ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ (методические рекомендации для педагогов)
консультация
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ:
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ
(методические рекомендации для педагогов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ:
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ
(методические рекомендации для педагогов)
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является этап рефлексии.
Что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой в начале и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на занятии, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное).
2. Рефлексия деятельности
Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия, используя например прием «лестницы успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценить достигнутые результаты.
3. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:
- эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
- рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
- достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
При разработке рефлексивной методики педагогу необходимо учитывать следующее:
- возрастные особенности учащихся;
- особенности предмета;
- состав группы;
- тему и тип занятия;
- необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
На занятиях апробированы следующие приемы рефлексии.
В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния предлагается рефлексивный прием «Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Или рефлексивный прием «Яблоня» - на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии и насколько продуктивным было занятие для учащихся.
В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на занятии. Можно также использовать карточки со значками - вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.
Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость занятием. Например, нарисовать в конце занятия плакат «Мое разноцветное настроение».
Творческим является следующий рефлексивный прием – детям раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравилось ли мне занятие? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?
Рефлексия в конце занятия позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого детям предлагается рефлексивный прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Для того, чтобы закончить занятие на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность учащихся и педагога. Рефлексивная деятельность на занятии – не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/12/picture-273725-1373636854.jpg)
Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"
Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335487-1383736873.jpg)
Методические рекомендации для педагогов «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.В планировании интегриро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/28/picture-650555-1438114724.jpg)
Методические рекомендации для педагогов к занятиям с детьми, имеющими нарушения развития аутистического спектра.
Методические рекомендации для педагогов к занятиям с детьми, имеющими нарушения развития аутистического спектра....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-997260-1588499688.jpg)
Методические рекомендации для педагогов: «Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»
Материал будет интересен начинающим педагогам ДОУ в качестве рекомендаций к применению технологии рефлексии в своей педагогической деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-123312-1350304063.jpg)
Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Игры - итог (рефлексия) методического мероприятия.
Игры - итог (рефлексия) методического мероприятия....