Проект в старшей группе "Я люблю тебя ,Россия"
проект (старшая группа)

Морозова Ирина Алексеевна

Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshaya_novyy_microsoft_word_2.docx61.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

 «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

                      Детский сад №;8 «Зоряночка»

                                                                                                ______________С.Ю. Месикова

                                                                                              30  августа  2022г

Проект для детей старшей группы на тему:

«Я люблю тебя, Россия!»»

                                                                                                     

                                                                                                Воспитатели:

Морозова И. А.

         Волошина И. А.

                                                                                                                     

г. Ессентуки 2022-2023г

Проектная деятельность в старшей группе на тему:

«Я люблю тебя, Россия»

Содержание

Целевой раздел:

  • Пояснительная записка
  • Цель
  • Задачи
  • Формы занятий с детьми
  • Формы  организации  проекта
  • Тип проекта
  • Направленность
  • Количество занятий
  • Возрастная группа

 

  Содержательный раздел:  

  • Актуальность
  • Методы, используемые в проекте
  • Организационно – методическое обеспечение программы
  • Прогнозируемый результат
  • Развивающая среда
  • Средства, необходимые для реализации проекта 

 Организационный раздел

  • Перспективный план проекта
  • Календарно – тематическое планирование работы с родителями
  • Методическая литература

Пояснительная записка

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её столицей и символами.

В проекте «Я люблю тебя, Россия» предложен материал для работы с детьми старшей группе, который помогает расширить знания детей о стране через различные образовательные области. 

Цель: 

формирование у детей духовности, нравственно – патриотических чувств.

Задачи проекта:

      -воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому,

       детскому саду, Родине.  

-формировать бережное отношение к природе и всему живому.

-развивать интерес к русским традициям и промыслам.

- формирование элементарных знаний о правах человека.

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

          Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель и родители.

Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.

Сроки проведения проекта: с сентября по май.

          Формы занятий с детьми: 

  • создание стенгазеты
  • беседы;
  • занятия;
  • рассматривание  альбомов,
  • картин, иллюстраций;
  • дидактические  игры ;
  • заучивание стихов, пословиц, поговорок ;
  • творческая речевая деятельность;
  • развлечения; конкурсы;
  • чтение художественной литературы,
  • двигательная деятельность
  • просмотр презентаций

Формы организации проекта:  

  • опрос детей
  • ситуационные беседы,
  • фотовыставки  
  • самостоятельная деятельность детей
  • выставки  детских рисунков
  • консультации для родителей
  • презентации для родителей
  • конкурс «Мой дом – моя крепость»

Тип проекта :   долгосрочный

Направленность:  познавательно - информационный, творческий

Количество занятий:  

4 занятия в месяц , 36 в год,

Возрастная группа:  5-6лет

Содержательный раздел.

Актуальность темы: 

По мнению многих авторов, дошкольное детство – это важнейший этап становления его личности, воспитания нравственности и патриотизма. Поэтому основная задача, которая встает перед педагогами и родителями - это вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, надо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни. Много написано стихотворений и рассказов о нашей Родине, ее природе!

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Именно в этот период закладываются такие чувства, как любовь к семье, к детскому саду, своему городу и стране – любовь к своей малой и большой Родине, гордость за свой народ, и ощущение своей связанности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

Знакомство детей с малой Родиной, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Перед выбором темы проекта нами было поведено анкетирование детей и родителей, которое показало следующие результаты: к 5 годам у 75% детей недостаточный  уровень познавательного интереса к истории и культуре города, области и страны; у 68% - низкий уровень знаний об истории своего города; 80% родителей не могут посещать культурно – массовые мероприятия совместно с детьми по разным причинам; 35% родителей затрудняются в знании истории города, области; 10% родителей не знают и не хотят знать историю города и страны.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в МБДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.

 Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.

Методы, используемые в занятиях по проекту: 

- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

--словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);

- практический  (самостоятельное решение игровых и проблемных ситуаций);

-проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе НОД);

-мотивационный (убеждение, поощрение);

         Интерактивный метод обучения. Использование информационных технологий дают большую степень усвоения материала детьми. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа.

        Технология игрового обучения.

         Метод наблюдения и беседы.

         Методы , используемые в проекте: 

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • метод сравнения
  • элементарный анализ
  • метод моделирования и конструирования
  • метод проектной деятельности
  • метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
  • беседа – является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

  • метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.        
  • анкетирование
  • анализ полученной информации
  • диагностика
  • консультации
  • опрос родителей  
  • беседы
  • наблюдения
  • дидактические игры

Предполагаемый результат:  

У детей:

  • расширение и пополнение знаний детей о России, повышенный интерес к истории своего города, края.
  • осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений с взрослыми и сверстниками
  • бережное отношение к природе своего края
  • освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, области, государства
  • ощущение любви к своему родному краю и государству
  • осознанное желание быть полезным своей Родине.
  • проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей:

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов:

  • поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
  • подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
  • разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.

Развивающая среда  представлена:

Патриотический уголок в группе, художественная литература, иллюстрации.

Средства, необходимые для реализации проекта:

 Книги, брошюры, презентации о родном городе и России,  игрушки, атрибуты для деятельности, дидактические игр,  подбор иллюстрированного  материала, художественной литературы.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

Целевая прогулка по близлежащей  улице Долина Роз.

 В городе много улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.

  • Познавательное занятие на тему: «Мы живём в городе – курорте».
  • Беседа о домашних адресах; рассматривание иллюстраций с видами достопримечательностей нашего города.
  • Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
  • Дидактические игры: «Где я живу?». «Где ты живёшь?».
  • Беседа на тему: «Названия улиц»;  чтение стихотворений о родном городе.

     

1.Познакомить родителей с темой проекта, его задачами, актуальностью и предполагаемыми  результатами.

2.Нарисовать с детьми свою улицу. Выучить домашний адрес.

3.Анкетирование родителей на темы:

«Считаете ли Вы, что проект  целесообразен и важен вашим детям?»

«Знает ли Ваш ребёнок родной город?»

ОКТЯБРЬ

Формировать представления детей о городе,  в котором они живут, уточнить знания о своей улице, воспитывать любовь к своему городу.

  • Занятие на тему: «Как образовался наш город -  курорт».
  • Рассматривание иллюстраций в книжном уголке на данную тему.
  • Вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в городе много улиц с разными названиями. Пополнение альбома материалом.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, о зданиях нашего города.
  • Беседа:  «Где строят города, посёлки, деревни» (в плодородной местности, где много воды; у источников воды; на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома, готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами, портами,рабочие города и посёлки; там, где люди предпочитают отдыхать, курортные города и посёлки; где находится правительство страны, столица нашей).

1. Консультация на тему:

«С чего начинается Родина?» «Воспитание любви к своему городу»

2. Привлечь родителей к сбору материала для альбома на тему:

«Место, где я живу»

3. Экскурсия(офф-лайн) к грязелечебнице нашего города.

НОЯБРЬ

 

Формировать представление о родном городе, о его достопримечательностях уютных его уголках, закреплять навыки поведения на улицах родного города, воспитывать любовь к нему.

  • Побеседовать с детьми о том, что они видели, что понравилось на прогулках с родителями в выходные дни. Рассмотреть фотографии.
  • Проблемные ситуации на тему: почему нужно знать свой домашний адрес, название улицы, номер дома, фамилию.
  • Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад и названия улиц, на которых живут дети.

  • Пополнение альбома.

  • Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
  • Помощь родителей в создание альбома «Достопримечательности нашего города»
  • Предложить родителям, чтобы они с детьми сходили в музей, и посмотрели материал об истории образования нашего города.

ДЕКАБРЬ

Формировать представление о том, что наш город -  это маленькая частица нашей большой Родины—России, познакомить с историческим прошлым нашего города.

  • Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе; схем улиц города Ессентуки; познавательный рассказ педагога о Ставропольском крае; показ географического  местоположения его  на карте.
  • Показать красивые здания курортов, курортный парк, фонтаны, театральную площадь нашего города.
  • Чтение стихотворений о нашем городе, познакомить с писателями, кто написал эти стихотворения.
  • Рассказы детей об улицах,  на которых они живут.
  • Дидактические игры: «Где находится памятник?», «Кем быть?».
  • Беседы на темы: «Я и взрослые люди», «Я и моя семья», «Быт и основные занятия русских людей».
  • Познавательное сообщение «Природа и города России».

  • Работа со схемой «Как дойти до детского сада, и по каким улицам».

  • Беседа с детьми о правилах движения по улицам города, рассказать,  что означают те или иные знаки дорожного движения.

ЯНВАРЬ

Знакомить детей с символикой России, гимном и песнями о  России

  •  Д \и «Собери герб, флаг своей страны»; «Одень куклу в национальный костюм»
  •  Беседа: «Россия – щедрая душа» знакомство с блюдами русской кухни»;
  • Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем»
  •  Чтение и заучивание стихотворений о Родине. З. Александрова «Родина», В. Степанова  «Песня», Ф. Глинка «Москва»,  М. Матусовский «С чего  начинается Родина?», И. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине».
  •  Прослушивание гимна России.
  • Знакомство - «Государственные символы»

  •  Разучивание песен о России.
  •  Рисование: «Русская народная одежда»
  • Папка – передвижка «Наша Родина – Россия».
  • Консультация «Символика России».

  • Памятка «Россия – многонациональная страна».

ФЕВРАЛЬ

  • Беседа «От богатырей до солдат Российской армии»; «Защитники отечества в нашей семье»
  • Чтение К. Авдеенко «Защитникам отечества»
  • Творческое рассказывание «Если бы я был военным»
  • Компьютерная презентация «Богатыри Руси»
  • С\р игра «Моряки»
  • Слушание песни «Моя армия»
  • Игровое упражнение «Мы солдаты», «Защита крепости».
  • Аппликация: «Поздравительная открытка для папы»
  • Консультация «День защитников отечества» 
  • Папка – передвижка «Как рассказать детям о ВОВ».

МАРТ

  • Экскурсия по городу «Парк нашего города»
  • Посещение городского - краеведческого музея.
  • Беседа: «Их именами названы улицы города»; «Профессии моих родителей»
  • Д\и «Знатоки города»; «Собери картинку"
  • Составление рассказа «Достопримечательности города Ессентуки».
  • Чтение и разучивание стихотворений о родном городе»
  • Слушание песни о нашем городе.
  • Аппликация: «Во поле береза стояла»
  • Памятка для родителей «Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада».  
  • Экскурсии по улицам города. Посещение памятных мест города.

АПРЕЛЬ

  • Экскурсия по городу «Достопримечательности моего города»
  • Посещение городской библиотеки: тема «Художники и писатели нашего города».
  • Беседа «Лекарственные растения моего края»; «Животный мир родного края».
  • Д\и «Достопримечательности моего города»»
  • Составление рассказа «Мой город».
  • Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько.
  • Составление рекламных рассказов «Приезжайте в наш город»
  • Конструирование: «Железнодорожный вокзал»
  • Информационные листы
  • «Мой город, моя страна» 
  • Маршрут выходного дня.
  • Посещение городского музея выставки «Мой город», «Животные моего края»

МАЙ

  • Беседа «Дымковские игрушки»; «Русская народная игрушка»
  • Д\и «Угадай и расскажи» (народные игрушки)
  • С\р игра «К нам гости пришли»
  • Разучивание стихов о гжели.
  • П\ игра «Как у наших у ворот»,
  • Слушание русских народных песен в исполнении детских русских народных ансамблей.
  • Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь».
  • Лепка: «Дымковский конь»

  • Папка – передвижка «История гжели» 
  • Семинар практикум
  • «Традиции и обряды в жизни русского народа Папка – передвижка «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края» 
  • Консультация для родителей. «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома». 

Список литературы:

1. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. Занятия для детей 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию и воспитанию. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2015

2. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013

3. Алешина А. Н., «Ознакомление с окружающим миром». – М: ТЦ Сфера.

4. БаранниковаО. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие». – М: АРКТИ, 2007г.

5. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»- М: АРКТИ, 2005г.

6. Ковалева Г. А. «Воспитывая маленького гражданина».- М: АРКТИ, 2005г.

7. Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2006г.

8. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова М., 2007г.

9. Новиков С. В., Новикова Е. П. «Родная история». –М: Эксмо, 2004г.

10. Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаевой.

11. Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». –М: АРКТИ, 2002г.

12. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л. Л., – СПб. : детство-Пресс, 2011г

Приложение

Диагностическая карта оценки знаний детей по осуществлению проектной деятельности.

п/п

Ф.И. ребенка

Представление о России

Знания о русской народной одежде

Знание о достопримечательностей России

Интерес к истории  нашей страны

Знания о культуре нашей страны

Знания о традициях нашей страны

Представление о русской армии

 Итог

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

Показатели уровней развития.

Высокий уровень: 2.5 – 3 балла

Средний уровень: от 1.5 до 2.4балла

Низкий уровень: меньше 1.5баллов

1 полугодие.

Высокий уровень:

Средний уровень:

Низкий уровень:

2 полугодие.

Высокий уровень:

Средний уровень:

Низкий уровень:

Статья по проекту « Моя малая Родина».

Дошкольное детство — важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного нравственно-патриотического развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, духовному возрождению. Эффективность получения знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции только в ходе реализации проектного метода. Поэтому именно проектный метод является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, в данном случае, к нравственно-патриотическому воспитанию. Использование проектного метода в работе по воспитанию нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения, а также ознакомлению детей с историей родного края позволит развить внутреннюю активность и чуткость ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам; будет способствовать развитию собственной познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретут способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — разовьют у ребенка уверенность в своих силах и стремление к новому поиску знаний. Коллективные переживания сблизят детей друг с другом и с взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и развитию коммуникативных навыков. Дети, начиная с раннего детства, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций и праздников; равнодушным отношением к истории родного края. Только заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия, можно воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала. Формирование патриотического сознания одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации. Среди направлений образовательной программы детского сада важное место занимает региональный компонент, основными задачами которого являются: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей и др. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя. Прежде чем  человек научится трудиться на благо Родине, его необходимо научи   добросовестно выполнять трудовые поручения, привить  ему любовь к труду.
Ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений:

  • отношение к природе родного края, родной страны;
  • отношение к людям, населяющим республику, страну;
  • отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
  • отношение к государственному устройству.

Каждое направление, кроме последнего, может стать содержанием работы с детьми дошкольного возраста. Конкретное содержание работы с детьми педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей. Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, географическом, историческом или культурологическом исследовании исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. Например, читая сказки, взрослые вместе с детьми обсуждают и выясняют, как выглядели раньше дома, а затем сооружают и украшают макет деревенской избы.
Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

  • обогащать знания детей о родном крае;
  • воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;
  • учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
  • воспитывать интерес и уважение к людям других  национальностей.

В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:

  • экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам; к храмам, на предприятия, организация наблюдений;
  • чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
  • рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
  • походы в кинотеатры, театры, кафе;
  • туристические походы, организация наблюдений за природой;
  • просмотр слайдов;
  • оформление альбома на заданную тему;
  • праздники, концерты, вечера дружбы;
  • изготовление атрибутов к этим праздникам;
  • изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
  • художественная самостоятельная деятельность детей;
  • беседы и разговоры с детьми.

 Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать. В старшей группе нужно знакомить детей c историей родного города : почему возник город  на этом месте, объяснить названия города  и самых древних улиц, рассказать об основателе города . Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом города. Работу по ознакомлению дошкольников  с достопримечательностями родного города желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад, люди, которые  прославили свой город, свою страну; рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам в  этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии (портреты). 

  • места отдыха жителей города : рассказать о том, где в городе  расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно. Особенно важно остановиться на ознакомлении детей с музеями их города , объяснить, что такое музей, для каких целей он создается, когда возник в России  первый музей, какие бывают музеи, и только после этого можно перейти к  рассказу о музеях родного города  – краеведческом, картинной галерее и др.

Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому,  составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:

  • рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.;
  • рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами,  активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
  • воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий; 
  • язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;
  • рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.

Считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Если не мы, то кто – же

Детям нашим поможет?

Россию любить и знать.

Как важно -  не опоздать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....

Воспитательно-образовательный проект "Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь".

Познакомить детей с богатой многовековой историей России. Воспитывать любовь к своей стране....

Проект по патриотическому воспитанию «Я люблю тебя, Россия, золотая моя Русь»

Цель проекта: формирование патриотических чувств у детей....

Проект старшая группа: " Я люблю тебя Россия"

    Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников &nd...