«Мотивационная готовность дошкольников к обучению в школе»
материал

Мельниченко Елена Сергеевна

Все вы согласитесь, что в  настоящее время с равной вероятностью встречаются дети, которые хотят и не хотят идти в школу. Обычно взрослые игнорируют данный факт, не задумываясь, что за ним стоит. На самом деле за этим могут скрываться непростые переживания ребенка, его сомнения, которые ему сложно выразить словами. То, что должны в первую очередь знать мы, взрослые, это то, что у ребенка к началу школьного обучения формируется внутренняя позиция школьника. Эта позиция связана с мотивацией, обуславливающей желание идти в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Батаминский детский сад «Улыбка»

«Мотивационная готовность  дошкольников
к обучению в школе»

          Известно, что наиболее большие трудности для самих детей и взрослых связаны с нежеланием детей - учиться. Заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому, мотивационная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например интеллектуальная готовность.

    Все вы согласитесь, что в  настоящее время с равной вероятностью встречаются дети, которые хотят и не хотят идти в школу. Обычно взрослые игнорируют данный факт, не задумываясь, что за ним стоит. На самом деле за этим могут скрываться непростые переживания ребенка, его сомнения, которые ему сложно выразить словами. То, что должны в первую очередь знать мы, взрослые, это то, что у ребенка к началу школьного обучения формируется внутренняя позиция школьника. Эта позиция связана с мотивацией, обуславливающей желание идти в школу.

2 слайд

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений -позицией школьника. Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка в школе и правила поведения будут ему в тягость.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.

     3 слайд

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:

Тип мотива

Пример

1.Социальный

Я хочу в школу  потому, что все дети должны учиться: это нужно и важно

2. Учебно- познавательный

одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает.

В школе я узнаю много нового

3. Оценочный

Я хочу в школу потому,  что там буду получать только «5»

4.Позиционный

Я хочу в школу потому, что там большие, а в детском саду маленькие. Мне купят пенал, тетради, портфель

5.Внешний, не связанный со школой

Пойду в школу  потому, что так мама сказала

6. Игровой

часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки.

Хочу в школу потому, что там можно играть с друзьями.

4 слайд

Каждый из мотивов присутствует у ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна. Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.

5 слайд

Оценивать мотивы у дошкольника сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы можно легко определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации. В наблюдении поможет следующая таблица:

Тип мотива

Поведение ребенка

Социальный

Занимается на занятиях, потому что это важно и нужно

Учебно-познавательный

Занимается лишь тогда, когда ему интересно.

Позиционный

Занимается тогда, когда на занятии много атрибутики и пособий.

Внешний

Занимается, когда настаивает взрослый.

Игровой

Хорошо занимается, когда занятие построено в виде игры

6 слайд

Есть и дополнительные признаки. Большое количество вопросов, широкий круг интересов свидетельствуют о наличии познавательного мотива. Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные, недетские поручения говорят о наличии социального мотива. Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления доказать свою точку зрения свидетельствуют о наличии внешнего мотива.

7 слайд

Формирование мотивов учения и отношения к школе – одна из важных задач детского сада и семьи. Для этого следует вести работу с ребенком по трем направлениям:

1. формировать правильные представления о школе и учении;

2. формировать положительное эмоциональное отношение к учению, школе;

 3. формировать элементарный опыт учебной деятельности.

Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать ребенку условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. 

8 слайд                                                                 

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо использовать различные формы и методы работы:

- беседы о школе,
- чтение рассказов о школе,
- разучивание стихов школьной тематики,
- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,
- рисование школы,
- сюжетно-ролевая игра «Школа»,
- знакомство с букварем,
- прогулка к зданию школы,
- экскурсии в школу,
- экскурсия в класс,
- экскурсия в школьную библиотеку,
- досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления.

Воспитатель может объяснить детям, зачем ходят в школу. Это лучше сделать в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают только в школе») или в доверительной беседе.

В подготовительной группе интерес детей к учебной деятельности обеспечивается не только за счет содержания занятия (хотя этот фактор должен учитываться педагогом при отборе содержания для детских рассказов, для рисунков, аппликаций и т.д.), но и в связи с осознанием детьми значимости занятий для будущего обучения в школе. Воспитателю, опираясь на программное содержание, важно время от времени «перекидывать мостик» от занятия к уроку. Например:

-Ребята, в школе вы, так же как и сейчас, будете учиться составлять задачи.

Или:

- В школе вы тоже будете учиться внимательно, рассматривать картины и рассказывать о том, что на них нарисовано. Давайте научимся сейчас, тогда в школе у вас это будет лучше получаться.

Особый интерес у детей вызывают занятия, на которых они что-то узнают про школу, готовят пособия, которыми они будут пользоваться, став учениками. Так, например, дети слушают рассказы о школе, рассматривают школьные принадлежности, готовят закладки для книг, счетный материал. Иногда воспитатель может предложить: «Давайте сегодня будем заниматься так, как будто мы в школе». Подобная полуигровая ситуация положительно влияет на активность детей. Следует, однако, подчеркнуть, что этот прием ни в коей мере не должен приводить к копированию урока.

Формы приближения старших дошкольников к школе могут быть различными, но все они должны быть связаны с активной деятельностью детей, например, рисование на тему «Как мы готовимся к школе» с последующим рассказыванием, сбор природного материала для уроков труда и т.д. Все задания должны входить в комплекс воспитательной работы, направленной на ознакомление детей со школой.

Одной из форм формирования учебной мотивации является проведение экскурсий в школу, встреч с учителем и учениками. Данные мероприятия помогут создать у ребенка положительную установку на учебу в школе. Важнейшим средством формирования положительного отношения к школе является игра. Игра является социальной практикой ребенка, т.е. проникает в различные виды деятельности, в том числе учение. В игре оказывает комплексное воздействие на развитие всех сторон психики ребенка, в ней развиваются общение, произвольность, мотивационная сфера и т.д.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки - ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Вначале роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.

Л.И. Божович отмечала, что если во время игры в «школу» дети предпочитают роль учеников, то есть эта роль кажется им особенно значимой, то у ребенка сформированы элементы мотивационной готовности. Игра «в школу» имеет огромное значение, где каждый ребенок должен побыть и в роли ученика и в роли учителя. В процессе проведения этой игры надо показать детям примеры взаимодействия учеников между собой, учить их слушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам и целям общей, коллективной деятельности.

Задача воспитателя и родителей не в том, чтобы как можно больше сообщить детям знаний о школе и школьниках. Это все они узнают после поступления в школу. Главная цель состоит в том, чтобы увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать стремление, осознанное желание учиться в школе и естественно связать его с интересными детскими играми, делами, т.е. с жизнью школьников.

9 слайд         

Для того чтобы изучить уровень мотивационной готовности к школе в нашем детском саду педагогом-психологом была выбрана методика определения мотивов учения (М.Р.Гинзбург)

Цель данной методики:выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

В основу предлагаемой методики положен принцип «Персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве  личностной позиции одного из персонажей. Прочитав каждый абзац рассказа, педагог выкладывает соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

10 слайд         

Первый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы мама не заставляла, я бы в школу не ходил. (На столе перед ребёнком выкладывается карточка со схематическим рисунком, который характеризует внешний мотив - рис. 1).

Второй мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Выкладывается карточка с рис.2, характеризующимучебный мотив).

Третий мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть. (Карточка с рис.3 - игровой мотив).

Четвёртый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. (Рис.4 - позиционный мотив). Пятый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь. (Рис.5 - социальный мотив). Шестой мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки. (Рис.6 - мотив получения отметки).

 После прочтения текста ребёнку задаётся ряд вопросов.

1) Кто, по-твоему, из них прав? Почему? (выбор 1)

2) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (выбор 2)

3) С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему? (выбор 3)

Исходя из содержания ответов, делается вывод об уровне сформированности учебных мотивов.

Ребёнок осуществляет последовательно три выбора, соответствующих вопросам.

Оценка результатов.

Ответы (выбор определенной картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает (таблица)

  • Внешний мотив-0 баллов
  • Учебный мотив- 5 баллов
  • Социальный мотив- 3 балла
  • Оценочный- 2 балла
  • Игровой- 1 балл

Экспериментатор фиксирует выборы, они рассматриваются как актуальная приоритетная учебная мотивация ребёнка, особое внимание уделяется первым двум выборам и соотношению их содержания.

11 слайд         

Уровни оценивания:

§ высокий уровень - мотив 2 в обоих существенных выборах;

§ средний уровень - мотив 2 в одном из существенных выборов, мотивы 4, 5, 6 - в другом существенном выборе;

§ низкий уровень - мотив 2 отсутствует в существенных выборах или есть в одном из них, но в другом существенном выборе или в двух из них присутствуют мотивы 1, 3.

 - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе Воспитатель: Мельниченко Е. С. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Батаминский детский сад «Улыбка»

Слайд 2

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности. Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений -позицией школьника.

Слайд 3

Тип мотива Пример 1.Социальный Я хочу в школу потому, что все дети должны учиться: это нужно и важно 2. Учебно- познавательный В школе я узнаю много нового 3. Оценочный Я хочу в школу потому, что там буду получать только «5» 4.Позиционный Я хочу в школу потому, что там большие, а в детском саду маленькие. Мне купят пенал, тетради, портфель 5.Внешний, не связанный со школой Пойду в школу потому, что так мама сказала 6. Игровой Хочу в школу потому, что там можно играть с друзьями.

Слайд 5

Тип мотива Поведение ребенка Социальный Занимается на занятиях, потому что это важно и нужно Учебно-познавательный Занимается лишь тогда, когда ему интересно. Позиционный Занимается тогда, когда на занятии много атрибутики и пособий. Внешний Занимается, когда настаивает взрослый. Игровой Хорошо занимается, когда занятие построено в виде игры

Слайд 6

Большое количество вопросов, широкий круг интересов свидетельствуют о наличии познавательного мотива . Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные недетские поручения говорят о наличии социального мотива . Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления доказать свою точку зрения свидетельствуют о наличии внешнего мотива .

Слайд 7

Формирование мотивов учения и отношения к школе формировать правильные представления о школе и учении формировать положительное эмоциональное отношение к учению, школе формировать элементарный опыт учебной деятельности

Слайд 8

Формы и методы работы: -беседы о школе, - чтение рассказов о школе, - разучивание стихов школьной тематики, - рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, - рисование школы, - сюжетно-ролевая игра «Школа», - знакомство с букварем, - прогулка к зданию школы, - экскурсии в школу, - экскурсия в класс, - экскурсия в школьную библиотеку, - досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления.

Слайд 9

Методика определения мотивов учения (М.Р.Гинзбург) Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 10

Кто, по-твоему, из них прав? Почему? (выбор 1) 2) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (выбор 2) 3) С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему? (выбор 3)

Слайд 11

1. очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов , возможно наличие социальных мотивов; 2. высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов , возможно присутствие учебного и позиционного мотивов; 3. нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов , возможно присутствие социального и оценочного мотивов ; 4. сниженный уровень мотивации , преобладание оценочных мотивов , возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов ; 5. низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов , возможно присутствие оценочного мотива .

Слайд 12

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН работы с детьми 6-7 лет по волевой и мотивационной готовности к обучению в школе

Современная школа требует от детей, поступающих в 1 класс, более сложных форм умственной деятельности, более высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способности к управлению своим...

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Консультация "Формирование мотивационной готовности обучения в школе"

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не только пойти в школу, но и учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социа...

Цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе «Готовлюсь к школе»

Материал представляет собой цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе...

Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет

Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...