СТАТЬЯ «Развитие детской инициативы в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
статья (подготовительная группа)

Дорошкевич Елена Леопольдовна

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opty_razvitie_detskoy_initsiativy.docx473.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 Пушкинского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

 «Развитие детской инициативы в

игровой деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста».

Составитель: Дорошкевич Елена Леопольдовна

           2022

Санкт - Петербург

«Что такое инициатива? Это то, что человек делает так,

как надо, хотя его об этом не просят» Элберт Грин Хаббард.

Современное        российское        общество        требует        инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно        стойких,         социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Воспитание такого человека связано с формированием важнейших личностных качеств -самостоятельности, активности, инициативности.

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.

В соответствии со ст.12-13 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) государство обеспечивает ребенку право свободно выражать взгляды, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.        Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.

Федеральный        государственный        образовательный        стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на конструирование такой ситуации        социального        развития, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы (п. 1.4.Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Об утверждении ФГОС      дошкольного образования»). Иными словами, одной из главных задач воспитателя является создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

В результате анализа литературы нами сформулировано понятие инициативы дошкольников:

Инициатива (от лат. initium -начало) - начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности (1).

В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

Инициативность – стремление к инициативе, изменение форм деятельности        или        уклада        жизни.        Это        мотивационное        качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность в дошкольном возрасте проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его

2

развития.        Одним из эффективных средств развития детской инициативы являются игры. ФГОС дошкольного образования указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – в игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Именно игра позволяет развивать умственные и художественные способности, помогает ребенку познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный экспериментов в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения

Таким образом, целью моей работы является создание условий, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель может быть достигнута через решение следующих задач:

1. Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.

2. Создать        условия        для        разнообразной        самостоятельной        игровой деятельности детей по интересам.

3. Разнообразить формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Привлекать родителей к участию в жизни ДОУ.

В соответствии с концепцией Л. С. Выготского схема развития любого вида        деятельности такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество.        В        соответствии        с        ФГОС      дошкольного      образования образовательная деятельность должна быть основана на сотрудничестве детей      и взрослых, поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников образовательного процесса.

В центрах активности нашей группы постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры (заводские и сделанные своими руками, а также с помощью родителей) и материалы: бросовый материал, природный материал, различные коллекции, письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные

3

игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Например, совместно с детьми мы сделали такие дидактические игры как «Волшебная капелька», «Познай себя», «Лото из бросового материала», «Радуга эмоций». Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...?», «Как это изменить, чтобы...?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» - подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками. Периодически в «Сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их любознательность. Это могут быть материалы для художественной деятельности (пайетки, кусочки ткани различной фактуры, бисер и т.д.), письма с увлекательными заданиями, схемами, ребусами, зашифрованные записи и пр. Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.

Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. В ДОУ есть библиотека, в которой мы берем книги различных жанров, показывая, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением. На сегодняшний день нами собрана коллекция видеоматериалов на различные темы – «Животные разных стран», «Обитатели морей и океанов», различные проблемные ситуации.

В младших группах мы воспитывали интерес у детей к разным видам деятельности, содействовали развитию поисково-практических действий с помощью детского экспериментирования, элементарных исследований. Активно развивали речевое общение, инициативу. Однако все развитие инициативы детей напрямую зависело от воспитателей, т.е. именно воспитатель являлся источником вдохновения, эпицентром всех событий, происходящих в группе.

В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка.        Ребенок может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей.

Как уже было сказано выше, инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Этому способствует создание разнообразной предметно –

4

развивающей среды, которая мне обеспечит познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Развивающая предметно-пространственная среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру.

Для развития детской инициативы мы применяем технологию, разработанную на основе идей П. Петерсона, профессора Йенского университета. Технология предусматривает целенаправленное обучение, ориентированное на интеграцию познавательных потребностей детей и педагогического воздействия взрослого. Технология предполагает идею того, что все участники образовательного процесса, прежде всего дети, являются полноправными субъектами деятельности. Дети являются инициаторами, активными участниками, а не исполнителями указаний взрослых. Самое главное, что все «обучение» проходит в процессе игры и дети, сами того не замечая, усваивают материал (порой достаточно сложный) в игровой деятельности.

Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать свой собственный выбор и стать активным участником в планировании образовательной деятельности. Таким образом, ребенок осознает важность, необходимость действий, предложенных не только взрослым, но и им самим.

Так, согласно тематическому планированию, взрослый уже знает тему недели. Его задача – не дать образовательный материал в готовом виде, а привлечь детей к активному обсуждению и выдвижению собственных мыслей. С утра, каждому ребенку раздается лист формата А4, на котором дети предполагают, что можно предложить для освоения данной темы. Например, тема недели «Зимушка-зима». Каждый ребенок высказывает, записывает, что можно сделать в течение недели, затем мысли всех детей активно обсуждаются, оформляется единый план действий, который висит на видном месте. В данном плане также учитываются мнения родителей и всех специалистов (музыкальные занятия, физкультурные занятия). Таким образом, взрослый, прилагая максимум усилий, чтобы привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к выбору темы, поддерживает их инициативу и креативность. Взрослый наглядно демонстрирует, что он не назидатель, не учитель, а полноправный партнер в совместной деятельности. Сначала идет активное обсуждение, совместное планирование действий, выслушивание предполагаемых ответов детей. Далее ответы анализируются, строится конкретный план действий, в течение недели все        за планируемое осуществляется в конкретную деятельность и в конце недели подводится итог (приложение).

Для того чтобы уметь совместно планировать воспитателю необходимо иметь профессиональные и личностные качества:

- умение вести диалог с воспитанниками;

5

- умение следовать инициативе дошкольников, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя группу методов и приемов работы с детьми;

- умение анализировать работу воспитанников, структурировать идеи детей по видам деятельности (двигательная, познавательная, трудовая, исследовательская, художественно-эстетическая);

- умение «не дать увести себя» дальше от предложенной темы.

Совместная деятельность с детьми осуществляется в режимных моментах: занятиях, прогулке, проектах.        Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели.

Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей.

Самостоятельная деятельность осуществляется в центрах активности уже после того, как дети сделают выбор, спланируют свои действия, выберут партнеров и место работы. Самое главное то, что ребенок самостоятельно принимает решение, с кем он будет сотрудничать, а может и вовсе откажется участвовать в проекте. Единственный момент, где дети работают по плану взрослого (воспитателя, специалиста) – это образовательная деятельность. Делается это с целью развития определенных качеств личности ребенка – волевых усилий, усидчивости, познавательной активности, предпосылок к учебной деятельности.

Взрослый имеет право вмешиваться в деятельность детей для того чтобы урегулировать конфликт, решить проблемную ситуацию.

Наиболее эффективными формами работы, по нашему мнению, для поддержки детской инициативы являются следующие:

1. Развивающие занятия

Например, занятия по образовательной области «Познавательное развитие» - «Минутки и сутки», на котором дети в игровой деятельности узнали о видах часов (настенные, песочные, солнечные, наручные и т.д.), о тех часах, которые люди использовали раньше.        В результате дети предложили смастерить свои собственные часы в группе. Для этого совместно с родителями был подобран материал для изготовления часов, продуман проект.

После      прочтения сказок мы значительно обогатили познавательный     центр активности тематическими альбомами, костюмами для девочек, изготовлены куклы-скрутки (приложение)

2. День погружения

Например, «День сказочных героев», «День лесных обитателей», «День Матушки Зимы», «День спортсменов» и т.д. В такие дни все виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: «сказочные герои» готовят волшебные предметы, готовят волшебный завтрак, сервируют необычно стол, расшифровывают послания Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, отправляются в путешествие с помощью волшебной карты и т.д. Или в «спортивный день» дети и взрослые одеты в спортивные костюмы гимнасток, таэквондистов, тренеров. Заранее каждые ребенок совместно с родителями придумал себе эмблему, задание для спортивных соревнований. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.

3. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов окружающего мира и живой природы

Обыкновенные крышки из-под бутылок стали атрибутами в настольно-печатных играх, послужили дидактическим материалом во время образовательной деятельности по лепке. Пуговицы разной формы и цвета стали одним из красивых элементов в поздравительной открытке мамам к праздничному мероприятия.

4. Сотрудничество с семьей

Родители являются активными участниками образовательной деятельности. Так, благодаря их усилиям пополнились центры активности детей: сделаны сказочные герои к произведениям Дж. Родари «Чиполино», С. Маршака «Двенадцать месяцев»; сшиты костюмы овощей для сюжетно-ролевых игр; сборник русских народных сказок.

5. Работа в центрах развития детей

6. Проектная деятельность с детьми и взрослым.

В своей работе использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста, формирования умения делать выбор. В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка. Если раньше участниками проектов были в основном взрослые, то теперь, мы придумываем такие проекты, где активными участниками являются сами дети. В своей практике я внедрила следующие виды проектов:

- Творческие: «Овощной марафон», «Ель – красавица наших лесов», «Птичий бал». После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

-        Исследовательские: «Жители уголка природы», «Крышки–волшебницы», «Мир воды». Дети проводят опыты, после чего результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок.

7

- Игровые: «Любимые игрушки», «Путешествие в зимний лес», «Строим сказочный парк». Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки. По-своему решая поставленные проблемы и задачи.

- Информационные: «Красная книга», «Банки и бутылки разместились на тропинке». Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр).

Поддерживая детей, мы специально создаем ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставим перед ними все более сложные задачи, развиваем волю, поддерживаем желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам. Так, одному из воспитанников, который являлся именинником, но находился дома по причине болезни, дети сами предложили сделать поздравительную открытку и отправить ее по почте.

Конечно, как воспитатель я использую такие приемы, которые обеспечивают возникновению нужной мотивации у детей. Сначала это была игровая мотивация детей «Помоги другу», «Помоги игрушке», когда ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушки. Затем мы используем такую мотивацию как помощь взрослому «Помоги мне», когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможно получить одобрение, а также интерес к совместным делам. Такой тип мотивации как «Научи меня» основан на желании ребенка чувствовать себя умным, начитанным, знающим. На мой взгляд, для развития детской инициативы важен такой тип мотивации как «Создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребенка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя и своих близких.

Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Около 5 % игр в нашей группе предназначены для детей более старшего возраста, чтобы дать возможность ребятам, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше (уникуб, эрудит, развивающие карточки).

Для развития детской инициативы я придерживаюсь следующих правил:

- при первых же затруднениях не спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.

8

-всегда необходимо предоставлять детям        возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

- поддерживание в детях ощущение своего взросления. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу.

В работе с родителями проведены и запланированы практические мероприятия:

1. Родительские собрания «Во что играют наши дети», «Развитие самостоятельности и активности детей», на котором обсуждены общие результаты        анкетирования, выявлены проблемы, предложена педагогическая помощь родителям.

2. Проведены беседы и индивидуальные (групповые) консультации родителей на темы: «Во что и как играет мой ребенок», «Игры у нас дома», «Во что поиграть с ребенком».

3. Проведены дни открытых дверей, когда родители могут не только посмотреть, как и во что играют дети в течение дня, но и присоединиться к ним.

4. Совместные игры родителей и детей в дидактические игры, используемые в процессе образования в детском саду (Сложи квадрат, дидактические        лото        и        т.д.), вовремя специально организованной воспитателем деятельности.

6. Мастер класс «Каждый может сделать сам» для родителей по изготовлению дидактических игр из разнообразных подручных материалов, проведенный педагогом, совместно с родителями, имеющими активную позицию в вопросах воспитания своего ребенка.

7. Творческое задание родителям, разработать и изготовить игру своими руками вместе с ребенком.

8. Консультации родителей по выбору темы, игры для творческого задания, обсуждение требований к готовой игре.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития        творческой        инициативы, произвольности  деятельности  и   поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

9

Список литературы.

1. Словарь по этике. Под. ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М. Политиздат. 1989. с. 447.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

      3. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.

      4.  Большой Энциклопедический словарь. 2000г.

       5. Бабаева Т.И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.

       6. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009

        7. Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса  / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.

        8. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А.                                         9.  Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.

        10.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Школа Светофора»

Совместная игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста«Школа  Светофора»...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну Фантазеров» (игры с правилами)

Организация совместной игровой деятельности с детьми подготовительной группы (игры с правилами)...

Конспект Совместная двигательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "В гости к бабушке Маланье"

Конспект Совместная двигательно-игровая деятельность в детьми старшего дошкольного возраста "В гости к бабушке Маланье"...

Статья. Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

quot;Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"....

Презентация.«Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Опыт работы. «Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (игров...

Совместная игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями с элементами танцевальной терапии, сказкотерапии и изотерапии «ЦЫПЛЕНОК ПИ»

Данное занятие разработано для создание условий сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации, гармонизация внутрисемейных отношений, формирование доверительных отношений между родителем и ребен...