Массаж и самомассаж как средство коррекции поведения детей с задержкой психического развития
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Очень важным разделом в коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ   является использование  массажа и  самомассажа, оказывающего тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающего функции рецепторов, проводящих путей. 

 Его систематическое применение имеет целенаправленное и эффективное воздействие на речевое развитие, эмоционально-волевую сферу  и на здоровье детей в целом.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Массаж и самомассаж как средство коррекции поведения детей с ЗПР Выполнил: учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 70» Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Слайд 2

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временный характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать возрасту ребенка. Психологические исследования у детей с ЗПР указывают на то, что у них недостаточно сформированы такие психические функции, как: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Слайд 3

Можно дать обобщенную характеристику детей с задержкой психического развития: поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы); значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии; отставание детей в речевом развитии проявляется в недоразвитии всех компонентов речи, а также в низкой речевой активности; отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность.

Слайд 4

При совместном лечении невролога, психиатра, занятиях психолога, дефектолога, логопеда, помощи со стороны родителей малыша, преодолеть задержку в развитии возможно. Главное, начать занятия своевременно. Очень важным разделом в коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ является использование массажа и самомассажа, оказывающего тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающего функции рецепторов, проводящих путей. Его систематическое применение имеет целенаправленное и эффективное воздействие на речевое развитие, эмоционально-волевую сферу и на здоровье детей в целом.

Слайд 5

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. А все виды самомассажа проводятся только в игровой форме и вызывают у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю. Даже гиперактивные дети при проведении игрового самомассажа способны сосредоточиться на выполнении упражнений и гораздо меньше отвлекаются. А потому при правильном, грамотном руководстве со стороны педагога, самомассаж через игру способен творить чудеса.

Слайд 6

На первом этапе упражнения показывает логопед, дети при этом копируют их. Затем он выполняет их вместе с детьми. После этого дети выполняют самомассаж самостоятельно, по инструкции педагога. Самомассаж лучше сопровождать стихами. Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.

Слайд 7

Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми с ОВЗ: - игровая мотивация; - от простого к сложному; - учет индивидуального темпа детей; - задания разного уровня сложности; - по подражанию; - по образцу; - по речевой инструкции; - по аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий, помогая речевыми командами).

Слайд 8

Виды самомассажа: Самомассаж рук Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, поднимает настроение ребенка. Самомассаж жевательно -артикуляторных мышц Массаж жевательно -артикуляторных мышц — специальный комплекс упражнений, который помогает детям с ОВЗ укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата: жевательные, глотательные и мимические.

Слайд 9

Самомассаж лица и шеи Самомассаж лица, разработанный Ф. Р. Ауглиным (Швейцария), направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта и что очень важно, развитие речи. Важным моментом в его использовании, как и любого другого вида самомассажа, является регулярное применение и правильное выполнение. Аурикуломассаж (массаж ушных раковин) происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма. Самомассаж ушных раковин является эффективным методом регуляции и мыслительной деятельности, так как способствует установлению сосредоточенности детей и внимательности, способствует заметному подъему работоспособности, что крайне важно для ребенка с ОВЗ.

Слайд 10

Су- джок массаж Су- джок массаж обладает высокой эффективностью, полной безопасностью, универсальностью и простотой. Его основой является традиционная акупунктура, которая является лучшей системой самооздоровления . Шарик «Су- джок » - с виду симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Легкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и легкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологические активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость, повышая тонус организма. Упражнения с пружинным массажером очень полезны для детей с ОВЗ. Массаж пальцев рук развивает мануальные способности мелкой моторики, способствует развитию познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и концентрирует внимание у дошкольников.

Слайд 11

На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому массаж специальным шариком является действенным способом их стимуляции. - Перебирать мячик пальчиками; - Сжимать мячик пальчиками; - Крутить мячик пальчиками; - Сжимать мячик в руках; - Подбрасывать и ловить мячик; - Перекидывать мячик из одной руки в другую; - Катать мячик в ладонях по кругу; - Катать мячик от кончиков пальцев к запястью.

Слайд 12

Массаж эластичным кольцом так же помогает стимулировать работу внутренних органов, передавать импульсы к коре головного мозга. Пружинные кольца ребенок надевает на пальчики, массируя каждый палец до появления тепла, при этом проговаривая определенные слова (дети сопровождают действия с колечком стихотворными текстами).

Слайд 13

. Приёмы игрового самомассажа Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту. Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями. Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями. Парный – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину, как в произвольной, так и в стихотворной форме. С массажными мячиками – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями. Песочный – с помощью песка массируются кисти рук, запястья, предплечья. Песок как природный материал даёт заряд положительной энергией.

Слайд 14

С пробковыми массажёрами – массируются стопы, кисти рук, спина массажёрами из пластиковых крышек, нанизанных на верёвку или нашитых на клеёнчатую дорожку. Бумажный – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги. Карандашный – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины. Рукавичкой – части тела массируют рукавичкой из жёсткой махровой ткани или шерстяных ниток. Игровой самомассаж с ковриком «Травка». Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова.

Слайд 15

Правила выполнения самомассажа Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук. Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы. Игровой самомассаж может проводиться индивидуально и с группой детей: на занятиях, в повседневной деятельности, и использоваться многократно в течение дня - в различных режимных моментах. Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи. Важно отметить, что все виды самомассажа проводятся с учётом психоэмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт

Слайд 16

Список использованных источников Османова , Гурия Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений / Гурия Османова . - М.: Каро , 2020. - 317 c. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет.- СПб.: Корона принт, 2003- 336с. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001. https://www.1urok.ru/categories/20/articles/27395

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2016 г.-Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»

Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»...

Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.

Игра для ребенка в дошкольном возрасте занимает особое место. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности ...

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...

Формирование речевой коммуникации как средство социальной адаптации детей с задержкой психического развития

В данной презентации дается определение ЗПР. Раскрыты задачи первых направлений коррекционно-развивающей работы. Раскрыты основные принципы организации работы на начальном этапе...

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Влияние антипедагогического уклада семьи на формирование отклоняющего поведения детей с задержкой психического развития

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последнее имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых шк...