«Детское движение «Юный патриот» как одно из важнейших звеньев системы воспитательной идеологической работы в детском саду»
статья

Анахина Татьяна Александровна

В статье представлены различные формы организации деятельности с детьми в детском саду по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

 «ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗВЕНЬЕВ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ»

Одним из приоритетных направлений современного российского образования уже с дошкольного возраста является формирование патриотизма, как основы социально-значимых качеств личности. Потребность в воспитании в детском возрасте первых задатков гражданско-патриотических чувств находит свое отражение в национальном проекте «Образование», в котором одной из ключевых задач обозначена задача воспитания гармонично-развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. 

В основе процесса воспитания детей в детском саду лежат    конституционные и национальные ценности Российского общества, которые нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы с детьми. Все проводимые дела, события, мероприятия патриотической направленности объединены в тематический модуль Программы воспитания «Я и моя Родина».

В старшей группе мероприятия и коллективно-творческие дела реализуются с воспитанниками отряда «Детского движения «Патриот». Рассмотрим, в чем заключаются основные принципы деятельности данного детского движения «Юный Патриот» и методика работы с дошкольниками в отряде «Патриот».

Цель создания отряда «Патриот»: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через овладение методами и формами пропаганды мирной жизни на Земле.

Основные направления работы отряда «Патриот»:

  • Углубленное изучение героического прошлого Родины на примере Российской армии.
  • Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил здорового образа жизни в младшей группе детского сада.
  • Воспитание у детей патриотических чувств на героических, боевых и трудовых традициях российской армии, формирование, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
  • Содержанием работы отряда «Патриот»: освоение детьми правил нравственно-патриотического поведения через разнообразные мероприятия.
  • Информационная деятельность: создание стендов, стенгазет, агитационных листовок, макетов военной атрибутики.
  • Пропагандистская деятельность: проведение викторин, игр, соревнований, тематических праздников, конкурсов с детьми младшего дошкольного возраста.

Данные направления работы находят свое отражение в календарном плане воспитательной работы дошкольной организации через различные формы работы с детьми и родителями и соответствуют календарю событий модуля «Я и моя Родина».

Календарь событий соответствует следующим патриотическим праздникам: «День города» (сентябрь -последняя суббота), «День народного единства» (4 ноября), «День защитника Отечества» (23 февраля), «День Космонавтики» (12 апреля), Праздник «День победы» (9 мая), «День России» (12 июня), «День Прохоровского поля» (12 июля), «День Государственного флага России» (22 августа).

Так, мероприятия, посвященные празднику «День города» включают в первую очередь экскурсии по улицам и к памятникам города; а также: беседы с рассматриванием иллюстраций «Город, в котором я живу», «Знаменитые люди Белгородчины» и др. коллекционирование, изготовление панно, совместных коллажей, работу в мини-мастерской, организацию творческих конкурсов, выставок рисунков «Любимое место в городе, оформление окон ДОУ с привлечением родителей; Конкурс рисунков «Любимый город, экологическую акция «Чистый город», участие в городских мероприятиях, посвященных празднованию Дня города.

 «День народного единства» проводится с использованием следующих форм совместной деятельности с детьми: цикл бесед и рассказов на тему «Народы России»; игры-драматизации (по сказкам народов России), подвижные игры народов России; разучивание стихотворений по теме праздника; рассматривание фотографии с изображением памятника К. Минину и Д. Пожарскому, других фотоматериалов, иллюстраций по теме праздника; конструирование: «Старинная крепость», «Кремль» и др.

 «День народного единства» традиционно включает праздничное мероприятие - торжественное посвящение старших дошкольников в Юные Патриоты, что является отправной точкой жизнедеятельности отряда «Патриот». Можно отметить торжественность и важность этого дня в жизни ребят. Так, звучит гимн РФ, под звук фанфар и вынос знамени РФ ребята произносят слова торжественной клятвы юнармейцев:

«Клянемся всегда патриотами быть

Россию свою и беречь, и любить

Родителей, старших людей уважать

Клянемся, клянемся, клянемся!

Клянемся быть лучше добрее всегда

И клятву свою пронести сквозь года

Клянемся, клянемся, клянемся»!

      Юные Патриоты читают стихи о Родине, исполняют отрядную песню, командир отряда провозглашает девиз: «Я Родине своей всегда служить готов!» Все ребята с удовольствием принимают участие в конкурсах: «Собери флаг», «Праздники России», «Пословицы о Родине». Утверждаются законы отряда:

  • - уважать старших;
  • - заботиться о младших;
  • -помогать слабым;
  • -защищать свою Родину;
  • -знать историю своей Родины;
  • -беречь родную природу.

 «День защитника Отечества»: конечно же – это спортивный праздник (с участием пап) «Сильные, смелые, ловкие»; а также: конструирование военной техники; сюжетно-ролевые игры («Пограничники», «Мы солдаты Российской Армии», «Семья»); изготовление совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, совместных выставок; беседы по теме праздника из личного опыта («Мой папа (дедушка) военный» и др.)

 «День Космонавтики» включает: комплекс бесед с детьми по астрономии: «Маленькие планетки», «Камни, которые упали с неба», «Звездные картинки», «Галактика», «Длинноволосые звезды»; беседу-портрет «Знакомьтесь, Гагарин», «Собаки-герои Космоса»; рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий; слушание песен о космосе и космонавтах, «космической» музыки; разучивание стихов о космосе; организацию совместных творческих конкурсов, выставок «Космические дали», создание тематических лэпбуков и пополнение мини-музея «Космос».

Праздник «День победы» проводится в более масштабном формате с учетом городских мероприятий (участие в Акции «Бессмертный полк», «Свеча в окне», целевые прогулки к памятникам героям ВОВ с возложением цветов). Но всегда традиционно организуются тематические утренники «День Победы» с приглашением ветеранов (детей войны), а также просмотр видеофильмов: «Минута памяти», «Как прадеды мир отстояли», «День Победы» и т.д.; обязательна экскурсия в городской краеведческий музей на музейные занятия, например,  «Секреты солдатской котомки»», о подвигах наших воинов, партизан, людей, которые трудились в тылу в городском в детской библиотеке; сюжетно-ролевая игры: «На границе», «Разведчики», «Военные моряки», «Лётчики» «Семья», «Праздничный салют» и др.,

 «День России» проводится, с использованием организации бесед по теме праздника; подвижных игр на прогулке «Передай флаг», «Найди свой цвет». Воспитательная работа с детьми включает также: слушание, разучивание гимна России, песен о России; отгадывание загадок по теме праздника; дидактические игры («Кто больше назовет городов России?», «Государственные праздники России», «Символы России» и др.); рассматривание карты России, фотоальбомов, иллюстраций, репродукций (Россия - огромная многонациональная страна, ее моря, реки, озера, горы, леса, отдельные города, местонахождения своего города или села и др.); викторины познавательного характера «Я живу в России».

 «День Прохоровского поля»: просмотр видеофильмов: «Минута памяти», беседы о войне, о подвигах наших воинов, партизан, людей, которые трудились в тылу; сюжетно-ролевая игра: «На границе», «Разведчики», «Военные моряки», «Лётчики» «Семья», «Праздничный салют»; рассматривание военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций энциклопедий к книгам по теме праздника; Особое место занимают экскурсии и маршруты выходного дня.

Например, экскурсия в городской патриотический клуб «За Родину» позволяет ребятам в непосредственной близости прикоснуться к памятным вещам и документам времен ВОВ, мальчишки и девчонки с интересом разглядывают военную форму, оружие, личные вещи бойцов, бережно сохраненные до наших дней, а руководитель клуба сопровождает показ, рассказом об интересных фактах того героического времени, отвечает на вопросы.

Неоднократно воспитатели старшей группы посещают патриотический клуб «За Родину», совершая маршрут выходного дня с семьями воспитанников. Клуб в настоящее время располагается в новом здании на улице Дзержинского. Теперь в стенах клуба создан настоящий музей, и даже работает отряд юных поисковиков «Дружина». Здесь можно увидеть и обмундирование солдат тех далеких лет, и бережно сохраненные родными и переданные в музей личные вещи бойцов (полевые сумки, фляжки, кружки, награды). В центре зала создана мини-диорама сражения -  картина, где во всю стену в натуральную величину изображено поле боя, а впереди расположены настоящие орудия: пулемет, винтовки. Но к огромному удивлению посетителей, здесь можно не только рассматривать памятные вещи тех великих лет, но даже побывать почти очевидцами, участниками реальных событий военного времени. Навсегда остается в памяти, когда, вдруг в зале раздается рев летящих самолетов, грохот взрывов, скрежет гусениц танков, и очевидцы попадают в настоящий солдатский блиндаж-укрытие от снарядов на поле боя!  

На этом путешествие по страницам военной летописи не заканчивается, а плавно меняет свой путь в историческое прошлое мирных лет, отбрасывая посетителей еще на один век назад.  На цокольном этаже центра размещается зал старины с настоящей русской печью и всеми атрибутами крестьянской избы.

 «День Государственного флага России»: беседа с просмотром видеоролика «Государственные символы России», «Триколор»; тематическое занятие «Наш дом-Россия»; заучивание стихотворений, прослушивание песен о Родине, флаге, России; аппликация «Флажки»; Дидактические игры «Главный город», «Узнай наш флаг», «Собери флаг Российской Федерации».

Красной нитью жизнедеятельности отряда «Патриот» проходит одно из важнейших направлений в работе по патриотическому воспитанию - сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 

Особенно ярко это раскрывается на примерах героев войны, которые совершили невероятные подвиги на поле боя и за ним.

Знакомство дошкольников с историей Великой Отечественной войны и осознание значения в ее победе родного народа - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Для того, чтобы достичь положительного результата, проводится систематическая работа. Знакомя детей с великими событиями военных лет, учитывается то, что информация, которая дается детям, должна вызвать не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Поэтому в старшей и подготовительной группе есть самодельные тематические альбомы с рисунками и стихотворениями, фотоальбомы с моментами семейных поездок в музей в Прохоровке, фотографии пап, братьев, дедушек, иллюстрирующих службу в рядах Российской Армии, семейные проекты. Эти и другие творческие результаты жизнедеятельности отряда размещаются в патриотическом уголке группы.

Ярким примером опыта практической деятельности является, ставшее традицией в детском саду, проведение спортивно-патриотической игры «Зарница». Как правило, игра проводится в преддверии праздника «День победы». Правила игры: команды-участницы получают маршрутные листы с указанием станций-заданий. Каждая команда направляется на станцию. Игра начинается по сигналу. После выполнения задания команда передвигается на следующую станцию (по круговой системе). На каждой станции команда зарабатывает баллы, которые заносятся в маршрутный лист. По окончании игры баллы суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает 1 место. Спортивно-патриотическое соревнование является комплексной игрой и предусматривает несколько этапов-испытаний.

Например, «Полоса препятствий»: метание в мишень теннисных мячей, далее необходимо пройти прямо по бревну, пролезть сквозь тоннель из обручей, выполнить упражнение «Рукоход» на брусьях, лазанье по «Скалодрому», проползти по бревну лежа, подтягиваясь руками.

Другие испытания: «Секретное донесение», «Полевой госпиталь», «Интеллект-викторина», «Песни Победы», «Марш-парад команд».

Зарница на протяжении последних лет стала настоящим праздничным событием. Именно в формате «Зарницы» есть все, что так любят и ждут дети: квест, дух соревнования, преодоление препятствий, командная деятельность, вместе с тем возможность показать свои личные навыки: в быстроте, в смекалке, в ловкости.

Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что воспитанники отряда «Патриот», созданного в рамках «Детского движения «Юный Патриот», к завершению дошкольного возраста обладают высоким уровнем не только познавательного, но и личностного, духовно-нравственного развития.  При реализации деятельности «Детского движения «Юный патриот» можно отметить следующие результаты:

  • Повысилась активность родителей в сотрудничестве с детским садом, педагогом.
  • Происходит осознанность родителями важности совместных семейных мероприятий.
  • Расширяются представления детей о родном городе, его истории и культуре.
  • Пополнение и обогащение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, рисунками, оформленными детьми совместно с родителями, презентациями о городе и крае.
  • Приобретаются знания детей о разнообразии семейного отдыха в родном городе.
  • Увеличивается познавательный интерес к изучению истории, культуры, наследия родного города.

Литература

  1. Караповская Т.А., Калмыкова В.В., «Духовное краеведение для малышей» Авторская программа внеурочной деятельности. Строитель, 2014, –  20 с.                                                                                                                                                                                            

2.  Князева О. Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006, - 304 с.

3.  Маханева М. Д., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. -М., 2009, - 390с.

4.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду.

Здоровье  ребенка- это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится п...

Циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду.

Циклограмма воспитательно-образовательной работы (1-4 недели)....

Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушени...

Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА

В данном методическом пособии раскрываются сущность, содержание, структура иметодика проведения интегрированных занятий; представлены тематические циклыинтегрированных занятий с детьми разных возрастн...

Статья "Основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в де...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...