НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
методическая разработка (младшая группа)

Липартелиани Наталья Хамзяевна

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_tanets_kak_sredstvo_lichnostnogo_razvitiya.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  

Липартелиани Наталья Хамзяевна, воспитатель

СП «Детский сад» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

E-mail: natusik-65@inbox.ru

Стоящая сегодня перед российским обществом задач формирования новой парадигмы образования влечет за собой необходимость создания педагогических технологий, формирующих особую атмосферу этического и эстетического отношения к людям, окружающему миру, культуре. Спектр дисциплин, отвечающих за духовно-нравственное и физическое воспитание и развитие детей и юношества в рамках педагогического междисциплинарного пространства, нуждается в существенном пересмотре. Мы считаем, что введение в программы образовательных учреждений « Народный танец» может стать одним из эффективных средств реализации означенный целей. Наша позиция основана на глубине убеждений в том, что народный танец обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие дошкольников.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития народное искусство всегда выступало как хранитель нравственного опыта человечества. Танцевальная культура, являясь одной из наиболее устойчивых форм народного искусства, аккумулирующих духовно-практический опыт народы, обладает способами кодирования, хранения и трансляции социокультурных ценностей и смыслов. Это своеобразный институт социализации людей, в первую очередь детей, подростков и молодежи. Картина мира, воспроизводимая в народном танце посредством музыки и действия, дает ребенку надежные нравственные ориентиры в окружающем его пространстве.

Как учебная дисциплина, народный танец характеризуется большой гибкостью организационно-деятельностной и содержательной структур, вариативностью информационных и методических компонентов, способствует усилению эмоционального аспекта обучения, его эстетической, оздоровительной и культурной направленности.

Для современной российской образовательной системы характеры усиление этнизации содержания образования, возрастание роли национальной культуры в процессе социализации личности, и именно этнокультурный фактор должен лечь в основу поликультурного образования, базируясь на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мирное сообщество. При этом необходимо учитывать эволюцию  психофизиологических характеристик воспитанников в рамках тех национальных культур, носителями которых они являются. Понятно, что гуманистические идеи в любой национальной культуре имеют как общие черты, так и глубокие отличия, связанные со своеобразием философско-религиозной мысли, духовного менталитета народа и вероучения, с особенностями исторического развития.

В настоящее время эта проблема решается путем введения в процесс курсов социокультурного, этнокультурного и общеобразовательного характера. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходим прочный фундамент, предполагающий глубокое знание воспитанниками фольклора, традиций и обрядов. Трудно переоценить значение такого культурного феномена, как народный танец.

В нашем детском дошкольном учреждении стоят такие годовые задачи, как:

1. Сохранять и укреплять физическое здоровье воспитанников
посредством использования в образовательном процессе народных игр.
2. Развивать коммуникативные навыки дошкольников
через использование сказок в различных видах детской  деятельности.
3. Воспитывать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические чувства посредством приобщения к народной культуре и традициям народов Поволжья.

Данные задачи направлены на всестороннее развитие дошкольников в разных направлениях. Отталкиваясь от них и от нашей цели в развитии «Народного танца», мы проводим различные занятия, мероприятия, где показываем, как помогает воспитаннику «Народный танец». На занятиях художественно-эстетической направленности проводятся такие занятия, как «История возникновения танца народов России», идет полноценная работа по изучению традиций и танцев народов Поволжья. Проводятся интегрированные занятия «Все о народных танцах Поволжья», «Давайте танцевать», « А ты знаешь танец своего народа?», «Окунемся в прошлое, все о танцах», « Путешествие в мир моего народа».  На каждом концерте, воспитанники показывают разные выученные народные танцы: « Хоровод», «Кадрили», «Пляски», «Перепляс». Так как техника исполнения простая: дошкольники водят хороводы под детскую песню, повторяя слова, меняя направление и используя жестикуляцию, воспитанники с удовольствием учат различные народные танцы:  «Калинка Малинка», «Метелица», «Во поле березка стояла», « Как на тоненькие ледок», «Валенки», «Барыня-Сударыня».

Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества.

Русский танец наиболее распространен в Поволжье. Здесь можно увидеть плавные хороводы, многофигурные кадрили, виртуозные пляски, лихие переплясы, парные танцы и т.д. Что касается Самарской области, то здесь славятся кадрили. В «Смышляевской кадрили» каждая фигура начинается с хлопков, кадриль «Самарка» построена на фольклорном материале.

Самой популярной у башкир является пляска типа «Карми бейеу» (лицом к лицу) - импровизированное соревнование - перепляс исполнителей. Массовые хороводы и сольные танцы башкир основаны, главным образом, на круговых мизансценах. Дополнительным аккомпанементом служит топот ног о твердые настилы. Распространены танцы «Баик», «Дружба», «Бишбармак», «Семь девушек» и т.д.

Марийские танцы разнообразны по характеру исполнения. Они часто сопровождаются частушками и возгласами «Ой», «Ойра». Женский танец - плавный и лиричный, мужской же танец динамичен. Наиболее распространены мужские танцы «Хитрый Миклай», «Горные орлы», «Сын Акпарса».

Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Чувашский танец или пляска почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша.

В современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, и это объясняется, прежде всего, органическим использованием рисунка старинного танца. Такими танцами являются «Новая восьмерка», «Круговой танец», «Звездочка» и многие другие. Это все массовые танцы. По стилю они напоминают русские кадрили. Ряд танцев сопровождаются трехголосным женским хором.

У мордвы есть несколько видов хороводов. Танцы представляют собой сюжеты или производственной сферы или импровизация на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей. Также имеют распространение парные танцы, которые сопровождаются динамизмом. 

Народный танец характеризуется такими качествами, как традиционность ( народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения), синкретичность ( единство танцевального, инструментального и театрально-игрового начал), вариативность ( личностный, родительский исполнительный поиск, ориентированный на заданный традицией образец),коллективность ( ансамблевый характер народных танцев, коллективное начало в детском творчестве), функциональность ( связь народного танца с жизнью, ситуацией исполнения).

Особенность народного танца заключается в том, что посредством  движений, жестов, поз и мимики человек передает те или иные события своей жизни, делится своим опытом, используя танцевальную форму как особый способ самовнушения и самовыражения. В танцах находят художественное воплощение характер, темперамент, эстетические идеалы народы, его отношение к добру и злу как в природе, так и в общественной жизни, гендерные особенности культурного пространства этноса. Под влиянием традиций и обычаев, транслируемых как на поведенческом, так и на когнитивно-эмоциональном уровнях, на занятиях народными танцами дети усваивают стереотипы поведения мужчины и женщины. Традиционный народный танец благодаря своим образам, создающимися с помощью специфических жестов, поз и мимики, оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных способностей. Знакомясь в процессе занятий народными танцами с многообразием форм проявления человеческих взаимоотношений, ребенок учится понимать и уважать культуру, отличную от той, в которой он воспитан, что способствует развитию толерантности.

Народный танец столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культуры разных народов. Н.В. Гоголь писал… « У одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность». [1]

У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой пластический язык, особая координация движений, приемы соотношений движения с музыкой, однако в обрядовых и бытовых танцах многих народов отразились одни и те же ценности. «Народный танец» как предмет, как раз призван научить воспитанников познавать единство этих ценностей и понимать, что форма их выражения может существенно различаться в зависимости от менталитета того или иного народа. А понимание -  это шаг к принятию культуры, к толерантности, к формированию поликультурной личности, способной на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнокультурных ценностей.

Через народный танец ребенок учится осмысливать систему « человек – мир» на разных уровнях ее функционирования, обучается образному, визуальному мышлению, переводу внешнего языка на внутренний язык образно-концептуальных моделей действительности. Народный танец исторически создавался и развивался на основе целостного восприятия картины мира в единстве мысли и чувства, выступая как средство сохранения и передачи национальной самобытности и менталитета, рационального и эмоционального опыта, нравственных, моральных традиций и устоев.

Занятия народными танцами являются одним из лучших единственных и доступных видов здоровьесберегающих технологий.  В истории культуры накоплен богатейший опыт использования человеком разнообразных форм организованного физического движения, посредством которых у представителей разных народов веками вырабатывались не только физические, но и определенные психологические характеристики. Существуют целые пласты традиционных форм двигательной культуры,  которые в принципе не могут быть заменены иными, новыми.

Помимо того, что занятия народными танцам придают формирующейся детской осанке грациозность, а также положительно воздействуют на общее физическое здоровье, развивая гибкость и пластичность, они способствуют формированию у дошкольников физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитывают у них культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Народный танец, интегрированный с физическими занятиями, предоставляет возможности для физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям дошкольников. В процессе занятий народными танцами воспитанники приобретают необходимые навыки владения своим телом, что способствует развитию культуры физических движений.

Введение дисциплины «Народный танец» может служить эффективным средством решения такой проблемы обучения и воспитания, как формирование психоэмоциональной сферы личности. Психоэмоциональная сфера, основная из определяющих внутренний мир человека и его поступки, оказывает прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, раскрытие всего многообразия качеств личности. С психологической точки зрения во время занятий народными танцами воспитанники приучаются не просто к общению со сверстниками, а умению выстраивать эти отношения, в том числе на невербальном уровне.


Литература

  1. Гоголь Н.В. Петербургские записки 1836 года // Полн.собр.соч. – Т.8. – С. 184-185
  2. Елканова Т.М. Концептуальная модель локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня, - 2009. - №7. – С. 56-59
  3. Елканова Т.М., Белогуров А.Ю. Обще-гуманитарный базис современной системы образования ( попытка концептуально-теоретической модели) // Высшее образование в России. - №4. – С. 64-66.
  4. Морева О.Л. Этнопедагогизация процесса полихужожественного воспитания младших подростков: Автореф. дис. …канд. пед.наук. – Л.; М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Танец - как средство физического развития и воспитания дошкольников"

Танец служит для ребенка не только средством психофизиологической регуляции, но  и  средством установления межличностных отношений в группе....

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одно из главных условий развития детского творчества — приоритетное внимание к следующим видам деятельности: игровой, учебной, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, музыкальн...

Консультация для воспитателей «Музыка и танец – как средство эстетического развития дошкольников»

Консультация для воспитателей«Музыка и танец – как средство эстетического развития дошкольников»...

Статья "Русский народный танец как средство приобщения детей к национальной культуре"

В статье рассматривается влияние русского народного танца на приобщение детей  к русской национальной культуре.  Как  же при помощи танца раскрыть богатую русскую культуру....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Творческий проект «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ

Русский народный танец , как средство гармоничного развития дошкольников...

для педагогов - консультация: "Русский народный танец, как средство эстетического воспитания детей"

Повышать компетентность педагогов в вопросе эстетического воспитания дошкольников. Формировать представление о русском народном танце, как средстве эстетического развития детей....

Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста...