Реализация проекта «Строители» в свете пропедевтической работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Вопрос реализации работы по ранней профориентации в детском саду является актуальным. Эффективным методом реализации данного направления является метод проектов. Педагоги детского сада № 6 делятся технологической картой проекта "Строители".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dou_6_minsadykova.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Минсадыкова Гульсум Шарифьяновна,

старший воспитатель

Павлова Светлана Сергеевна, воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное

 учреждение «Центр развития ребёнка –

детский сад № 6» города Магнитогорска

Реализация проекта «Строители» в свете пропедевтической работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

В законе Российской Федерации «Об образовании» в расстановке акцентов в содержании образования отмечается, что оно «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности».

По словам президента страны Владимира Путина, экономический рост страны определяется инвестициями в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производства. И прежде всего – это      инвестиции в человека, ведь на рынке труда действуют не абстрактные человеческие ресурсы, а вполне конкретные люди, со своими представлениями о трудовой жизни, мечтами, интересами, чувствами, мыслями, мотивами, ценностными ориентациями. Следовательно, особую актуальность приобретает своевременно оказанная направленная профессионально ориентирующая помощь, которая может являться залогом развития личности, включенной в процесс становления непосредственного профессионала.

Особое значение придается развитию мотивации у подрастающего поколения получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики. Для этого изменяется сама система профориентационной работы, которая прежде начинала свое «воздействие» на школьника в старших классах. Как отметил министр образования Челябинской области Александр Кузнецов, работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале – на уровне детского сада. 

Движущими силами профориентационной работы являются: сетевое взаимодействие, популяризация системы естественно-математического и технологического образования, информационно-мотивационное сопровождение субъектов осуществления образования и развитие «деловой репутации» общеобразовательных организаций.

Реализация механизма информационно-мотивационного сопровождения предполагается на различных уровнях и этапах принятия решений, что мотивирует его применение в дошкольном образовании. На наш взгляд, механизмом информационно-мотивационного сопровождения ранней профориентации в детском саду является проектный метод.

Метод проектов позволяет актуализировать в дошкольном возрасте:

  • интеллектуально-развивающий аспект обеспечивает интеллектуальное развитие воспитанников, развитие их умственных способностей;
  • познавательный аспект создает условия для познания дошкольниками окружающего мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • воспитательный аспект способствует становлению основ важнейших качеств личности: целеустремленности, активности, креативности, последовательности, аккуратности и других;
  • мировоззренческий аспект создает предпосылки для формирования системы убеждений.

Таким образом, метод проектов предполагает применение таких форм совместной и самостоятельной деятельности, которые, будучи сообразны возрасту, создают условия для зарождения у детей дошкольного возраста  первоначальных основ ценностных смыслов трудовой деятельности.

Технологическая карта проекта «Мы - строители»

Актуальность. В жизни общества произошли изменения: важнейшим источником информации стало телевидение, интернет и все меньше времени – книге. С самого раннего детства формируются представления о будущем под воздействием массовой культуры, СМИ. Но средства массовой информации весьма скудно представляют информацию о рабочих профессиях. Телеэкраны заполнили «мыльные оперы», блокбастеры, многосерийные мультфильмы об устрашающих нидзя, монстрах, в которых, в основном, представлены профессии дизайнеров, банкиров, менеджеров, шоу-бизнеса.  Таким образом, источником «профессиональных тем» для ребенка становится детский сад. Для педагогов актуальной является задача формирования первичных представлений о рабочих профессиях, их роли в обществе, в жизни каждого человека, а также воспитание ценностного отношения к труду людей и его результатам.

Тематическое поле. Зодчество - искусство проектировать и строить здания. Основная цель зодчества состоит в формировании среды для труда, отдыха и быта населения. В нем взаимосвязаны технические, функциональные, эстетические начала (прочность, польза и красота). Возводят здания люди, которых называют строителями. Строитель – это древнейшая профессия ведь даже древние люди пытались сооружать себе укрытие от внешних воздействий. Особенности строений во многом были обусловлены особенностями местонахождения. С течением времени жилье не утратило своей необходимости, к строениям стали предъявляться еще дополнительные требования. Так возведение укрепленных замков обусловлено феодальными войнами.  С развитием научно-технического прогресса   появлялись все новые способы постройки, разнообразились строительные материалы, изменились потребности. Сегодня построение любого вида здания требует тщательной подготовки, владение глубокими знаниями в разных науках, умение эксплуатировать разнообразную сложную технику, умения находить творческие нестандартные решения. Строитель – это обобщающее понятие, объединяющее множество строительных специальностей.

Вид проекта: творческий.

Вид проекта по срокам реализации: краткосрочный.

Состав участников: педагоги детского сада, дети подготовительной группы, родители.

Цель. Показать специфику и важность строительных профессий для общества в процессе введения дошкольников в сферу зодчества.

Задачи.

Способствовать расширению кругозора детей в процессе ознакомления:

  • с процессом возведения зданий как общественно-обусловленной деятельностью;
  • со спецификой строительных профессий (архитектор, каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, крановщик, экскаваторщик, водитель, электросварщик, электрик).

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе уточнения и систематизации представлений о строительстве и строительных профессиях.

Стимулировать фантазию детей в реализации идей-придумок в процессе продуктивной деятельности.

Активизировать дошкольников в представлении своего проекта.  

Обогащать детско-родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной и досуговой деятельности с детьми.

Создавать условия для становления ценностного отношения к труду строителей через показ творчески-созидательного характера их деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта. 

В результате реализации проекта дети:

  • будут иметь представление о том, что процесс возведения зданий имеет сложную последовательность трудовых операций, которые выполняют люди разных профессий, объединенных общим словом «строитель»;
  • знать и использовать в активном словаре названия, профессиональные атрибуты и функциональное назначение строительных профессий;
  • приобретут опыт в выразительном рассказывании стихов о строителях;
  • использовать полученную информацию в самодеятельных сюжетных играх;
  • уметь классифицировать здания заданному признаку;
  • приобретут опыт совместной работы в группах и с родителями;
  • уметь находить совместно с родителями оригинальные решения в создании зданий будущего из различных видов конструктора (по выбору).

Планируемые продукты проекта:

  • выставка семейных работ – макеты «Дома будущего» с описание проектов;
  • викторина «Все профессии строительные нужны – все профессии важны»;
  • фотовыставки (фотоальбомы): «Здания нашего города», «Такие разные дома»;
  • видеоконсультации для родителей на сайте;
  • альбом моделей по теме;
  • совместный с родителями досуг «Рассказываем стихи о строителях»;
  • отчетная видеоинформация на сайте.
  1. Подготовительный этап.

Подборка наглядного материала для познавательной и продуктивной деятельности детей.

Создание на сайте учреждения (группы) информационной странички проекта, инициировать на форуме обсуждение на тему «Как знакомить детей со строительными профессиями».

Создание банка идей и предложений.

  1. Погружение в проект.

Экскурсия по городу.

Презентация «История домов»

Формулировка проблемы «Без кого дом не построишь»

  1. Этап реализации проекта.
  1. Тема «Такие разные дома».

Задачи. Активизировать операции: анализ, сравнение, синтез. Побуждать классифицировать здания по функциональному назначению: «для жилья», «для обслуживания», «для производства».

Формы реализации: игровая ситуация «Найди лишнее», совместное построение модели «Дома».

  1. Тема «Из чего бывают дома».

Задачи. Знакомить с историей строительства, побуждать устанавливать зависимость конфигурации зданий и строительного материала от природных факторов.

Формы реализации: восприятие художественной литературы (Ольга Колпакова «Дома мира»), иллюстраций, беседа.

  1. Тема «Мультяшный город».

Задачи. Уточнять представлений о функциональном назначении конструктивных составляющих традиционного жилища человека: дверь, окна, стены, крыша, фундамент, пол. Способствовать формированию умений работать в паре. Конструирование дома для любимого сказочного персонажа.

Формы реализации: беседа, опыт «Какой дом крепче» (с фундаментом и без фундамента), конструктивно-модельная деятельность в парах.

  1. Тема «Книга самых красивых домов»

Задачи. Способствовать сплочению детско-родительских сообществ по созданию общего продукта. Активизировать в совместном с родителями составлении описательных рассказов. Стимулировать в представлении рассказов.

Формы реализации: совместно с родителями собрать фотоальбом о самых красивых домах мира, составление рассказов, рассказы детей в ходе режимных процессов.

  1. Тема «Дворцы и замки»

Задачи. Уточнить представления о зависимости конструктивных составляющих дома от внешних факторов (высокие башни, бойницы замков, лепнина дворцов), развивать творчество в изображении придуманного строения.

Формы реализации: восприятие образцов средневековой архитектуры (презентация «Дворцы и укрепленные замки»), обсуждение проблемы «Может ли один человек построить дворец», изобразительная деятельность.

  1. Тема «Сказочный город»

Задачи. Активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение. Стимулировать детей в высказывании своих умозаключений. Уточнить представления о профессиях архитектора (придумывает здание и делает к нему чертежи); каменщика (непосредственный исполнитель замысла архитектора). Отождествлять себя с исполнителем замысла – возводить постройку по рисунку своего товарища. Активизировать монологическую речь.

Формы реализации. Познавательная деятельность: рассматривание чертежей зданий (презентация «Мастерская архитектора»), сравнение чертежей, выполненных архитекторами и рисунков детей. Восприятие информации о профессиях архитектора и каменщика; обмен рисунками, выполненных на предыдущем занятии; конструктивно-модельная деятельность по рисунку товарища; коммуникативная деятельность: представление своей постройки.

  1. Тема «Строительная лаборатория - 1».

Задачи. Способствовать формированию представлений о каменщике, крановщике, плотнике. Познакомить со способами скрепления материалов, в зависимости от их свойств.

 Формы реализации: просмотр презентации, беседа, опытно-экспериментальная деятельность   по получению строительной смеси «бетон».

  1. Тема «В старину и сейчас»

Задачи. Активизировать детей в системном анализе способов строительства в древности и в современных условиях. Подвести к пониманию, что в современных условиях здание – это продукт сложного коллективного труда.

Формы реализации: ТРИЗ – метод системного анализа.

  1. Тема «Кто строит дом»

Задачи. Уточнить обобщающее понятие «Строители». Активизировать в речи названия профессий: архитектор, каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, крановщик, экскаваторщик, водитель, электросварщик, электрик. Побуждать давать характеристику каждой специальности.

Формы реализации: игра «Что лишнее», моделирование, рассказы детей по модели.

  1. Тема «Наш город»

Задачи. Познакомить с историей строительства Магнитогорска. Способствовать сплочению детско-родительских сообществ по созданию коллективного группового продукта. Стимулировать детей в представлении рассказов. Создать условия для изобразительной деятельности по памяти в ходе режимных процессов и в свободной деятельности.

Формы реализации: совместно с родителями собрать фотоальбом о самых красивых зданиях города, составление детьми совместно с родителями рассказов, рассказы детей в ходе режимных процессов. Просмотр итоговой презентации по теме, рассказ воспитателя, изобразительная деятельность «Наш город».

  1. Тема «Знаем и уважаем строителей»

Задачи. Создать условия для уточнения и закрепления знаний детей в свободной деятельности: о профессиях, об инструментах, о зданиях.

Формы реализации: внесение дидактических настольных игр в РППС, поручения, размещение обучающих ситуаций по теме на магнитном панно (разрезные картинки, что лишнее, разложи в правильной последовательности, найди, чей инструмент, чего не стало и другие).

  1. Тема «Семейный вечер»

Задачи. Создать условия для развития традиции семейного чтения. Стимулировать становление читательского интереса. Закреплять знания о специфике различных строительных профессий. Приобретение опыта в выразительном исполнении стихов о строительных профессиях.

Формы реализации: семейное чтение, беседа, разучивание стихов.

  1. Тема «Строительная лаборатория - 2».

Задачи. Уточнять представления детей об основных этапах возведения зданий, активизировать в диалоге. Побуждать в процессе опытной деятельности делать самостоятельные умозаключения о том, какие материалы наиболее пригодны для постройки жилья.

Формы реализации: обсуждение модели «Что вначале, что потом», опытно-экспериментальная деятельность по выявлению свойств различных материалов.

  1. Тема «Планета будущего»

Задачи. Приобщить детей к занятию инженерно-техническим творчеством на основе предварительного замысла. Создать условия для приобретения опыта работы над совместным проектом, отождествляя этапы создания макета с разными строительными профессиями.

Формы реализации: совместное с родителями придумывание идеи будущего дома, моделирование чертежа, конструктивно-модельная деятельность по созданию макета, составление описательного рассказа.

  1. Тема «Мы – строители»

Задачи. Способствовать созданию обобщающего образа строителя. Создать условия для приобретения эмоционального опыта выражения ценностного отношения к профессии строителя. Стимулировать интерес к творчеству.

Формы реализации: совместная досуговая деятельность (педагоги, родители, дети), включающая в программу чтение стихов о строителях, викторину «Все профессии строительные нужны – все профессии важны», выступления семей с защитой проектов.

Список литературы

1.        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". – ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» –  Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.12.2014 № 01/3810

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пос. для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.        Киселева Л.С., Данилова Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Проект по введению в раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста "Школа юного журналиста"

Когда у ребёнка спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет, он обычно отвечает: врачом, писателем, пожарным, полицейским, журналистом. Многим из этих детских ожиданий сбыться так и не удастся. Лиш...

Сборник методического материала по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Строитель"

Данный сборник составлен для работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста по ознакомлению с профессией "Строитель"...

Отчёт по реализации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

    Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной, цель которой социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Реализация проекта "Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста"

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них опр...

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...