Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»
проект (средняя группа)

Мордовина Светлана Борисовна

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №3» Тайгинского городского округа

Практико-ориентированный проект

в средней группе ДОУ

«Дидактическая игра как средство

развития познавательных способностей

детей среднего дошкольного возраста»

                                                     

Выполнила:

воспитатель Мордовина Светлана Борисовна

ПРОЕКТ

Тема проекта: «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на один год.

Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности 4-5 лет, воспитатели, родители.

Актуальность: Дидактические игры учат дошкольников самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. С помощью дидактических игр развиваются сенсорные способности детей, направленные на совершенствование восприятия ребенка характерных признаков предметов и явлениях окружающего мира; умения сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам.

Проблема: Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.

Обоснование проблемы:

1. Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольные дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.

2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.

Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.

Задачи:

1. Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

2. Развивать инициативу, логическое мышление, творческое воображение, интеллектуальные и познавательные способности, любознательность;  

3. Научить детей самостоятельно играть в игры;

4. Формировать в процессе игры доброжелательные взаимоотношения, умение сотрудничать.

5. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Обоснование проекта. Данный проект направлен на развитие ребенка, достижение определенных показателей в развитии, общении со взрослыми и сверстниками. Он реализуется через занятия, свободное время детей, и индивидуальную работу с дошкольниками. В ходе реализации проекта осуществляется процесс, направленный на усвоение, уточнение, систематизацию знаний, умственное развитие, логическое мышление, на развитие сообразительности, нравственного, эстетического воспитания.

Ожидаемые результаты:

В конце проекта дети будут чаще использовать в свободной деятельности настольно-печатные, дидактические игры, с большим интересом и успехом играть в них.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап.

- Изучение методической литературы,

- Определение цели и задач проекта,

- Создание развивающей среды,

- Подбор наглядно-дидактических игр,

- Диагностирование детей.

2. Основной этап.  

- Проведение дидактических игр в различных видах деятельности,

- Включение дидактических игр в совместную деятельность взрослого и ребенка при реализации образовательных областей,

- Включение дидактических игр в самостоятельную деятельность детей,

2.1. Решение поставленных задач с детьми:

- Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

- Введение дидактических  игр и решение обучающих задач при помощи  разных форм  реализации игрового действия.

- Проблемные ситуации  для закрепления правил игры.

- Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за  выполнением правил товарищами)  - как приём активизации интереса к играм.

2.2. Решение поставленных задач с родителями:

- Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».

- Организация фотовыставки для родителей «Играя - учимся, играя - познаём!», где можно увидеть в какие настольно-дидактические игры играют дети в группе.

- Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!», папка-передвижка «Игры для родителей и детей».

- Организация выставки детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой  мамой  играем - интерес и знания получаем!».

- Изготовлению развивающих игр в группу совместно с родителями.

3. Заключительный этап.

- Подведение итогов педагогического проекта,  

- Диагностирование детей.

- Итоговое мероприятие: интеллектуальный досуг «Умные игры».

Вывод:

Дидактическая игра - это увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, через нее можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. По окончании проекта дети стали чаще играть в дидактические и настольно-печатные игры, как в детском саду, так и дома. Родители более внимательно стали выбирать игры для своих детей. Уже понимая специфику дидактических игр.

Систематическое использование дидактических игр имеет большое значение для развития познавательных способностей детей и помогает формировать дружеские взаимоотношения.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Дидактическая игра - игры, специально предназначенные для целей обучения дошкольников. Эти игры развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, и так далее) наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, представление об окружающем мире. Они имеют также большое значение для нравственного воспитания, так же способствуют развитию целеустремленности, чувства коллективизма.

В дошкольной педагогике дидактические игры можно разделить на три основных вида:

настольно печатные игры;

игры с предметами, игра проводится со специально дидактическими игрушками (башенки, вкладышами, мозаиками), лото, картинками;

словесные дидактические игры (например, загадки, звукоподражательные игры, игры с « запретными словами»).

Могут быть использованы различные предметы жизненного обихода и природного материала (пуговицы, камушки, шишки).

К большинству игр даются варианты: а) для обучения детей на занятиях; б) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группой из четырех-шести человек; в) для самостоятельных игр детей.

Словесные дидактические игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и другие.

Время, отведенное для детских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детей, в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм.

В дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах. Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Таким образом, дидактическая игра - игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересней перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.

Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало.

Дидактические игры проводятся в часы игр и используются как форма и прием обучения во время занятий. Игры могут быть проведены со всей группой детей, с небольшими группами и с отдельными детьми.

Руководство игрой требует большого педагогического мастерства, и такта, потому что, решая в игре и через игру ряд задач, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их. В руководстве дидактической игрой центральное место занимает определение содержания и тех задач, которые хочет разрешить воспитатель.

Планируя работу с детьми, воспитатель предусматривает и те дидактические игры, которые он применит на занятиях, и те игры, которые проводятся в часы игр. Следует также продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей.

Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, воспитатель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить средствами дидактической игры, потому что от этого часто зависит оформление замысла игры, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Определив основные задачи и программное содержание, воспитатель придает игре игровой замысел, намечает игровые действия, т. е. делает игру игрой. Через игровой замысел вызывается активный интерес детей к игре, личное отношение ребенка. Как только у детей возникает личная заинтересованность, появляются и активность, и творческие мысли, и действия, и переживания - все те проявления, без которых невозможна игра как специфическая деятельность.

   Правила игры для детей средней группы носят  обобщенный характер, но и они должны быть четко сформулированы, и ясно раскрывать заключенное в них содержание.

По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей:

- действовать по очереди,

- отвечать, когда спрашивают,

- слушать товарища,

- не мешать другим в игре,

- выполнять правила,

- честно признаваться в ошибке и др.

Содержание дидактической игры - это осуществление, каких-либо нравственных задач.

При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому - легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.

Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других. В ходе игры, которая развертывается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а между тем он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре. Руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей, но не навязчивым.

Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

В нашей группе я обратила внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки. Играют ими. Я захотела исправить положение.

Я начала проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей», который ориентирован на развитие умения и желания у детей старшего дошкольного возраста играть рядом и вместе.

В начале и в конце проекта было проведено диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.

На подготовительном этапе были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками являются воспитатели группы, воспитанники средней группы и родители. Родители должны быть активными участниками всех проектов независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

На подготовительном этапе было важно заинтересовать родителей проблемой (внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм, неумение и нежелание детей старшей группы играть в настольные дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр, недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям). Для этого использовалась наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».

Тема проекта стала интересна и детям и родителям. Был разработан план проекта, определены его цели и задачи. Поставленные задачи решались во всех видах деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая, познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность сверстниками, а затем становилась самостоятельной деятельностью дошкольника.

В группе была создана полочка умных игр, которая пополнялась по мере знакомства с играми. Для родителей была организована выставка групповых настольно-дидактических игр с учетом возрастных особенностей.

С помощью родителей была организована выставка домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка»; выставки детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой  мамой  играем - интерес и знания получаем!». Дети с удовольствием стали приносить домашние игры в группу детского сада, рассказывали и показывали, как нужно играть в ту или иную игру.

Родители имели возможность познакомиться с информацией папки-передвижки «Игры для родителей и детей», где родителям даются рекомендации по выбору игр для детей 4-5 лет, как познакомить детей с правилами игры, предложены варианты словесных игр и многое другое».

Для родителей была организованна фотовыставки «Играя - учимся, играя - познаём!», где можно было увидеть, в какие настольно-дидактические игры играют дети в группе.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Итоговым мероприятием, посвященным теме проекта, был досуг «Умные игры». Родители были приглашены на мероприятие, посвященное теме проекта. Дети быстро и с удовольствием включились в предложенные Незнайкой дидактические игры «Собери картинку», «Отгадай загадку», «Волшебный сундучок». Родители также были привлечены в игры и самостоятельно, и со своими детьми.

К концу проекта воспитанники кроме кукол и машин стали приносить в группу настольные игры.

По окончанию проекта дети стали чаще играть в настольно-дидактические игры, и с большим интересом и успехом, как в детском саду, так и дома. Родители познакомились со структурой дидактической игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую информацию, успешно опробованную на своих детях. Родители согласились с мнением, что настольные игры существуют не для того, что бы усадить ребенка и забыть о нем на некоторое время, а для всестороннего его развития. Главное правильно подобрать игру по возрасту ребенка.  

Результат:

Дети в конце проекта стали чаще использовать  для игр настольно - дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них. Родителей познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов. Итог консультации-практикума - создание родителями в группу  новых «Умных игр», активное   использование  развивающих игр дома с детьми.

Таблица дидактических игр

Виды деятельности

Название дидактической игры

Цель игры

Формирование элементарных математических представлений

«Найти фигуры»

«Головоломки с палочками»

«На что похоже?»

 

«Танграм»

 

«Трудные виражи»

«Рассеянный художник»

 

«Перевертыши»

 

«Найти одинаковые предметы»

Развивать логическое мышление.

Развивать гибкость мышления.

Учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

Развивать сообразительность, гибкость мышления.

Развивать точность движений.

Развивать наблюдательность, навык порядочного счета.

Учить создавать образы на основе схемы предмета.

 Развитие произвольной памяти.

Развитие речи

«Что сначала, что потом?»

«Третий лишний»

«Говорящие рисунки»

«Отгадай и назови»

«Сочиняем сказку»

Учить располагать предметные картинки согласно логике.

Учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Учить пользоваться рисунком-схемой при рассказывании.

Учить называть слово по значению.

Учить использовать предметы-заместители в процессе рассказывания.

Экологическое воспитание

«Загадай, мы отгадаем»

 

«Вершки и корешки»

«Птицы, звери, рыбы»

 

«Кто где живет?»

 

«Не сорока, не ворона»

Учить описывать предметы и находить по описанию.

Учить составлять целое из частей.

Закреплять классифицировать, соотносить в группы.

Учить группировать растения по их строению.

Развитие сообразительности и внимания.

Вечернее время

«Узнай, чей голосок»

«Да или нет»

 

«Раскрась и расскажи»

«Лабиринты»

«Краски»

 

«Наоборот»

«Так бывает или нет?»

«Задачи-шутки»

Развивать слуховое внимание.

Учить составлять вопросы, делать умозаключения.

Развивать мышление, память.

Развивать сообразительность.

Развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Развивать сообразительность.

Учить определять смысловое значение.

Развивать нестандартность мышления.

Индивидуальная работа

«Где спрятана игрушка?»

«Составь картинку»

«Найти отличия»

«Спортсмены строятся»

 

«Сосчитай»

«Загадки и отгадки»

Развивать зрительную память и внимание.

Развивать целостное восприятие.

Развитие внимания.

Закреплять умение располагать предметы по величине.

Развивать навык счета в уме.

Учить соотносить речевую форму предметов с графическим изображением.

 

Уважаемые родители!

В нашей группе реализуется практико-ориентированный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей», цель которого  -  формирование у детей и родителей заинтересованности и умения играть в дидактические настольные игры. В рамках данного проекта просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Какими игрушками предпочитает играть Ваш ребенок дома?

а) куклы

б) машины

в) мягкие игрушки

г) строительные (ЛЕГО, кубики, конструктор и пр.)

д) другие (укажите какие)

____________________________________________________________________

2. Есть ли у ребенка дидактические (развивающие) настольные игры?

                       ДА          НЕТ

3. Какие дидактические (развивающие) настольные игры есть у ребенка дома (перечислить)?  ______________________________________________________

____________________________________________________________________

4. В какую дидактическую (развивающую) настольную игру предпочитает играть ваш ребенок?

____________________________________________________________________

5. С кем чаще всего ребенок играет в дидактические (развивающие) настольные игры?_______________________________________________________________

6. Вы купили ребенку новую настольную дидактическую (развивающую) игру. Кто из членов семьи объясняет правила новой игры ребенку?

____________________________________________________________________

7. Доигрываете ли вы с ребенком в дидактическую настольную игру, даже

если пора спать или кушать?     ДА       НЕТ

Почему?_____________________________________________________________

8. На какие вопросы, касающиеся дидактических (развивающих) настольных игр, Вы хотели бы получить ответы?

____________________________________________________________________

9.  В какой форме (нужное подчеркнуть)? Устная консультация, на стенде,  в виде буклета,  посоветовать литературу по вопросу, другое

____________________________________________________________________

Интеллектуальный досуг для детей среднего дошкольного возраста

«Умные игры»

 

Задачи: развивать любознательность; умение самостоятельно решать умственные задачи; внимательность, сообразительность, память, речь, желание играть в  коллективе; закреплять представление о цвете предметов; способствовать созданию стойких игровых коллективов; воспитывать умение сдерживаться, управлять своим поведением. Создавать веселое, бодрое настроение.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто сегодня будет с нами играть, вы узнаете, если соберете картинку.

1. Дидактическая игра «Собери картинку» по принципу пазлов (на картинке Незнайка).

Воспитатель: Кто у нас получился?

Дети: Незнайка.

В группу входит Незнайка.

Незнайка: Привет ребята. Здравствуйте родители. Я пришел к вам в гости и принес много игр.

Воспитатель: Незнайка подготовил вам загадки, которые вы должны отгадать.

2. Дидактическая игра «Отгадай загадку». 

Зимой в берлоге спит  

И немножечко храпит.

А проснётся - давай реветь,  

А зовут его... (Медведь).  

Не боится даже волка

Эта маленькая кроха.

У него есть острые иголки-

Защитят его надолго. (Еж).

Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. (Кошка)

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Видали вы его не раз,

Он скачет в 2 шагах от нас.

Чирик-чирик, чирик-чирик!

То к этой песенке привык? (Воробей)

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок-

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно! Незнайка приготовил нам музыкальные инструменты и предлагает нам с ними поиграть. А кто из родителей имеет хороший слух?

3. Дидактическая игра «Двигайся под музыку». 

Если будет звучать бубен, вы будете шагать, как солдаты. Если будет звучать погремушка будете хлопать в ладоши.

Воспитатель: Ребята, Незнайка потеряла своих домашних животных. Давайте поможем ему их найти.

4. Дидактическая игра «Волшебный сундучок». 

Незнайка: Ребята, я решил посадить цветы, но не знаю куда какие садить.

Воспитатель: Давайте поможем Незнайке.

5. Дидактическая игра «Посади цветок». 

Три клумбы. Какого цвета? Желтого, зеленого, красного. На полянке тоже цветы зеленого, красного и желтого цвета. Нам нужно посадить зеленые цветы на клумбу зеленого цвета, красные цветы на красную клумбу, а желтые цветы на желтую клумбу.

Воспитатель: Незнайка, а у твоих домашних животных есть дом?

Незнайка: Нет.

Воспитатель: Ребята и родители, а давайте поможем Незнайке построим дом для домашних животных.

Пальчиковая игра «Строим дом».

Целый день тук да тук                                 Мы покрасим забор,

Раздается в доме стук.                                 Наверху флажок прибьём,

Строим дом. Дом большой,                         Будут жить в доме том:

Он с крылечком и трубой.                         Кошка с мышкой и гусем.

Воспитатель: А теперь я предлагаю всем детям и родителям построить дом из крупного строительного материала.

6. Дидактическая игра «Построй большой дом»

Незнайка: Какие молодцы! Какие большие и красивые дома вы построили. Но мне пора возвращаться домой. До новых встреч.

Все прощаются с Незнайкой.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...

статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...

Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

В Материале  освещаются актуалность , цели, задачи освоения данной  темы. Теоретические основы  игр, классификация. создание картотеки и методика проведения занятий....

Конспект мастер – класса для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста »

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...