.

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (Пользуемся алгоритмом.)

Губы – «улыбаются».

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Голосовые сладки – не работают.

Воздушная струя – холодная.

– Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).

Глухой (голосовые связки не работают).

Бывает мягким и твердым.

Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.

– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)

– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?

– На что похожа буква ЭС?

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

– На что похожа буква ЗЭ?

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три!

4. Развитие фонематического восприятия.

Потренируем ушки. Поиграем в игру «Шифровальщики». Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите слово со звуком [с] или [з], записывайте в строчку буквы, которыми они обозначаются.

Чей в лесу поет смычок?
Музыканта звать сверчок!

Проверим – С С З З С.

А сейчас расшифруем слова. Придумайте новые пять слов, чтобы в них были эти звуки.

5. Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.

А) Работаем со слоговыми таблицами. Читаем слоги со звонким согласным звуком. С глухим.

2-я строчка сверху первой таблицы

2-й столбик второй таблицы

Б) Запишите слоги в названии картинок.

В первую строчку слоги со звуком [с].

Во вторую – со звуком [з].

Зубы, сушка, коса, ваза, колесо, бизоны, часы, розы.

Проверим. Читаем слоги со звонким согласным [з]. С глухим согласным [с].

6. Дифференциация звуков в словах.

Кто пришел на зорьку посмотреть ? (на доске изображение зари.  Я раздам картинки с изображением птиц и животных и буду показывать схемы слов. У кого слово – название животного, подходит к схеме, тот поселяет свою зверушку на доске к зорьке..

Зяблик, зимородок, совы, зарянка, соловей, лиса, зубр, слон, зайцы.

Прикрепите нужный кружок на том месте, где в слове находятся наши звуки. (На кружках изображены буквы С и 3.)

Из чего можно сконструировать буквы С –З ? (дети берут цепочки, пуговицы. шнурочки, ниточки, проволочку)  делают буквы С и З.

7. Я произнесу слово, а вы укажите ручкой на соответствующую букву.

  • У этих животных длинные уши, короткий хвост, густая короткая шерстка, умеет быстро бегать.
  • Хитрая сестричка одета в великолепную рыжую шубку.
  • Животное, в названии которого есть гласный звук [у].
  • Огромное животное, которое панически боится мышей.

8. Ребус

Ответ: замОк , а если поменяем ударение? (будет зАмок)

9.  Пальчиковая гимнастика «Замок»

10. Составление схемы слова Заря, Замок из звуков, составление слов на индивидуальных магнитных досках.

11.Проводится игра «Наоборот». Командная игра

Каждой команде даются слова , нужно назвать противоположные по смыслу.

  • Добрый – злой
  • Трусливый – смелый
  • Горькое – сладкое
  • Открытый – закрытый
  • Пасмурный – солнечный
  • Глухой – звонкий
  • Неизвестный – знаменитый
  • Сильный – слабый
  • Соль – сахар
  • Мокрый – сухой

12.Рефлексия.

– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?

– Чем схожи звуки?

– Чем различаются?

– Это гласные или согласные звуки?

– Что вам особенно запомнилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л] Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].Задачи: сравнение, различение и правильн...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"...