Познавательно-игровой проект по развитию мелкой моторики В группе раннего возраста на тему: «Веселые пальчики».
проект (младшая группа)
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
В проект включены занятия пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозайки, игры с крупой, с предметами) и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 223.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга
Познавательно-игровой проект по развитию мелкой моторики
В группе раннего возраста на тему:
«Веселые пальчики».
Воспитатели:
Воропаева Н.Ю
Джанаева З.З.
Физкультурный инструктор:
Федотова Е.О.
2022г
Полное название проекта «Весёлые пальчики».
Познавательно- игровой проект по развитию мелкой моторики.
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
В проект включены занятия пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозайки, игры с крупой, с предметами) и др.
Область интеграции: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: познавательно–игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный 1неделя
Участники проекта: дети раннего возраста от 2 до 3 лет, воспитатели, физкультурный инструктор.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для формирования совместной игровой деятельности, с использованием пальчиковых игр.
Тактические цели:
1.Создать условия для формирования самостоятельности в использовании детьми пальчиковых игр.
2.Сформировать у малышей элементарные представления о пальчиковых играх, при помощи пальчикового театра.
3.Организовать благоприятную обстановку, для выполнения простейших игр, последовательно выполняя указания педагога.
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Повысятся знания детей о пользе игр для своего здоровья.
Развивающие:
- совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
Воспитательные:
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты:
1.Проявляют интерес к пальчиковым играм.
2. На овладение рук и пальцев детей, на простые пальчиковые движения.
3. Возрастает речевая активность детей.
Продукт:
1.Картотека пальчиковых игр.
2.Организация пальчиковой гимнастики.
3.Слушание музыкальных произведений.
4.Дидактические игры по теме проекта.
5.Презентация проекта.
Планируемые результаты освоения программы:
- расширение словарного запаса детей;
- улучшение звукопроизношения;
- развитие памяти;
- повышение уровня развития мелкой моторики рук;
- проявление интереса к пальчиковым играм.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Для педагогов:
- Повышение уровня компетенции в развитии у детей первой младшей группы мелкой моторики.
- пополнение предметно-развивающей среды играми по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- консультации для родителей: «В пальчики играем-речь развиваем»; «Как родители могут помочь своему ребенку преодолеть задержку речевого развития»;
- изготовление «сухого бассейна» из пробок;
- повторение с детьми любимых пальчиковых игр.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
- Доброжелательные отношения между детьми, объединение их.
- Умение выражать свои эмоции.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, восприятие художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Используемые принципы реализации данного проекта:
- Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми;
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
- Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие;
- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе;
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок;
- Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;
- Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка;
- Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.
Игровая деятельность является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте.
Занятия игровой деятельностью помогают развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового; усвоению новой информации.
Дети через игру знакомятся с социумом через образы, краски и звуки. В процессе игровой деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй.
Пути решения проекта
- Изготовление памяток и консультаций для родителей;
- Наблюдения, беседы с детьми;
- Пополнение центра «Мелкая моторика».
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 неделя с 26.09.2022-30.09.2022г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Разработка проекта "Весёлые пальчики". Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц; Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта; Организации группового пространства, отвечающего современным требованиям ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде. Изучение методической литературы по данной теме. Подготовка наглядного материала Беседа с детьми «Поиграем с нашими пальчиками» Подготовка картотеки пальчиковых игр Подготовка письменных консультаций для родителей «Значение пальчиковых игр для развития ребенка» , «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры» . | 26.09.2022г. |
2. | Практический этап | Непосредственная образовательная деятельность; Совместная деятельность детей и педагогов; чтение художественной литературы; Беседы ситуативные разговоры; слушание музыки; Игры (дидактические, подвижные и коммуникативные). | 26.09.22г |
3. | Презентация проекта | Презентация проекта о проделанной работе. | 01.102022 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | «Любимые игрушки», «Веселые гуси». | Комплекс утренней гимнастики |
«Детские ладошки», «Ушки на макушки» | Гимнастика после сна | ||
«Дождик», «Что делать после дождика?», «Пузырь». | Малоподвижные игры | ||
«Солнышко и дождик», «Через ручеек». | Подвижные игры Развитие основных видов движений (бег, ходьба) | ||
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». | Игры с прищепками «солнышко», «ежик», «морковка», «цветок», «тучка». |
Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки» | Показ сказки при помощи пальчикового театра «Теремок». | ||
3 | «Познавательное развитие» | Пальчиковая гимнастика «Моя семья», Игры с песком «Найди игрушку» Д/и «Волшебный мешочек» Д/и «Сортируем макароны». | Беседа с детьми «Наши пальчики играют. Разучивание пальчиковых игр. |
| Настольные дидактические игры: шнуровка, собери яички, бусы, тактильные дорожки, прищепки. | ||
4 | художественно-эстетическое развитие. | Рисование пальчиками. | |
5. | «Речевое развитие» | 1. Пальчиковая игра «Засолка капусты». 2.Пальчиковая игра «Как живешь?». | Пальчиковые игры: Пальчиковая игра «Прогулка». Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). |
Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», «Замок». | Заучивание пальчиковой игры «Сказки». Повторение знакомых игр. |
Учебно-методические ресурсы:
• Книги для чтения и рассматривания;
• Пальчиковые дидактические игры;
• Сюжетные картинки.
Материально-технические ресурсы:
В группе организованна предметно-развивающая среда, большое место отведено для игровой зоны, имеется магнитофон.
Критерии оценивания проекта:
- Разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- Формирование интереса к пальчиковым играм, поощряя и развивая стремление детей к -игровой деятельности;
- Взаимодействие детей с взрослыми.
- Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Выводы:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений; возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; удалось достигнуть хороших результатов.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Подведение итогов:
- Созданы картотека пальчиковых игр по темам; пальчиковый театр;
- Пальчиковые игры включаются в НОД, используются на прогулке.
- Дети мотивируются к использованию пальчиковых игр в самостоятельной деятельности, в играх;
- С детьми разучены стихотворения и потешки, которые можно использовать, как пальчиковые игры;
- Разработана информация по теме для родителей;
Взаимодействие с родителями:
- Консультации для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук», «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет для занятий в детском саду и дома»
- Памятки для родителей «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
- Буклет «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
- Размещение информации по проекту: знакомство с проектом «Веселые пальчики».
- Индивидуальные объявления, беседы о начале проекта, его целях, необходимых материалах.
- Обогащение среды: подбор литературы, пальчиковые театры;
Список используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;
7)О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)
8)С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
9) А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:
10)Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Приложение №1
Картотека «Пальчиковые игры».
«Встали наши пальчики» Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца. Остался один большой палец.
Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны. | «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! Показать все пальчики, «играя» ими. |
«На полянке дом стоит» Сложить ладони домиком, так, чтобы | «Этот пальчик хочет спать» Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
«Повстречались». На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го» Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога! | «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! Показать все пальчики, «играя» ими. |
«Ежик» Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. | «Собака» У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака») |
«Зайчата» Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. | «Белочка» Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста на тему: «Играем с зайкой»
Тема: «Играем с зайкой» »Цель: Формировать у детей первоначальный интерес к познанию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-543966-1418716470.jpg)
Методическая разработка по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет на тему: «Веселые пальчики»
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/03/picture-1375281-1641219633.jpg)
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/09/picture-489747-1575893399.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста «Наши пальчики играют»
Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук...
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/28/picture-1492494-1698466568.jpg)
Проект по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Познавательно-игровой долгосрочный проект для детей с ОВЗ...
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Наши пальчики – друзья»
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше р...