Консультация для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством»
консультация

Сиянко Кристина Юрьевна

Справедливо принято считать, что каждый ребёнок от рождения обладает определёнными творческими задатками и способностями, надо только суметь их своевременно выявить и развить. Творческому развитию способностей ребёнка можно придать особую социально-психологическую направленность, достигнув в итоге более высокого уровня сформированности у него эмоционального интеллекта.

   Изобразительное искусство располагает для этого самыми широкими возможностями.

Эмоциональный интеллект сегодня – особо значимый для дела воспитания социально-психологический феномен. В идеале эмоциональный интеллект должен развиваться у человека на протяжении всей жизни.

   Занятия изобразительным творчеством в дошкольном учреждении способны пробудить его, если созданы благоприятные условия. Эмоциональный интеллект есть, прежде всего, способность человека распознавать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Достигнуть этого непросто. Этому надо учиться – сознательно, настойчиво, каждый день. От воспитателя  художественно-изобразительной направленности здесь требуется особое методическое мастерство, основанное на его психологической наблюдательности, житейской проницательности и знании глубинной, истинной природы художественного (изобразительного) творчества.

Занимаясь любым видом искусства, ребёнок не просто получает определённые впечатления, он эмоционально переживает их, осмысливает, накапливает, обобщает. Например, рассматривая и анализируя картины великих мастеров, он незримо вступает с ними в живой творческий диалог, мысленно беседует с автором художественного произведения, а значит на самом элементарном уровне выстраивает, продумывает своё эмоционально-ценностное отношение к происходящему на картине содержанию. Говоря иными словами, он невольно погружается в мир «эмоционально-смысловых отношений». Ну а практическая изобразительная деятельность в данном случае выступает уже как средство дальнейшего развития, углубления, совершенствования личностно-психологических основ эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта, на наш взгляд, должно обязательно происходить в интересной, живой, увлекательной форме. Создание эмоционально насыщенной и приятной атмосферы на учебном занятии способствует лучшему раскрытию творческой индивидуальности ребёнка, укрепляет положительные стороны его социального интеллекта. Иными словами, повышает социальную открытость его личности. Этот воспитательный момент воспитателю ни в коем случае нельзя упускать из виду. Ведь высокоразвитое понимание намерений других людей хранит ключ ко многому из того, что может предложить нам жизнь.

Едва ли не самым главным признаком успешного освоения художественного образа в рисовании является выразительность. Под художественной выразительностью обычно подразумевается способность художника-творца посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции. Поэтому важно самым внимательным образом относиться к первым спонтанным художественно-образным проявлениям ребёнка и не очень строго ограничивать его какими бы то ни было дидактическими требованиями. Важно с самых первых занятий изобразительным искусством научиться уважать его зарождающуюся позицию в постановке и решении собственных художественно-творческих задач, предоставляя, по возможности, максимальную свободу выбора. Принятие педагогом  чувств и переживаний юного художника, возможность дать ему выразить себя через доступную художественно-творческую деятельность является одной из главных задач в первоначальном освоении законов изобразительной деятельности, а одновременно и в пробуждении общекультурных основ эмоционального интеллекта.

Дети в своём рисунке как бы рассказывают нам о себе, повествуют о том, что они видят, как ощущают и воспринимают окружающий мир. Очень многие дети любят рассказывать о своих эмоциях, чувствах, переживаниях, о своём отношении к изображаемому. Для ребёнка это жизненно важно. Именно поэтому необходимо поддерживать детскую вербальную активность, проявлять интерес к совместному обсуждению изображаемых объектов. Для успеха дела можно даже создавать дома постоянно обновляющуюся выставку.

Прекрасным средством пробуждения и развития эмоционального интеллекта детей является народная сказка. С помощью сказок ребёнок лучше понимает свои и чужие эмоции. У него исподволь, незаметно формируется умение решать проблемные жизненные ситуации. Достигается это через умело организованную беседу-диалог о поступках героев сказок. Это поистине бесценный жизненный опыт. Он с гарантированным успехом будет постепенно переноситься в реальную жизнь.

Процесс развития эмоционального интеллекта у детей можно успешно регулировать посредством ознакомления детей с портретной живописью. Используя в портрете изобразительный язык, художник-портретист раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние. На деле понять эту простую истину ребёнку бывает весьма не просто. Воспитатель, педагог по изобразительному искусству, сотрудничая с родителями (законными представителями), должен кропотливо учить родителей столь тонкому педагогическому творчеству. Взаимодействуя с семьёй, можно достичь многого.

    Конечно, передать характер, настроение, чувства героя, пожалуй, самая сложная задача в изобразительной деятельности. Но доступному решению таких задач способствуют творческие работы по изображению масок. Дети с большим желанием фантазируют и при помощи цвета и линии пытаются изобразить в создаваемой маске радость, грусть, печаль, коварство. Перед практической работой над образом маски-настроения необходимо провести упражнение «Мимика лица». Дети внимательно наблюдают за происходящими в лице изменениями.

   Формирование интереса к личности другого – знакомого или незнакомого – человека есть одно из главных средств развития эмоционального интеллекта. Большое значение в решении этого вопроса имеет участие детей в художественных конкурсах.

   Одним из особо действенных средств развития эмоционального интеллекта выступает коллективное творчество. Создавая коллективные работы, дети общаются, договариваются и обсуждают полученный результат. Происходит формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

   Способствует обогащению эмоционально-личностной сферы и такое абстрактное упражнение, в котором дети должны нарисовать своё настроение, должны сделать это не рисуя ничего конкретного, используя только линии, формы, различные цвета. Для активизации художественного воображения и укрепления навыков художественного общения дети могут передать свой рисунок другому участнику. Сообща можно рассмотреть полученный рисунок и попробовать угадать: «Какое настроение на нём изображено?»

   В заключении хотелось бы отметить, что творческая изобразительная деятельность имеет большой потенциал для развития эмоционального интеллекта и социально-коммуникативных качеств ребёнка. Это в свою очередь может послужить залогом успешной и счастливой жизни в будущем.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства" (из опыта работы)

Освещена система работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (сотрудничество МДОУ "Детский сад №70" с КВЦ "Радуга" и Чувашским государственным художественным музеем).Опи...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Новейшие исследования, описанные в специальной литературе, показывают, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на рабо...

Консультация для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта"

Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольников...

Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий»

Консультация для педагогов   «Развитие эмоционального интеллекта дошкольниковсредствамиарт-технологий»...

Мастер-класс для педагогов «Формирование креативной компетенции детей на занятиях изобразительного искусства»

Передо мной бумаги лист,До чего ж он бел и чист.Фломастером ткнешь посредине листочка.И на листе получается ТОЧКА!...

Консультация для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников...