Влияние антипедагогического уклада семьи на формирование отклоняющего поведения детей с задержкой психического развития
статья

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последнее имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Семья является первым социальным институтом, с которым сталкивается ребенок. И от того, как будут усвоены первые правила жизни, зависит дальнейшее становление его личности.

Эти же требования общество предъявляет и к родителям воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью (легкая и умеренно выраженная дебильность, задержки психического развития различного генеза), которые являются дееспособными. Ссылаясь на положение Л.С. Выготского о том, что развитие отклоняющегося ребенка подчинено тем же закономерностям развития, что и нормального, надо отметить, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью сталкивается с теми же проблемами в семье, как и ребенок с нормой.

Казалось бы, за истекшие последние годы методы и приемы воспитания должны были бы значительно усовершенствоваться соответственно научно-техническому прогрессу и совершенствованию общественных отношений, однако, в настоящее время общественность выражает сильную озабоченность именно его практическими методами. Причем, как правило, констатируется не сознательное стремление взрослого действовать во вред подростку, а шаблонное употребление воспитательных приемов, удобных для взрослого, но совершенно неприемлемых для маленького человека в его конкретной индивидуальности, а значит, бесполезных, ненужных, а порою и разрушительных. Особенно часто такой упрек обращен семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние антипедагогического уклада семьи на формирование отклоняющего поведения детей с задержкой психического развития

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последнее имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Семья является первым социальным институтом, с которым сталкивается ребенок. И от того, как будут усвоены первые правила жизни, зависит дальнейшее становление его личности.

Эти же требования общество предъявляет и к родителям воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью (легкая и умеренно выраженная дебильность, задержки психического развития различного генеза), которые являются дееспособными. Ссылаясь на положение Л.С. Выготского о том, что развитие отклоняющегося ребенка подчинено тем же закономерностям развития, что и нормального, надо отметить, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью сталкивается с теми же проблемами в семье, как и ребенок с нормой.

Казалось бы, за истекшие последние годы методы и приемы воспитания должны были бы значительно усовершенствоваться соответственно научно-техническому прогрессу и совершенствованию общественных отношений, однако, в настоящее время общественность выражает сильную озабоченность именно его практическими методами. Причем, как правило, констатируется не сознательное стремление взрослого действовать во вред подростку, а шаблонное употребление воспитательных приемов, удобных для взрослого, но совершенно неприемлемых для маленького человека в его конкретной индивидуальности, а значит, бесполезных, ненужных, а порою и разрушительных. Особенно часто такой упрек обращен семье.

Существует типология неблагополучной семьи:

1) семья с неблагополучной атмосферой, где отношения между детьми и родителями равнодушные или, более того, ребенок испытывает грубость и неуважение со стороны взрослых, его воля активно подавляется авторитетным давлением;

2) семья, где нет эмоционального контакта между родителями и их детьми при сохранении внешнего рисунка правильных отношений, когда безразличие взрослого к потребностям вынуждает его искать эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку активно прививают социально нежелательные потребности и интересы, вынуждают к соучастию в аморальном образе жизни.

Понятие «условия воспитания» распадается на целый ряд ситуаций, в столкновении с которыми подросток может испытывать растерянность, неуверенность, разочарование в себе или окружающих. Не всегда ему бывает по силам даже понять причину того, как и почему он занимает невыгодное, нежелательное и не приветствуемое положение, и ему остается либо примириться с обстоятельствами, либо вступить с ними в противоречие. При этом выбор защитных способов реагирования не столь велик. Образно говоря, личность несовершеннолетнего трансформирует многочисленные и многообразные негативные условия воспитания в несколько определенных типов защитного поведения, которые затем вновь распадаются на многообразные конкретные отклоняющие поступки. Чем глубже нарушения социальной адаптации, тем больше в поведении ребенка или подростка проявляется типичное, тем чаще индивидуальное, присущее личности. Уступает место присущим защитным способам реагирования. Установить названные признаки в поведении – значит связать поступок с ситуацией воспитания причинно следственными отношениями, т.е. надежно гарантировать эффективность социальной поддержки и педагогической реабилитации.

В качестве критерия, позволяющего отнести поступок к разряду «отклоняющихся», выступает норма, следовать которой требуют с помощью юридических, дисциплинарных или моральных санкций.

следующую типологию неблагополучной семьи:

1) семья с неблагополучной атмосферой, где отношения между детьми и родителями равнодушные или, более того, ребенок испытывает грубость и неуважение со стороны взрослых, его воля активно подавляется авторитетным давлением;

2) семья, где нет эмоционального контакта между родителями и их детьми при сохранении внешнего рисунка правильных отношений, когда безразличие взрослого к потребностям вынуждает его искать эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку активно прививают социально нежелательные потребности и интересы, вынуждают к соучастию в аморальном образе жизни.

Понятие «условия воспитания» распадается на целый ряд ситуаций, в столкновении с которыми подросток может испытывать растерянность, неуверенность, разочарование в себе или окружающих. Не всегда ему бывает по силам даже понять причину того, как и почему он занимает невыгодное, нежелательное и не приветствуемое положение, и ему остается либо примириться с обстоятельствами, либо вступить с ними в противоречие. При этом выбор защитных способов реагирования не столь велик. Образно говоря, личность несовершеннолетнего трансформирует многочисленные и многообразные негативные условия воспитания в несколько определенных типов защитного поведения, которые затем вновь распадаются на многообразные конкретные отклоняющие поступки. Чем глубже нарушения социальной адаптации, тем больше в поведении ребенка или подростка проявляется типичное, тем чаще индивидуальное, присущее личности. Уступает место присущим защитным способам реагирования. Установить названные признаки в поведении – значит связать поступок с ситуацией воспитания причинно следственными отношениями, т.е. надежно гарантировать эффективность социальной поддержки и педагогической реабилитации.

В качестве критерия, позволяющего отнести поступок к разряду «отклоняющихся», выступает норма, следовать которой требуют с помощью юридических, дисциплинарных или моральных санкций.

https://scienceforum.ru/2015/article/2015016756


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на формирование отклоняющегося поведения ребенка

В данной работе рассмотрена проблема связи особенностей семейного воспитания с формированием отклоняющегося поведения ребенка-дошкольника....

Методика использования театрализованной деятельности в формировании монологической речи детей с задержкой психического развития.

в данной статье в доступной для неспециалистов форме освещается применение театрализованной деятельности для работы  детьми с ЗПР...

Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...

Проект на тему : "Формирование навыков безопасного поведения на улице, детей с задержкой психического развития."

Познакомить детей с правилами  дорожного движения, формировать умения применять знания ПДД на практике....

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ...

«Особенности формирования описательной речи детей с задержкой психического развития»

В коррекционной работе с детьми с ЗПР формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного обучения....

Массаж и самомассаж как средство коррекции поведения детей с задержкой психического развития

Очень важным разделом в коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ   является использование  массажа и  самомассажа, оказывающего тонизирующее действие на центральну...