Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома
материал по теме

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.Особенно остро ситуация складывается в детских домах и интернатах для детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Социальное развитие детей с легкими формами психического недоразвития происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт со взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близким взрослым, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам. Материал содержит  многолетний практический опыт работы с детьми- сиротами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

  Автор:     Пегливанян Светлана Хугасовна – старший воспитатель ГКОУ РО детского дома « Аревик» с.Чалтырь тел: 8-951-518-59-88; адрес 346800 Ростовская обл, Мясниковский р-н, с. Чалтырь, ул Мясникяна, 10 «а».

Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома

«Аревик»

                  В современном обществе неумолимо растет тенденция, вызванная феноменом депривации детства (М.С. Астоянц). Депривация детства – это «нарушение глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем остальным окружающим миром» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых). Наиболее ярко феномен депривации проявляется в группах социального риска: это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных семей и семей группы риска. На сегодняшний день, данный феномен проявляется и в отношении детей, которые воспитываются во вполне благополучных семьях.

      Анализ практической работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что система воспитания детей в этих учреждениях не формирует готовность ребенка к самостоятельной жизни, и воспитанники испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру. Они привыкают больше требовать и получать от общества, чем отдавать взамен.

Основы социализации и социального взаимодействия ребенка.

        Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Г.М. Андреева).

Теоретические вопросы социализации широко изучались в работах И.А. Коробейникова, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.

Психологическая сущность процесса социализации включает следующие положения:

  • процесс социализации совершается на основе постоянного преломления внешних средовых влияний через внутренние условия, в качестве которых выступают индивидные свойства;
  • качественное своеобразие процесса социализации определяется качеством социальной ситуации развития;
  • усвоение ребенком социального опыта опосредуется общением и совместной с другими людьми деятельностью.

      Наиболее изученным является положение об активном характере процесса социализации, определяющем индивидуализацию способов усвоения и воспроизводства социального опыта. В этой связи на первый план выдвигаются особенности мотивационно – потребностной сферы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.Г. Асеев), ценностных ориентаций и установок (М.И. Бобнева, О.И. Зотова, В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая и др.), самосознания (И.С. Кон, В.В. Столин и др.).

  Мы придерживаемся, точки зрения многих исследователей (И.А. Бобылевой, О.В. Заводилкиной, Н.П. Ивановой, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна) о том, что социализация наиболее активно протекает в детстве и имеет две формы:

  • направленную (целенаправленную) – специально разработанную обществом систему средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями  и интересами этого общества;
  • ненаправленную (спонтанную) – автоматическое формирование определенных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

     Социально адаптированное поведение ребенка включает умение свободно выражать свои чувства (как позитивные, так и негативные) во взаимодействии с другими. А также умение чувствовать другого, сопереживать ему.

    Адаптивность – это сложное личностное образование, включающее общественно значимые качества, отражающие взаимодействие с окружающей действительностью и с самим собой.

    Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.

                       

Основы социального взаимодействия.

Особенности социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

     Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

     Особенно остро ситуация складывается в детских домах и интернатах для детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

     Социальное развитие детей с легкими формами психического недоразвития происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт со взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близким взрослым, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам.

            Многие из них не могут назвать свое имя по просьбе взрослого, показать свои части тела и лица, не знают их назначение. У этих детей к 3м годам не формируются представления о себе и о своем «Я».

            Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и самообслуживания. Поскольку у детей с легкими формами умственной отсталости отсутствует потребность во взаимодействии с новыми людьми, у них своевременно не формируется естественная потребность подражать сверстникам.

     Без специальной социализирующей работы ребенок с интеллектуальной недоразвитием оказывается дезадаптированным, что отражается, прежде всего, на его поведении.

     Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования представлений о семье, функционале её членов, определения социальных ролей: по половому и возрастному признакам.

    Обязательна организация и проведение бесед, занятий, экскурсий по ознакомлению  с окружающей действительностью.

       Примерная тематика циклов бесед и занятий с детьми:

  • Социальные эталоны поведения ребенка в различных ситуациях.
  • Семья и особенности взаимоотношений между членами семьи. Роль членов семьи.
  • Положительные образы мальчика и девочки, мужчины и женщины, мужа и жены.
  • Профессии.
  • Особенности общения между людьми в общественных местах.

     

  ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЗДЕЛУ

« Социальный мир»

(«Труд взрослых»).

месяц

тема

Программное содержание

Оснащение педпроцесса

Сентябрь

«Знакомство с группой».

Формировать умение ориентироваться в пространстве групповой комнаты. Формировать элементарные правила поведения в группе. Воспитывать аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам.

Экскурсия в группе, обсуждение рассказа «Шаловливый Витя».

Октябрь

 «Труд помощника воспитателя».

Формировать представления о содержании труда помощника воспитателя, а также назначении соответствующих орудиях труда. Закрепить названия предметов и орудий труда. Закрепить имя и отчество помощника воспитателя. Воспитывать уважение к труду помощника воспитателя.

д/и «Что для чего»

д/и « наведем порядок»

Ноябрь

«Труд врача».

Формировать элементарные представления о содержании труда врача (определяет болезнь или больные места, оказывает медицинскую помощь), о значимости этой профессии для людей. Формировать умение по заданному слову находить среди картинок те, на которых изображены предметы, необходимые для лечения людей. Активизировать  в речи соответствующий словарь.

д/и «Покажи, что назову», «Как врач использует эти предметы», ситуация общения «как доктор лечит людей»

Декабрь

 «Если ты заболел…»

 Продолжать формировать элементарные знания о труде врача. Обогатить игровой опыт детей. Создать условия для активных высказываний детей. Поддерживать интерес к труду врача.

с/р игра « у врача»

Январь

 «Труд помощника воспитателя» (Мытьё полов).

Формировать элементарные знания детей о конкретном трудовом процессе от постановки цели до получения результата. Активизировать слова, обозначающие компоненты трудового процесса. Воспитывать желание поддерживать чистоту в группе; уважение к труду помощника воспитателя.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя во время мытья полов, ситуация общения «Как няня мыла полы» с использованием схем.

Февраль

 «Что делают мама и папа дома».

Формировать элементарные представления о содержании хозяйственно-бытового труда взрослых дома. Помочь в понимании его направленности на заботу о детях и близких родственниках (бабушках, дедушках). Формировать умение отбирать карточки в зависимости от содержания труда (мытьё полов, приготовление обеда, стирка одежды). Воспитывать желание помогать  взрослым.

Рассматривание иллюстраций, ситуации общения «Как мама убирает квартиру», «Как папа помогает маме», «Что для чего?».

Март

 «Труд повара».

Формировать элементарные представления о труде повара, а также его орудиях труда. Формировать умение объяснять назначение предметов труда повара, а также различать орудия труда, относящиеся к людям разных профессий (повар, доктор). Воспитывать чувство благодарности человеку, который делает нужное для детей дело.

Ситуация общения «Как повар готовит обед», Д/и «Что для чего?», «Кому это нужно?».

 

Апрель

 «Труд водителя».

Формировать элементарные представления о содержании труда водителя, значимости его для людей. Воспитывать благодарное чувство к человеку, который делает нужное для детей дело.

Ситуация общения «Откуда в детском  доме  берутся продукты».

 

Май

 «Труд дворника».

Формировать элементарные представления о содержании труда дворника, его рабочем инвентаре. Воспитывать желание помогать дворнику, поддерживать чистоту и порядок на своём участке.

Экскурсии, набор картинок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Тема: «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы».

В папке материал мастер-класса с презентациями и конспектом занятия для средней группы( Интегрируется 7 областей)...

Инновационный проект «Этнические традиции в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»

организация работы по ознакомлению детей с культурой и традициями кубанского казачества....

Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"

"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...

Методическая разработка "Система воспитательно-образовательной работы с детьми ОВЗ"

Система  воспитательно-образовательной работы с детьми компенсирующей направленности подготовительной к школе  группы...

Об инновационном обновлении содержания и форм системы воспитательно-образовательной работы в ДОУ

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержан...

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА

В данном методическом пособии раскрываются сущность, содержание, структура иметодика проведения интегрированных занятий; представлены тематические циклыинтегрированных занятий с детьми разных возрастн...