«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»
консультация (старшая группа)

Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в современном мире перед нами стоит задача воспитать человека, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, который бы легко социализировался в обществе, успешно реализовался в профессиональной сфере. В настоящее время ориентация детей в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

    Детство! Пора мечтаний и грез, когда мечту можно воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – космонавт или даже президент.  Дошкольный возраст
является наиболее благоприятным периодом для формирования
любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к
разным профессиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы:  

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

    Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в современном мире перед нами стоит задача воспитать человека, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, который бы легко социализировался в обществе, успешно реализовался в профессиональной сфере. В настоящее время ориентация детей в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

    Детство! Пора мечтаний и грез, когда мечту можно воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – космонавт или даже президент.  Дошкольный возраст
является наиболее благоприятным периодом для формирования
любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к
разным профессиям. 

Фундаментом дошкольного образования являются игровые технологии, способные реализовать эту задачу. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии.

У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Данные особенности наших воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учётом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи.    

Наша задача – вызвать у детей желание узнать, как можно больше об интересующей их профессии. С этой целью  выстраиваем образовательную деятельность в группе так, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался.

     Самое главное правило в нашей работе: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Поэтому для качественного и успешного решения поставленных задач по ознакомлению дошкольников с профессиями, создали содержательную, трансформируемую, вариативную, доступную и безопасную, предметно-развивающую среду, которая способствует полноценному развитию личности детей, а также позволяет, через различные формы игровой деятельности знакомить ребят с профессиями взрослых.            

     Для моделирования среды и развёртывания игровых сюжетов в групповом помещении, изготовили ширмы-трансформеры, которые дети могут самостоятельно перемещать по группе. При выборе дизайна и темы для ширм - трансформеров мы учитываем игровые интересы воспитанников. На одну ширму - трансформер совместно с родителями сшили несколько тематических комплектов съемных элементов, например: «Мастерская», «Салон красоты», «Скорая помощь», «ДПС».

        Каждое утро начинаем с обсуждения планов дня, реализации совместных дел, используем в профориентационной работе с дошкольниками технологию «Утренний круг», с целью создания эмоционального настроя на весь день. Предлагаем детям интересные «проблемные ситуации», например «Что было бы, если бы…» или «Что будет, если исчезнет профессия хлебороб, овощевод, комбайнер?» и др.

     Применяем в своей работе технологию организации сюжетно-ролевых игр. Данная технология призвана   сочетать элементы игры и обучения. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д.

      Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры, используем некоторые методические приемы, например, в начале игры главные роли распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

    Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используем следующие приемы:

1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;

2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты» и др.);

3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я, доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);

4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Саша согласится стать водителем грузовика?»).

        В нашей группе мы организуем различные сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием обыгрывая различные сюжеты: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Сбербанк России» и т. д. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей.  

       В ходе таких игр у детей с нарушениями речи формируются первичные представления о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. 

       В своей работе    используем дидактические игры, которые находят свое место в образовательной и самостоятельной   деятельности детей. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем. Осознать общественную значимость той или иной профессии помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.   

       Особым вниманием пользуются у наших воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», «Ассоциации», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

  Организация словесных игр, для детей нашей группы способствует пополнению словарного запаса воспитанников понятиями из профессиональной сферы. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

      Движения пальцев и кистей рук имеют особое воздействие на развитие речи детей нашей группы. Поэтому с детьми ежедневно проводим пальчиковые игры и упражнения. Благодаря таким играм дети получают разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у них формируется концентрация внимания и выдержка. Игры, имитирующие трудовую деятельность и работу различными инструментами, в простой занимательной форме знакомят ребят с профессиями и орудиями труда, помогают понять важность и необходимость каждой профессии. Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».

     Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные игры, которые позволяет детям обыгрывать сюжет из знакомого литературного произведения, где дети являются и актерами, и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе детей, раскрыть их потенциал, например - сценка-инсценировка «В гостях у сказки».

      В своей работе мы активно используем квест-игры, которые основываются на определённом сюжете и имеют обязательную конечную цель, достигнуть которую, можно лишь последовательно решая поставленные задачи. Использование квестов позволяет нам уйти от обыденных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Данная форма работы с детьми позволяет нам задействовать неограниченное количество участников квест-игры. В процессе игры каждый участник может применить свои знания, умения и навыки в практической деятельности. Они помогают организовать целенаправленный досуг и расширить кругозор в области существующих профессий увлекательной форме закрепить знания о профессиях: «В стране профессий», «Путешествие в мир профессий», «Кто работает в детском саду?» и др.

     Подвижные игры– хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, полицейскому, военному, космонавту и др.

       Сделать процесс обучения при знакомстве с профессиями интересным и ненавязчивым помогают нам интерактивные игры, которые повышают мотивацию у детей к процессу познания.

       В интерактивной игре для детей старшей группы по теме «Профессии» ребята, помогая Лунтику, знакомятся с различными профессиями, их названиями, орудиями труда, необходимыми для работы. Учатся выбирать орудия труда, необходимые парикмахеру, учителю, строителю, врачу, повару, полицейскому и продавцу. Игра расширяет кругозор, словарный запас ребенка, развивает память, внимание. Эту игру можно использовать для занятий, как в группе детского сада, так и дома.

   При   знакомстве детей с особенностями работы специалистов различных профессий используем виртуальные экскурсии. Они позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать.  Такие экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к миру профессий.

      Проводим экскурсии: «В карьере Лебединского ГОКа», «В больнице», «На стройке», «Путешествие на МКС», «Аэропорт в Белгороде» и т.д.

       Например, во время виртуальной экскурсии «Аэропорт в Белгороде», детям вначале экскурсии предлагается отгадать загадку и узнать, куда мы отправляемся. В ходе экскурсии виртуально посетили аэродром, познакомили детей с устройством аэропорта, расширили представления о воздушном транспорте. Дали первичные представления о профессиях «стюардесса, летчик». Ввели в речь детей новые слова «стюардесса, аэровокзал, аэропорт, зал ожидания, эскалатор, посадочный талон, аэродром».

      В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия.

      Так виртуальная экскурсия на международную космическую станцию позволила детям «побывать» на МКС, узнать, какую работу выполняют космонавты. Ребята получили представления о качествах и требованиях к людям данной профессии. В ходе экскурсии уточнили: Кто работает на этой станции?   В каких условиях работают космонавты?

    Затем детям предлагалось представить, как же это сложно – быть в невесомости. Ребята выполняли упражнение «Космонавты», чтобы проверить выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие.

     Виртуальную экскурсию используем как часть образовательной деятельности или как самостоятельное мероприятие.

   «Встречи с интересными людьми» — это форма работы с семьей, которая позволяет нам достичь цели своей педагогической деятельности, а родителям быть не пассивными зрителями, а стать активными участниками образовательного пространства. В начале учебного года на собрании была предложена идея встреч с интересными людьми различных профессий. Родители с радостью откликнулись и предложили свое участие. Таким образом, воспитанники нашей  группы были познакомлены с такими профессиями: врач скорой помощи, пожарный, сотрудник ДПС, повар-кондитер.

        В ходе беседы с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей.  Поэтому стали использовать в своей работе такую форму организации детской деятельности, как    Виртуальное гостевание.      

        Чтобы познакомить воспитанников с разными профессиями, предлагаем родителям записать видеоролик о своей работе. Для этого заранее проводим опрос среди родителей и узнаём, кто бы из них хотел стать виртуальным гостем группы.

       Занятия с участием виртуального гостя предусматривает предварительную работу как с детьми, так и с самим гостем. С детьми проводим беседу о тех профессиях, о которых потом им более подробно расскажет гость. Также с детьми   заранее подготавливаем вопросы о профессии, что они хотели бы узнать или увидеть. Передаём эти вопросы родителям, которые стараются ответить на них в своем видео рассказе.

      Задача виртуального гостя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты. Детям нравится, когда родители рассказывают истории из опыта своей работы, обращаются к ним. Видеоролики получаются живыми и создают атмосферу реального общения.

         Можно сделать вывод, что использование игровых технологий по ранней профориентации помогает дошкольникам научиться стать креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить удовлетворение и радость.

        Благодаря разнообразным интересным формам работы, у детей с нарушением речи формируются первичные представления о профессиях, происходит обогащение и активизация словаря по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....

Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми...

Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопр...

Реализация проекта «Строители» в свете пропедевтической работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Вопрос реализации работы по ранней профориентации в детском саду является актуальным. Эффективным методом реализации данного направления является метод проектов. Педагоги детского сада № 6 делятся тех...