Практикум для воспитателей детского сада на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и создание психологически-благоприятной атмосферы в группе детского сада через использование малых музыкальных форм и музыкальной импровизации»
консультация

Гарифуллина Татьяна Николаевна

Как естественным образом решать вопросы духовно-нравственного воспитания, как создать доброжелательную атмосферу в детском саду и заложить основы нравственных ценностей у ребенка? Как привить бережное отношение к природе и окружающему миру,  научиться принимать себя и людей, которые вокруг? В народной педагогике все эти задачи решались посредством музыкального фольклора, который пронизывал все области человеческого быта. Практикум направлен на возрождение народных музыкальных традиций  и создание живой музыкальной атмосферы в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_vospitately_.docx22.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практикум для воспитателей детского сада на тему:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников и создание психологически-благоприятной атмосферы в группе детского сада через использование малых музыкальных форм и музыкальной импровизации»

Цель:

Раскрыть возможности музыки для духовно-нравственного воспитания дошкольников, для создания творческой и радостной атмосферы в группе детского сада.

Задачи:

Показать методы и приемы организации свободной музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада

Познакомить с приемами мотивации и организации деятельности дошкольников через музыку.

Разучить песенки, попевки и игры, доступные для педагогов с любым уровнем музыкальных способностей

План практикума:

1 Теоретическая часть

2 Практическая часть

3 Заключение

-Добрый день, коллеги! Сегодня мы коснемся вопроса музыкального воспитания дошкольников вне музыкальных занятий. Но перед этим обратимся к понятию «воспитание».

Из самого слова мы можем уловить, что это «вспитывание», «напитывание» и даже «вскармливание». Мама уже в своей утробе вспитывает и взращивает человеческий плод. Вот ребенок рождается, но есть вопрос, станет ли он действительно человеком. Что значит быть человеком в высоком смысле?

Для того, чтобы ребенок впоследствии стал личностью, раскрыл свое «Я», он , родившись нуждается в дальнейшем «вынашивании» и «вспитывании», но уже в духовном смысле. Если мы не обращаем на это достойного внимания, то у нас все чаще обнаруживается бездуховность в различных областях жизни – отношение к природе, отношение людей друг к другу – этот ряд можно продолжать далее.

Но как же нам подойти к воспитанию духовно-богатой личности?  Один из путей - это организация полноценного музыкального воспитания. Через музыкальное искусство мы можем обратиться к понятиям нравственности, красоты, доброты, истины, совести. Музыка как высокое искусство выводит нас на другой уровень понимания человека. Сама  музыка относится к области духовного. Конечно, тут следует уточнить что не все музыкальные произведения можно отнести к искусству. И речь идет не о том, что одни музыкальные жанры искусство, а другие – нет. Дело в том, откликается ли душа на музыку, направляет ли человека к самому себе, посылает ли импульс обратиться к высокому, прекрасному. Ошибочно полагать, что музыка это просто сочетание разновысотных звуков, разворачивающихся в последовательности или что вой некоторых животных является прообразом музыкальной деятельности. Музыка могла возникнуть только с возникновением сознания, то есть только у человека и она всегда несет мысль, идею, выраженную в музыкальных звуках. Здесь много загадок. Само слово музыка произошло от древнегреческих богинь – муз. А музы переводятся как «Мыслящие». Многие выдающиеся люди, и среди них наш соотечественник, врач, основоположник психиатрии – Бехтерев, указывал на музыкальное искусство как на важнейший фактор в становлении и развитии человека.

Именно с такой позиции мы будем подходить к музыкальному воспитанию. Обратим  внимание на три важные цели музыкального воспитания:

1 Приобщение ребенка к духовному наследию человечества через музыкальное искусство. Наполнение души ребенка художественными образами, способствующими воспитанию нравственных ценностей у дошкольников.

2 Создание музыкального окружения, аудиосреды, «духовной оболочки» для полноценного и гармоничного развития личности ребенка

3 Развитие музыкальности ребенка,  как комплекса частных музыкальных способностей, а также в контексте гармоничного воспитания, развитие эстетического  и художественного чувства.

Теперь зададим вопрос: возможно ли организовать полноценное музыкальное воспитание силами только музыкального руководителя в отведенное время для музыкальных занятий и индивидуальной работы? Ответ, думаю, очевиден. Цели музыкального воспитания возможно воплотить при тесном и продуктивном сотрудничестве музыкального руководителя, воспитателей, родителей и администрации.

Чтобы наладить продуктивное сотрудничество, а также для развития музыкальных способностей и педагогов, и родителей, первым этапом являются социальные игры и упражнения с музыкальными элементами.

Мы переходим к практической части.

-Прошу выйти ко мне 6-10 человек. Мы встанем в круг и перед упражнением поприветствуем друг друга.

Жестовая игра - настрой «Над головою небеса…»

Над головою небеса (руки поднимаем вверх)

Под ногами – земля (руки плавно опускаем вниз, ладони раскрыты)

А здесь мы все – друзья (объединяющий жест – раскрываем руки на уровне груди, обводя круг)

- Спасибо.

- Предлагаю вам упражнение с мячами, которое к тому же развивает чувство ритма. В этом упражнении мы будем использовать подтекстовку.

Сначала мы должны уловить ритм, затем алгоритм движений.

Упражнение «передай мяч»

У каждого в правой руке небольшой мяч, участники располагаются по кругу, ладони раскрыты на уровне груди, рядом с ладонью соседа. Одновременно кладем мяч в левую руку соседа справа, в нашей левой руке оказывается мяч, перекладываем его в свою правую руку.

-Спасибо большое. Сейчас я предлагаю вам небольшую распевку

Упражнение «Закрытый звук»

Упражнение на одном звуке «Андрей- воробей», сильная доля выделяется притопом, слабая – хлопком

Упражнение на двух звуках (мелодическая секунда вверх)

«Осень, осень в гости просим»

Упражнение на трех звуках (поступенное движение) «У кота»

Упражнение «Нитка-ниточка, тянись»

Большое спасибо, мы сейчас пропевали очень простые народные попевки, которые доступны любому человеку. Есть множество малых фольклорных форм, практически на любую тему, которые можно ежедневно использовать в работе с детьми.

Вы обратили внимание, что мы занимались пением без сопровождения. Слушая чистый человеческий голос, гораздо быстрее идет раскрытие музыкальных способностей и у детей, и у взрослых. Детский певческий аппарат и дыхательная система еще не развиты настолько, чтобы петь под фонограмму. Мы используем живой звук. Дети слышат звучание настоящих инструментов: фортепиано, флейты, металлофона, лиры. Это важное условие для развития музыкального слуха. В свободной музыкальной деятельности детей мы используем импровизацию взрослых совместно с детьми. Я называю этот прием «Рождение музыки».

Например –взрослый играет небольшую импровизацию на пентатонической флейте, дети слушают. Если это ежедневный ритуал, то дети замечают, что музыка получается каждый день разная. Можно использовать пентатонический металлофон.

Хорошо проходит совместная импровизация взрослого и ребенка на черных клавишах фортепиано. Успех, в данном случае, обеспечен использованием пентатоники, так как любое сочетание будет звучать гармонично.

Музыка постоянно присутствует в жизни детей в течении всего дня. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем ведут постоянную работу по сбору и изучению музыкального материала. Это песенки, попевки, речевки, считалки, потешки, пальчиковые и жестовые игры.

Перечислим те режимные моменты, в которых используется музыкальный материал, за счет чего и формируется аудиосреда для ребенка-дошкольника.

  • Утреннее приветствие в стихотворной или песенной форме (проводится в кругу, перед завтраком, ежедневно)
  • Хороводные игры, подвижные игры с пением, музыкальные игры (проводятся в течение дня, по необходимости.)
  • Музыкальные минутки между режимными моментами (например, перед ужином) Могут включать в себя пальчиковую или жестовую игру и одну-две тематических песен.
  • Музыкальное сопровождение сказок, кукольных театров, сказки и стихи, озвученные шумовыми музыкальными инструментами.
  • Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей (доступное расположение музыкальных инструментов в группе, наличие декораций и персонажей для различных видов театров, наличие элементов ряжения для детей и взрослых)
  • Использование песенок и попевок, сопровождающих трудовую деятельность.
  • Песенки- зазывалки и песенки – «прелюдии» для определенного вида деятельности (например жестовая игра с пением «Голубая яхта» перед лепкой)
  • Сопровождение переходных  и режимных моментов попевками, песенками, игровыми зачинами, приговорками, считалками (мытье рук, одевание на прогулку, уход в сон, пробуждение, различные перестроения, переход из одного помещения в другое)

Использование малых песенных и стихотворных форм доступно каждому педагогу. Музыкальное оформление режимных моментов существенно облегчает организацию детей, создает игровую непринужденную обстановку. Кроме  того, такая работа развивает слуховое внимание детей и во многом способствует качественному музыкальному  воспитанию детей дошкольного возраста.

Использование же песенного фольклора и  качественного музыкального материала закладывает основы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Спасибо за внимание!


Литература:

  1. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. – М.: Типо-литогр. Т-ва И.И. Кушнерев и К, 1916. – 13 с.
  2. Глеклер М. Беседы с родителями: ответственное воспитание. – СПб: Деметра, 2015.- 416 с.
  3. «Детство в современном мире. Первые семь лет и вся жизнь» / материалы международной конференции . ред.Шнапир Е.А.М: КМК. 2011, 208 с.
  4. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?.. Взрослые и дети: воспитание в гармонии. – изд 4 – СПб: Деметра, 2012. -288с.
  5. Келле В.М., Джани-Заде Т.М. Музыка// Энциклопедия «Кругосвет». Интернет-ресурс: ushakovdictionary.ru
  6. Нюш М.Л. Игра из глубины души. О способности детей играть в исцеляющие игры./ Пер. с нем. А.Боковец, И. Денисовой под ред. Е. Колюховой. – К.: Наири, 2016. – 132 с.
  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. — М., 1985. - Т. 1
  8. Соесман А. Двенадцать чувств. / пер. с нем. Рыкина М., Акуленко И. – СПб :Деметра, 2013.-256 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»...

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)".

Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем ми...

Презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)"

Малая  Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё....

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г.

 В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро&r...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г

В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и...